Порт отдали неизвестным офшорам
Стратегические предприятия России передают неизвестным иностранцам. В конце минувшей недели СМИ и эксперты были шокированы: у морского торгового порта «Ванино» появились новые владельцы - «Мечел-транс» передал 71,04% акций трем кипрским офшорам. При этом их бенефициары не раскрываются.
На днях Ванинский морской торговый порт в Хабаровском крае раскрыл своих новых владельцев. Как говорится в сообщении стивидора, «Мечел» продал 71,04% голосующих акций порта, принадлежавших ранее государству и приобретенных группой на торгах за 15,5 млрд. рублей, трем кипрским компаниям: Travigne Trading Limited, Sedmino Investments Limited, Opern Trade Limited. При этом о покупателях почти ничего не известно.
Ранее, напомним, гендиректор «Мечела» Евгений Михель говорил о том, что его компания участвовала в январском аукционе в консорциуме с рядом российских и зарубежных инвесторов. По слухам, деньги для покупки «Ванино» «Мечел-трансу» предоставил крупнейший акционер холдинга Игорь Зюзин. Компании удалось договориться о финансировании сделки при условии, что «Мечел» сохранит контроль над управлением стратегическим предприятием.
Теперь руководство «Мечела» хранит молчание, отказываясь называть покупателей порта «Ванино», сообщает РБК daily. Ранее компания лишь призналась, что сохранила за собой 1,5% акций порта, а остальное продала российским и иностранным инвесторам. По заявлению «Мечела», инвесторы не имеют интереса к перевалке грузов через «Ванино». Но остальные детали сделки не разглашаются.
Федеральная антимонопольная служба России решила проверить сделку по продаже акций «Ванино» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. Начальник управления контроля транспорта и связи этого ведомства Дмитрий Рутенберг заявил журналистам, что информацию, касающуюся новых акционеров порта, руководство ФАС уже запросило и у него, и у «Мечела». «Закон не делает исключения - кипрская компания, американская или российская; при превышении 20-процентной доли надо подавать ходатайство. Мы никаких ходатайств по «Ванино» после его покупки «Мечелом» не получали», - добавил Рутенберг. Ответ от «Мечела» по поводу новых акционеров порта ФАС ожидает к середине февраля.
По данным экспертов, бенефициары покупателей «Ванино» спрятаны за цепочкой офшорных компаний. Так, Sedmino Investments Limited принадлежит некой ISIS Nominees LTD, зарегистрированной в Джерси, а Opern Trade Limited - еще одной кипрской TCSL Troodos Corporate Services LTD. Travigne Trading Ltd принадлежит зарегистрированной на Виргинских островах Navolution Ventures LTD. Источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, говорит, что среди инвесторов есть две азиатские компании - из Южной Кореи и Китая. Ранее вероятными зарубежными партнерами Игоря Зюзина по сделке участники рынка называли южнокорейские корпорации - STX и Posco.
По мнению специалистов, передача иностранцам стратегических компаний России может ударить по госбезопасности страны. Источник в отрасли сообщил «Веку», что ситуация вокруг порта - вероятно, результат передела собственности, «пока не захлопнулась дверь». «Что-то похожее происходит с аэропортом «Домодедово». Кроме того, как и в ситуации с Минобороны, понятно, что и власть, и спецслужбы были и есть в курсе происходящего. Такие сделки просто так не осуществляются. Выводы напрашиваются сами. Все остальное - это предмет расследования, скрупулезного, очень длительного и опасного для его исполнителей», - отмечает источник.
«Я совершенно нормально отношусь к иностранным инвестициям, если понятно, кто за ними стоит, - заявил «Веку» аналитик УК «АТОН-менеджмент» Дмитрий Голубовский. - В данном случае же очевидно, что это - не иностранная инвестиция а, скажем так, некая сделка, совершенная ради оптимизации налогообложения в будущем. А, вполне возможно, и ради отмывки денег, которые уже были в офшоре. Что с этим будут делать регуляторы - посмотрим. Я был бы рад, если бы они добились большей прозрачности в этом деле. А на «Мечел», кстати, я вообще традиционно смотрю крайне негативно - у компании очень туманное будущее».
