Пиар в законе
Проект закона «О противодействии коррупции» может быть внесен в Госдуму вскоре после инаугурации Дмитрия Медведева, которая состоится 7 мая. По словам первого зампреда комитета Госдумы по безопасности Михаила Гришанкова (фракция «Единая Россия»), уже в этом году законопроект будет одобрен.
В нижнюю палату парламента, скорее всего, его внесет новый президент РФ. Это станет вполне последовательным шагом Дмитрия Медведева после его неоднократных заявлений о необходимости усиления борьбы с коррупцией.
Призывы бороться с коррупцией звучат давно, причем с самой верхушки вертикали власти. Однако все они до сих пор почему-то не подкреплялись соответствующими делами. Михаил Гришанков не раз говорил о том, что антикоррупционный закон Россия должна принять во исполнение ратифицированной конвенции ООН против коррупции. В мае прошлого года Гришанков пообещал, что закон о противодействии коррупции будет принят до конца декабря. В ноябре проект, написанный межведомственной рабочей группой под руководством помощника президента Виктора Иванова, был направлен в главное правовое управление президента РФ. Гришков пообещал, что закон впервые даст определение таким понятиям, как «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции». Однако проект так и остался лежать под сукном. Эксперты объясняют это тем, что властям невыгодно принимать антикоррупционный закон, поскольку он может затронуть интересы наиболее влиятельных чиновников (например, декларирование доходов не только самими чиновниками, но их ближайшими родственниками, многие из которых, как известно, весьма богаты).
Текст антикоррупционного законопроекта в настоящее время находится за семью печатями: ознакомться с ним могут лишь те, кто входит в состав межведомственной рабочей группы, которая занимается разработкой проекта, да и то лишь с разрешения администрации президента. Такая секретность вызывает недоумение у многих депутатов. По мнению некоторых из них, закон готовится «под существующую власть» и с учетом ее интересов.
Гришенков сообщил, что сущность коррупции в документе определяется как «незаконное использование публичным должностным лицом своего властного или служебного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженном с получением личной выгоды».
Какие именно деяния подпадут под эту статью, господин Гришанков вчера не перечислил. Первый зампред комитета Госдумы по безопасности также не уточнил, какие именно способы противодействия коррупции будут предусмотрены новым законом. Тем не менее, по словам Гришанкова, «система мер противодействия строится на использовании, прежде всего, мер упреждения, направленных, в частности, на создание в государственной и муниципальной службе «атмосферы невыгодности» коррупционного поведения».
Иными словами, упор делается на мерах «предупредительного, профилактического характера», которые, как выразился Гришанков, «прописаны детально в Уголовном кодексе». Например, одной из предупредительных мер может быть запрет чиновникам, покидающим госслужбу, в течение двух-трех лет наниматься на работу в те компании, которые раньше находились «в зоне их ответственности». Однако, по мнению экспертов, это положение может наоборот увеличить число коррупционеров, поскольку чиновник, зная о таком запрете, постарается обеспечить свое будущее за счет более крупных поборов.
В новом законе, по мнению Гришанкова, будут предусмотрены четкие наказания для чиновников и в административной сфере. Для этого, по мнению депутата, необходимо тщательно «прописать случаи недостоверного предоставления информации об имуществе чиновника», а провинившихся наказывать «вплоть до увольнения».
По словам Гришанкова, «для успешной реализации национальной антикоррупционной стратегии» будет создан специальный орган, который займется координацией, организацией и контролем реализации национальной стратегии противодействия коррупции. Однако этот орган не должен быть правоохранительным, ведь в стране, по словам депутата, «достаточно структур, которые обладают полномочиями по ведению оперативно-розыскной деятельности».
О том, что закон «О противодействии коррупции» станет частью пиара нового президента, не сомневаются многие наблюдатели. В частности, в КПРФ отметили, что ратующие за борьбу с коррупцией депутаты фактически потворствуют ей. Недавно, например, они «завернули» протокольное поручение депутата фракции КПРФ Владимира Кашина, который хотел, чтобы комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии обратился в соответствующие государственные органы с запросом в связи с выявленными фактами распродажи по бросовым ценам подмосковного леса в интересах Романа Абрамовича.
«Со времени вступления в силу нового Лесного кодекса РФ число махинаций с лесными землями резко выросло. Они стали привлекательными, прежде всего, для криминально-бюрократического российскою капитала. Одним из примеров таких махинаций стала распродажа Мослесхозом 991 га подмосковного леса. Победителями торгов оказались известные деятели и предприниматели - Александр Шохин и Роман Абрамович, которые приобрели эти земли по бросовой цене - всего лишь 768 рублей за сотку», - отмечается в документе. Однако фракция «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия» проголосовали «против» поручения Кашина.
