Ограбление по-чешски
У государства воруют не только в России. Интересные коррупционные технологии применяют в Чехии. Есть в этой стране находящаяся в перманентном кризисе государственная авиакомпания «Чешские авиалинии», которая привлекательна именно тем, что все время оказывается на краю банкротства.
Но, поскольку компания вроде как «национальное достояние», то ей постоянно идут на уступки, создают льготный режим и еще больше усугубляют ситуацию.
Парадокс ситуации заключается в том, что именно проблемный актив открывает возможности для коррупционного творчества чиновников. Если бы «Чешские авиалинии» были успешной, прибыльной компанией, то они исправно пополняли бы налогами госбюджет, но не карман чиновников. А там, где есть проблемный госактив, чиновник может вмешаться и провернуть прибыльную схему.
Один из старых, но верных приемов вывода активов – это дробление компании. Головная компания показывает убыточную отчетность, а «дочки» странным образом оказываются в прибыли. Убыточная отчетность позволяет «оптимизировать» налоговую базу компании и просить государство о помощи национальному авиаперевозчику, а прибыль от мелких подразделений как бы сама по себе, но попадает в карманы все тех же «эффективных менеджеров».
Среди «дочек» «Чешских авиалиний» по итогам прошлого года прибыльными оказались Amadeus Marketing CSA, представляющая международную систему бронирования авиабилетов «Амадеус», и CSA Services, являющаяся агентством по подбору персонала. Прибыль CSA Services увеличилась в течение года на 38% и составила 3 млн. крон. А «Чешские авиалинии» терпят убытки и планируют радикальное сокращение штатов.
Но менеджмент компании и благоволящие к нему госчиновники, войдя во вкус, решили провернуть более грандиозные комбинации. Вместе с аэропортом Праги «Чешские авиалинии» создали совместный холдинг. Это было в очередной раз мотивировано заботой государства о «национальном достоянии». Аэропорт, в отличие от авиакомпании, предприятие прибыльное и используется менеджментом «Чешских авиалиний» в качестве «дойной коровы». Проще говоря, убытки авиакомпании покрываются за счет доходов аэропорта.
Наверное, и эта схема работала бы безотказно, если бы Чехия не входила в состав ЕС. Всеми этими манипуляциями уже заинтересовалась Европейская комиссия и эксперты ожидают, что до конца года она признает создание холдинга незаконным. Но и на процессе «развода» с аэропортом «Чешские авиалинии» планируют заработать. Информированные источники свидетельствуют, что менеджмент авиакомпании собирается продать аэропорту «в нагрузку» ряд своих убыточных подразделений.
Но и это еще не все. «Чешские авиалинии» ожидает разбирательство по делу получения 2.5 млрд. крон. Государство выдало крупный кредит компании «Осинк», а та, в свою очередь, ссудила 2.5 млрд. крон «Чешским авиалиниям». После чего «Осинк» обанкротилась, а авиакомпания получила возможность списать долг. Но в дело опять вмешалась Европейская комиссия. Ожидается заведение уголовного дела.
Если бы европейские комиссары не ограничивали коррупционное творчество менеджмента «Чешских авиалиний», то мы имели бы возможность познакомиться с новыми схемами вывода активов и ограбления государства. Вместо этого «Чешские авиалинии» ожидают суды и уголовные дела.
Когда бравый солдат Швейк обводил вокруг пальца чиновников Австро-Венгерской империи, то это вызывало восторг и сочувствие у читателей. Но «Чешские авиалинии» обманывают не империю, а собственное государство, чешских налогоплательщиков и последовательно разваливают национальную авиакомпанию. Такие «эффективные менеджеры» не вызывают симпатий и восторгов публики. Не приходится сомневаться, что в ходе следствия всплывут и другие факты коррупционного творчества руководителей «Чешских авиалиний» и примкнувших к ним госчиновников.
Парадокс ситуации заключается в том, что именно проблемный актив открывает возможности для коррупционного творчества чиновников. Если бы «Чешские авиалинии» были успешной, прибыльной компанией, то они исправно пополняли бы налогами госбюджет, но не карман чиновников. А там, где есть проблемный госактив, чиновник может вмешаться и провернуть прибыльную схему.
Один из старых, но верных приемов вывода активов – это дробление компании. Головная компания показывает убыточную отчетность, а «дочки» странным образом оказываются в прибыли. Убыточная отчетность позволяет «оптимизировать» налоговую базу компании и просить государство о помощи национальному авиаперевозчику, а прибыль от мелких подразделений как бы сама по себе, но попадает в карманы все тех же «эффективных менеджеров».
Среди «дочек» «Чешских авиалиний» по итогам прошлого года прибыльными оказались Amadeus Marketing CSA, представляющая международную систему бронирования авиабилетов «Амадеус», и CSA Services, являющаяся агентством по подбору персонала. Прибыль CSA Services увеличилась в течение года на 38% и составила 3 млн. крон. А «Чешские авиалинии» терпят убытки и планируют радикальное сокращение штатов.
Но менеджмент компании и благоволящие к нему госчиновники, войдя во вкус, решили провернуть более грандиозные комбинации. Вместе с аэропортом Праги «Чешские авиалинии» создали совместный холдинг. Это было в очередной раз мотивировано заботой государства о «национальном достоянии». Аэропорт, в отличие от авиакомпании, предприятие прибыльное и используется менеджментом «Чешских авиалиний» в качестве «дойной коровы». Проще говоря, убытки авиакомпании покрываются за счет доходов аэропорта.
Наверное, и эта схема работала бы безотказно, если бы Чехия не входила в состав ЕС. Всеми этими манипуляциями уже заинтересовалась Европейская комиссия и эксперты ожидают, что до конца года она признает создание холдинга незаконным. Но и на процессе «развода» с аэропортом «Чешские авиалинии» планируют заработать. Информированные источники свидетельствуют, что менеджмент авиакомпании собирается продать аэропорту «в нагрузку» ряд своих убыточных подразделений.
Но и это еще не все. «Чешские авиалинии» ожидает разбирательство по делу получения 2.5 млрд. крон. Государство выдало крупный кредит компании «Осинк», а та, в свою очередь, ссудила 2.5 млрд. крон «Чешским авиалиниям». После чего «Осинк» обанкротилась, а авиакомпания получила возможность списать долг. Но в дело опять вмешалась Европейская комиссия. Ожидается заведение уголовного дела.
Если бы европейские комиссары не ограничивали коррупционное творчество менеджмента «Чешских авиалиний», то мы имели бы возможность познакомиться с новыми схемами вывода активов и ограбления государства. Вместо этого «Чешские авиалинии» ожидают суды и уголовные дела.
Когда бравый солдат Швейк обводил вокруг пальца чиновников Австро-Венгерской империи, то это вызывало восторг и сочувствие у читателей. Но «Чешские авиалинии» обманывают не империю, а собственное государство, чешских налогоплательщиков и последовательно разваливают национальную авиакомпанию. Такие «эффективные менеджеры» не вызывают симпатий и восторгов публики. Не приходится сомневаться, что в ходе следствия всплывут и другие факты коррупционного творчества руководителей «Чешских авиалиний» и примкнувших к ним госчиновников.