Как замечает эксперт-международник Игорь Джадан, чтобы признание права собственности имело хоть какой-то смысл, личность собственника должна быть известна обществу, иначе непонятно о чьем праве идет речь и с какой стати государство должно его защищать. По его словам, персонификация собственности означает персонификацию ответственности перед обществом за использование вещи ее владельцем, по крайней мере, не во вред обществу.
«К примеру, на автомобилях не написано имя их собственников, однако в случае возникновения конфликтов, например, при ДТП, водители-собственники транспортных средств должны предъявлять свои удостоверения личности, иначе невозможно было бы с них спросить за поведение на дорогах, - пояснил «Веку» Джадан. - Очень странно, что государство мирится с анонимностью собственников стратегических отраслей. Анонимность в данном случае означает безответственность. И вот спрашивается: с какой стати государство, мощь которого строится трудом и служением всего народа, должно гарантировать право собственности неизвестно кому, не требуя при этом взамен ответственного поведения? Причем речь идет о владении громадной долей национального богатства страны».
А в стране, в которой анонимно невозможно купить даже сим-карту для телефона или железнодорожный билет, в которой всерьез обсуждается ликвидация анонимного пользования интернетом, анонимность собственности на девять десятых национального богатства означает колоссальный перекос в правах граждан в пользу тонкой прослойки имущих, замечает эксперт. «Исключительно последним позволено оставаться анонимными (а значит, безответственными) в этой стране при том, что их право собственности обеспечивается всей силой государственной машины», - подчеркивает Джадан.
Аналитики напоминают, данный порт является акционерным обществом, осуществляющим деятельность в отрасли, имеющей стратегическое значение, то есть «Ванино» попадает под действие закона о стратегических иностранных инвестициях, а значит, продажу акций следует согласовать с правительственной комиссией. Действительно, ОАО «Ванинский морской торговый порт» - крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через «Ванино» поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Кроме того, выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Интересно, что на днях вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что итоги приватизации порта «Ванино», купленного ОАО «Мечел» и затем проданного иностранным инвесторам, пересматриваться не будут. Вместе с тем он отметил, что пока не в курсе деталей, связанных с перепродажей «Мечелом» акций Ванинского порта. Остается ждать, что решит по этому поводу ФАС: будут ли применены санкции и вызовут ли к «Мечелу» очередных докторов или сделку попросту «замылят».
Ранее, напомним, гендиректор «Мечела» Евгений Михель говорил о том, что его компания участвовала в январском аукционе в консорциуме с рядом российских и зарубежных инвесторов. По слухам, деньги для покупки «Ванино» «Мечел-трансу» предоставил крупнейший акционер холдинга Игорь Зюзин. Компании удалось договориться о финансировании сделки при условии, что «Мечел» сохранит контроль над управлением стратегическим предприятием.
Теперь руководство «Мечела» хранит молчание, отказываясь называть покупателей порта «Ванино», сообщает РБК daily. Ранее компания лишь призналась, что сохранила за собой 1,5% акций порта, а остальное продала российским и иностранным инвесторам. По заявлению «Мечела», инвесторы не имеют интереса к перевалке грузов через «Ванино». Но остальные детали сделки не разглашаются.
Федеральная антимонопольная служба России решила проверить сделку по продаже акций «Ванино» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. Начальник управления контроля транспорта и связи этого ведомства Дмитрий Рутенберг заявил журналистам, что информацию, касающуюся новых акционеров порта, руководство ФАС уже запросило и у него, и у «Мечела». «Закон не делает исключения - кипрская компания, американская или российская; при превышении 20-процентной доли надо подавать ходатайство. Мы никаких ходатайств по «Ванино» после его покупки «Мечелом» не получали», - добавил Рутенберг. Ответ от «Мечела» по поводу новых акционеров порта ФАС ожидает к середине февраля.
По данным экспертов, бенефициары покупателей «Ванино» спрятаны за цепочкой офшорных компаний. Так, Sedmino Investments Limited принадлежит некой ISIS Nominees LTD, зарегистрированной в Джерси, а Opern Trade Limited - еще одной кипрской TCSL Troodos Corporate Services LTD. Travigne Trading Ltd принадлежит зарегистрированной на Виргинских островах Navolution Ventures LTD. Источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, говорит, что среди инвесторов есть две азиатские компании - из Южной Кореи и Китая. Ранее вероятными зарубежными партнерами Игоря Зюзина по сделке участники рынка называли южнокорейские корпорации - STX и Posco.
По мнению специалистов, передача иностранцам стратегических компаний России может ударить по госбезопасности страны. Источник в отрасли сообщил «Веку», что ситуация вокруг порта - вероятно, результат передела собственности, «пока не захлопнулась дверь». «Что-то похожее происходит с аэропортом «Домодедово». Кроме того, как и в ситуации с Минобороны, понятно, что и власть, и спецслужбы были и есть в курсе происходящего. Такие сделки просто так не осуществляются. Выводы напрашиваются сами. Все остальное - это предмет расследования, скрупулезного, очень длительного и опасного для его исполнителей», - отмечает источник.
«Я совершенно нормально отношусь к иностранным инвестициям, если понятно, кто за ними стоит, - заявил «Веку» аналитик УК «АТОН-менеджмент» Дмитрий Голубовский. - В данном случае же очевидно, что это - не иностранная инвестиция а, скажем так, некая сделка, совершенная ради оптимизации налогообложения в будущем. А, вполне возможно, и ради отмывки денег, которые уже были в офшоре. Что с этим будут делать регуляторы - посмотрим. Я был бы рад, если бы они добились большей прозрачности в этом деле. А на «Мечел», кстати, я вообще традиционно смотрю крайне негативно - у компании очень туманное будущее».
Как замечает эксперт-международник Игорь Джадан, чтобы признание права собственности имело хоть какой-то смысл, личность собственника должна быть известна обществу, иначе непонятно о чьем праве идет речь и с какой стати государство должно его защищать. По его словам, персонификация собственности означает персонификацию ответственности перед обществом за использование вещи ее владельцем, по крайней мере, не во вред обществу.
«К примеру, на автомобилях не написано имя их собственников, однако в случае возникновения конфликтов, например, при ДТП, водители-собственники транспортных средств должны предъявлять свои удостоверения личности, иначе невозможно было бы с них спросить за поведение на дорогах, - пояснил «Веку» Джадан. - Очень странно, что государство мирится с анонимностью собственников стратегических отраслей. Анонимность в данном случае означает безответственность. И вот спрашивается: с какой стати государство, мощь которого строится трудом и служением всего народа, должно гарантировать право собственности неизвестно кому, не требуя при этом взамен ответственного поведения? Причем речь идет о владении громадной долей национального богатства страны».
А в стране, в которой анонимно невозможно купить даже сим-карту для телефона или железнодорожный билет, в которой всерьез обсуждается ликвидация анонимного пользования интернетом, анонимность собственности на девять десятых национального богатства означает колоссальный перекос в правах граждан в пользу тонкой прослойки имущих, замечает эксперт. «Исключительно последним позволено оставаться анонимными (а значит, безответственными) в этой стране при том, что их право собственности обеспечивается всей силой государственной машины», - подчеркивает Джадан.
Аналитики напоминают, данный порт является акционерным обществом, осуществляющим деятельность в отрасли, имеющей стратегическое значение, то есть «Ванино» попадает под действие закона о стратегических иностранных инвестициях, а значит, продажу акций следует согласовать с правительственной комиссией. