Но, поскольку компания вроде как «национальное достояние», то ей постоянно идут на уступки, создают льготный режим и еще больше усугубляют ситуацию.
Парадокс ситуации заключается в том, что именно проблемный актив открывает возможности для коррупционного творчества чиновников. Если бы «Чешские авиалинии» были успешной, прибыльной компанией, то они исправно пополняли бы налогами госбюджет, но не карман чиновников. А там, где есть проблемный госактив, чиновник может вмешаться и провернуть прибыльную схему.
Один из старых, но верных приемов вывода активов – это дробление компании. Головная компания показывает убыточную отчетность, а «дочки» странным образом оказываются в прибыли. Убыточная отчетность позволяет «оптимизировать» налоговую базу компании и просить государство о помощи национальному авиаперевозчику, а прибыль от мелких подразделений как бы сама по себе, но попадает в карманы все тех же «эффективных менеджеров».
Среди «дочек» «Чешских авиалиний» по итогам прошлого года прибыльными оказались Amadeus Marketing CSA, представляющая международную систему бронирования авиабилетов «Амадеус», и CSA Services, являющаяся агентством по подбору персонала. Прибыль CSA Services увеличилась в течение года на 38% и составила 3 млн. крон. А «Чешские авиалинии» терпят убытки и планируют радикальное сокращение штатов.
Но менеджмент компании и благоволящие к нему госчиновники, войдя во вкус, решили провернуть более грандиозные комбинации. Вместе с аэропортом Праги «Чешские авиалинии» создали совместный холдинг. Это было в очередной раз мотивировано заботой государства о «национальном достоянии». Аэропорт, в отличие от авиакомпании, предприятие прибыльное и используется менеджментом «Чешских авиалиний» в качестве «дойной коровы». Проще говоря, убытки авиакомпании покрываются за счет доходов аэропорта.
Наверное, и эта схема работала бы безотказно, если бы Чехия не входила в состав ЕС. Всеми этими манипуляциями уже заинтересовалась Европейская комиссия и эксперты ожидают, что до конца года она признает создание холдинга незаконным. Но и на процессе «развода» с аэропортом «Чешские авиалинии» планируют заработать. Информированные источники свидетельствуют, что менеджмент авиакомпании собирается продать аэропорту «в нагрузку» ряд своих убыточных подразделений.
Но и это еще не все. «Чешские авиалинии» ожидает разбирательство по делу получения 2.5 млрд. крон. Государство выдало крупный кредит компании «Осинк», а та, в свою очередь, ссудила 2.5 млрд. крон «Чешским авиалиниям». После чего «Осинк» обанкротилась, а авиакомпания получила возможность списать долг. Но в дело опять вмешалась Европейская комиссия. Ожидается заведение уголовного дела.
Если бы европейские комиссары не ограничивали коррупционное творчество менеджмента «Чешских авиалиний», то мы имели бы возможность познакомиться с новыми схемами вывода активов и ограбления государства. Вместо этого «Чешские авиалинии» ожидают суды и уголовные дела.
Когда бравый солдат Швейк обводил вокруг пальца чиновников Австро-Венгерской империи, то это вызывало восторг и сочувствие у читателей. Но «Чешские авиалинии» обманывают не империю, а собственное государство, чешских налогоплательщиков и последовательно разваливают национальную авиакомпанию. Такие «эффективные менеджеры» не вызывают симпатий и восторгов публики. Не приходится сомневаться, что в ходе следствия всплывут и другие факты коррупционного творчества руководителей «Чешских авиалиний» и примкнувших к ним госчиновников.