Европа всеми силами продолжает препятствовать выходу российского бизнеса в страны ЕС. Буквально на прошлой неделе истерию «Спасайся, русские идут!» подняли власти Венгрии, где российский «Сургутнефтегаз» купил 21% акций энергетической компании MOL.
На этой неделе эстафету у венгров подхватили чехи, призвавшие не допускать российский «Аэрофлот» до конкурса по продаже 91,5% акций национального перевозчика Чехии Czech Airlines. Помимо «Аэрофлота» предварительные заявки на конкурс также подали франко-голландская Air France-KLM и чешские инвестфонды Odien и Unimex.
В интервью чешской газете Pravo глава парламентского комитета по безопасности Франтишек Бублан рассказал о результатах проверки чешскими спецслужбами претендентов на CSA. «Все они вызывают ряд вопросов, но к «Аэрофлоту» их больше всего», - цитирует его слова «Коммерсант». По словам Бублана, чешские спецслужбы указали на потенциальные риски для национальной безопасности, на структуру собственности и уровень безопасности полетов «Аэрофлота».
Формирование негативного отношения к «Аэрофлоту» у чешской общественности продолжается уже несколько месяцев. Например, в феврале влиятельный чешский экономический журнал Ekonom прямо призвал «не допустить продажи «Чешских авиалиний» и пражского аэропорта России». «Пусть лучше CSA сократит рейсы, чем мы будем бояться, что агенты российских спецслужб получили доступ ко всей информации, когда, куда и с кем мы летим», - пишет автор статьи, председатель правления издательства Economia Михал Клима (перевод на сайте Inosmi.Ru).
В своем материале господин Клима напоминает, что его страна «два десятка лет жила под тяжестью русской военной оккупации», а «кремлевские политики сорок лет распоряжались - прямо и косвенно - жизнью граждан». И вот, в год, когда отмечается 20-летие политических перемен, русские могут получить контроль над национальным перевозчиком Чехии.
«Мы не должны продавать ни одну компанию российским инвесторам, которые контролируются Кремлем», - призывает господин Клима. И добавляет: «Лучше мы будем покрывать из своих налогов убытки «Чешских авиалиний», чем летать авиакомпанией, принадлежащей российской полугосударственной фирме».
В самом «Аэрофлоте» отказываться от участия в конкурсе не собираются. Замгендиректора российского перевозчика Лев Кошляков заявил «Коммерсанту», что «в чешском правительстве есть разные позиции, но считаем, что это скорее проявление политической нестабильности в стране, чем плохого отношения к «Аэрофлоту».
Что же касается «уровня безопасности полетов», по которому у чешских спецслужб возникли вопросы к «Аэрофлоту», то буквально на днях немецкий журнал Aero International, ссылаясь на данные бюро по расследованию несчастных случаев при авиаперелетах JACDEC, опубликовал рейтинг самых безопасных авиакомпаний мира. Всего в списке оказалось 60 перевозчиков, а единственной российской компанией, попавшей в рейтинг, стал «Аэрофлот». Он занимает 49-е место. Air France – на 30-м месте. Французов эксперты оценивали без голландской KLM, которая, кстати, в рейтинг вообще не попала. Нет в списке и Czech Airlines.
Борьба за CSA – это уже третья попытка «Аэрофлота» купить европейского перевозчика. Напомним, ранее «Аэрофлот» заявлял о намерениях покупки итальянской Alitalia и сербской JAT. Но обе попытки были неудачными.
Окончательный ответ по допуску претендентов на аукцион чешские власти обещают дать летом. За пакет акций CSA чехи намерены выручить не менее $270 млн. Победителем признают того участника, кто предложит максимальную цену. При этом условия конкурса обязывают участника сохранить за CSA статус чешского национального перевозчика и вкладывать деньги в развитие пражского аэропорта.