Ошибся на $8 млрд. или с чем останется РЖД после ухода Владимира Якунина
Российские железные дороги стремительно набирают долги и по дешевке распродают выгодные активы. На фоне усиливающихся разговоров о том, что с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным не будет продлен контракт, истекающий летом 2011 года.
Возглавляемая им корпорация все чаще удивляет специалистов своими странными манипуляциями с финансами и активами монополии.
7 декабря заместитель директора департамента по финансам РЖД Павел Ильичев заявил, что компания планирует в 2011г. выпустить еврооблигации в объеме 300-600 млн долл. По его словам, нижняя граница диапазона размещения - 300-400 млн долл., верхняя граница - 600-700 млн долл.
«Я бы сказал, что диапазон 300-600 млн долл. - это индикатив - в зависимости от того, в каком состоянии будет рынок, каков будет спрос», - скромно отметил он. Именно по своей скромности он забыл рассказать журналистам, что скорее всего обслуживание нового долга обойдется РЖД примерно в 25 миллионов долларов, и это, не считая щедрых выплат приближенным инвестбанкирам, привлекаемым к размещению евробондов, которые, по мнению аналитиков, составят еще 10 миллионов.
Зачем же ОАО «РЖД» снова потребовались займы, если еще весной этого года железнодорожники выпустили еврооблигаций на 1,5 миллиарда долларов? Если верить официальным сообщениям из корпорации, то, конечно, на развитие железных дорог. Например, 8,7 миллиардов рублей ОАО «РЖД» до 2013 года планирует направить на реализацию программы по внедрению ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте. Дело, конечно, хорошее. Но единственное, что смогла рассказать об этой программе пресс-служба железнодорожников, это то, что РЖД запланированы пилотные проекты по замене на вокзалах и пригородных станциях лампочек старого образца на инновационные светодиодные. А ведь на эти 290 миллионов долларов, те самые которые РЖД планирует занимать у инвесторов, можно было бы целый завод по производству этих лампочек в России построить.
Страшно подумать, какие займы потребуются железнодорожникам, когда и эти лампочки перегорят. В общем, очередной сюжет для борца с коррупцией Алексея Навального. Понятно, что при таких накладных расходах никаких кредитов не хватит. Поэтому Владимир Якунин предложил правительству России «продать что-нибудь ненужное», чтобы как-то компенсировать свои расходы на инновационность.
По данным газеты «Коммерсант», 1 декабря ОАО «РЖД» смогло утвердить в президиуме правительства РФ финансовый план 2011 года, в котором заложены доходы от продажи, в том числе, 75% акций крупнейшей в России Первой грузовой компании (ПГК). Удивление у рынка этот факт не вызвал. О том, что Владимир Якунин вместе со своим старым товарищем Геннадием Тимченко положил глаз на эту компанию, знали многие. Шок у аналитиков вызвала цена, по которой Якунин собрался отдать крупнейшего в России оператора подвижного железнодорожного состава с парком в 200 тыс. вагонов – $2,93 млрд. Эта цена даже ниже стоимости самих вагонов, а если говорить о ПГК не только как об активе, но и как о бизнесе, который по финансовому плану в 2011 году должен принести прибыль в размере 9,786 млрд руб, то объявленная стоимость – просто смехотворна.
Интересно, что еще в сентябре сам Владимир Якунин в интервью РИА «Новости» оценивал ПГК по максиму - в $12 млрд! Спустя всего месяц, сославшись на экспертов, Якунин понизил свою оценку до $5 млрд. Но даже эта цифра до заседания президиума правительства не дожила – снизившись всего до $3,8 млрд за 100% акций. Какова же реальная цена ПГК и почему ее решили отдать за бесценок? На первый вопрос получить ответ не сложно, в мире существуют довольно точные и объективные методики, позволяющие определять рыночную стоимость компаний.
Газета «Коммерсант» выяснила у руководителя отдела маркетинга и аналитических исследований лизинговой компании Brunswick Rail Дмитрия Бовыкина, что в финплане ПГК оценена на минимальном уровне. Эксперт пояснил, что если весь парк компании — около 200 тыс. вагонов — разделить на лоты по 10 тыс. вагонов и продавать на аукционах, аналогичных тем, которые проводило ОАО «РЖД» в этом году, то подвижной состав компании можно было бы продать за $3,9 млрд (120 млрд руб.). Сама ПГК по финплану должна в 2011 году потратить на обновление парка 31,8 млрд руб.
«Средний возраст парка ПГК — около 20 лет, поэтому ее вагоны могут стоить вдвое дороже старых вагонов ЛАЛ РЖД, которые продавались на аукционе, то есть по 6 млрд руб. за 10 тыс. единиц подвижного состава»,— поясняет он. Однако, продавая ПГК как бизнес, ОАО «РЖД» должно получить увеличение номинальной оценочной стоимости, уточняет господин Бовыкин. Глава аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов называл «Коммерсанту» объективной цену за ПГК $5 млрд. А Елена Сахнова из «ВТБ Капитала» поднимает ее выше, до $6 млрд.
«Сейчас стоимость Globaltrans с учетом долга $300 млн оценивается на уровне $3,2 млрд, ПГК должна стоить как минимум вдвое больше»,— пояснила аналитик. Что же касается, ответа на вопрос о том, почему РЖД планируют сбыть отличный актив по явно заниженной цене, то мнения экспертов не менее единодушны: «Все говорит о том, что ПГК готовится под продажу конкретному покупателю по минимальной цене. Такие договоренности не могут проходить без ведома первого лица монополии, поэтому волне возможно, что Владимир Якунин перед уходом из РЖД через продажу Первой грузовой компании готовит себе и своей команде «золотой парашют».
7 декабря заместитель директора департамента по финансам РЖД Павел Ильичев заявил, что компания планирует в 2011г. выпустить еврооблигации в объеме 300-600 млн долл. По его словам, нижняя граница диапазона размещения - 300-400 млн долл., верхняя граница - 600-700 млн долл.
«Я бы сказал, что диапазон 300-600 млн долл. - это индикатив - в зависимости от того, в каком состоянии будет рынок, каков будет спрос», - скромно отметил он. Именно по своей скромности он забыл рассказать журналистам, что скорее всего обслуживание нового долга обойдется РЖД примерно в 25 миллионов долларов, и это, не считая щедрых выплат приближенным инвестбанкирам, привлекаемым к размещению евробондов, которые, по мнению аналитиков, составят еще 10 миллионов.
Зачем же ОАО «РЖД» снова потребовались займы, если еще весной этого года железнодорожники выпустили еврооблигаций на 1,5 миллиарда долларов? Если верить официальным сообщениям из корпорации, то, конечно, на развитие железных дорог. Например, 8,7 миллиардов рублей ОАО «РЖД» до 2013 года планирует направить на реализацию программы по внедрению ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте. Дело, конечно, хорошее. Но единственное, что смогла рассказать об этой программе пресс-служба железнодорожников, это то, что РЖД запланированы пилотные проекты по замене на вокзалах и пригородных станциях лампочек старого образца на инновационные светодиодные. А ведь на эти 290 миллионов долларов, те самые которые РЖД планирует занимать у инвесторов, можно было бы целый завод по производству этих лампочек в России построить.
Страшно подумать, какие займы потребуются железнодорожникам, когда и эти лампочки перегорят. В общем, очередной сюжет для борца с коррупцией Алексея Навального. Понятно, что при таких накладных расходах никаких кредитов не хватит. Поэтому Владимир Якунин предложил правительству России «продать что-нибудь ненужное», чтобы как-то компенсировать свои расходы на инновационность.
По данным газеты «Коммерсант», 1 декабря ОАО «РЖД» смогло утвердить в президиуме правительства РФ финансовый план 2011 года, в котором заложены доходы от продажи, в том числе, 75% акций крупнейшей в России Первой грузовой компании (ПГК). Удивление у рынка этот факт не вызвал. О том, что Владимир Якунин вместе со своим старым товарищем Геннадием Тимченко положил глаз на эту компанию, знали многие. Шок у аналитиков вызвала цена, по которой Якунин собрался отдать крупнейшего в России оператора подвижного железнодорожного состава с парком в 200 тыс. вагонов – $2,93 млрд. Эта цена даже ниже стоимости самих вагонов, а если говорить о ПГК не только как об активе, но и как о бизнесе, который по финансовому плану в 2011 году должен принести прибыль в размере 9,786 млрд руб, то объявленная стоимость – просто смехотворна.
Интересно, что еще в сентябре сам Владимир Якунин в интервью РИА «Новости» оценивал ПГК по максиму - в $12 млрд! Спустя всего месяц, сославшись на экспертов, Якунин понизил свою оценку до $5 млрд. Но даже эта цифра до заседания президиума правительства не дожила – снизившись всего до $3,8 млрд за 100% акций. Какова же реальная цена ПГК и почему ее решили отдать за бесценок? На первый вопрос получить ответ не сложно, в мире существуют довольно точные и объективные методики, позволяющие определять рыночную стоимость компаний.
Газета «Коммерсант» выяснила у руководителя отдела маркетинга и аналитических исследований лизинговой компании Brunswick Rail Дмитрия Бовыкина, что в финплане ПГК оценена на минимальном уровне. Эксперт пояснил, что если весь парк компании — около 200 тыс. вагонов — разделить на лоты по 10 тыс. вагонов и продавать на аукционах, аналогичных тем, которые проводило ОАО «РЖД» в этом году, то подвижной состав компании можно было бы продать за $3,9 млрд (120 млрд руб.). Сама ПГК по финплану должна в 2011 году потратить на обновление парка 31,8 млрд руб.
«Средний возраст парка ПГК — около 20 лет, поэтому ее вагоны могут стоить вдвое дороже старых вагонов ЛАЛ РЖД, которые продавались на аукционе, то есть по 6 млрд руб. за 10 тыс. единиц подвижного состава»,— поясняет он. Однако, продавая ПГК как бизнес, ОАО «РЖД» должно получить увеличение номинальной оценочной стоимости, уточняет господин Бовыкин. Глава аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов называл «Коммерсанту» объективной цену за ПГК $5 млрд. А Елена Сахнова из «ВТБ Капитала» поднимает ее выше, до $6 млрд.
«Сейчас стоимость Globaltrans с учетом долга $300 млн оценивается на уровне $3,2 млрд, ПГК должна стоить как минимум вдвое больше»,— пояснила аналитик. Что же касается, ответа на вопрос о том, почему РЖД планируют сбыть отличный актив по явно заниженной цене, то мнения экспертов не менее единодушны: «Все говорит о том, что ПГК готовится под продажу конкретному покупателю по минимальной цене. Такие договоренности не могут проходить без ведома первого лица монополии, поэтому волне возможно, что Владимир Якунин перед уходом из РЖД через продажу Первой грузовой компании готовит себе и своей команде «золотой парашют».