Призывы бороться с коррупцией звучат давно, причем с самой верхушки вертикали власти. Однако все они до сих пор почему-то не подкреплялись соответствующими делами. Михаил Гришанков не раз говорил о том, что антикоррупционный закон Россия должна принять во исполнение ратифицированной конвенции ООН против коррупции. В мае прошлого года Гришанков пообещал, что закон о противодействии коррупции будет принят до конца декабря. В ноябре проект, написанный межведомственной рабочей группой под руководством помощника президента Виктора Иванова, был направлен в главное правовое управление президента РФ. Гришков пообещал, что закон впервые даст определение таким понятиям, как «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции». Однако проект так и остался лежать под сукном. Эксперты объясняют это тем, что властям невыгодно принимать антикоррупционный закон, поскольку он может затронуть интересы наиболее влиятельных чиновников (например, декларирование доходов не только самими чиновниками, но их ближайшими родственниками, многие из которых, как известно, весьма богаты).
Текст антикоррупционного законопроекта в настоящее время находится за семью печатями: ознакомться с ним могут лишь те, кто входит в состав межведомственной рабочей группы, которая занимается разработкой проекта, да и то лишь с разрешения администрации президента. Такая секретность вызывает недоумение у многих депутатов. По мнению некоторых из них, закон готовится «под существующую власть» и с учетом ее интересов.
Гришенков сообщил, что сущность коррупции в документе определяется как «незаконное использование публичным должностным лицом своего властного или служебного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженном с получением личной выгоды».
Какие именно деяния подпадут под эту статью, господин Гришанков вчера не перечислил. Первый зампред комитета Госдумы по безопасности также не уточнил, какие именно способы противодействия коррупции будут предусмотрены новым законом. Тем не менее, по словам Гришанкова, «система мер противодействия строится на использовании, прежде всего, мер упреждения, направленных, в частности, на создание в государственной и муниципальной службе «атмосферы невыгодности» коррупционного поведения».
Иными словами, упор делается на мерах «предупредительного, профилактического характера», которые, как выразился Гришанков, «прописаны детально в Уголовном кодексе». Например, одной из предупредительных мер может быть запрет чиновникам, покидающим госслужбу, в течение двух-трех лет наниматься на работу в те компании, которые раньше находились «в зоне их ответственности». Однако, по мнению экспертов, это положение может наоборот увеличить число коррупционеров, поскольку чиновник, зная о таком запрете, постарается обеспечить свое будущее за счет более крупных поборов.
В новом законе, по мнению Гришанкова, будут предусмотрены четкие наказания для чиновников и в административной сфере. Для этого, по мнению депутата, необходимо тщательно «прописать случаи недостоверного предоставления информации об имуществе чиновника», а провинившихся наказывать «вплоть до увольнения».
По словам Гришанкова, «для успешной реализации национальной антикоррупционной стратегии» будет создан специальный орган, который займется координацией, организацией и контролем реализации национальной стратегии противодействия коррупции. Однако этот орган не должен быть правоохранительным, ведь в стране, по словам депутата, «достаточно структур, которые обладают полномочиями по ведению оперативно-розыскной деятельности».
О том, что закон «О противодействии коррупции» станет частью пиара нового президента, не сомневаются многие наблюдатели. В частности, в КПРФ отметили, что ратующие за борьбу с коррупцией депутаты фактически потворствуют ей. Недавно, например, они «завернули» протокольное поручение депутата фракции КПРФ Владимира Кашина, который хотел, чтобы комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии обратился в соответствующие государственные органы с запросом в связи с выявленными фактами распродажи по бросовым ценам подмосковного леса в интересах Романа Абрамовича.
«Со времени вступления в силу нового Лесного кодекса РФ число махинаций с лесными землями резко выросло. Они стали привлекательными, прежде всего, для криминально-бюрократического российскою капитала. Одним из примеров таких махинаций стала распродажа Мослесхозом 991 га подмосковного леса. Победителями торгов оказались известные деятели и предприниматели - Александр Шохин и Роман Абрамович, которые приобрели эти земли по бросовой цене - всего лишь 768 рублей за сотку», - отмечается в документе. Однако фракция «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия» проголосовали «против» поручения Кашина.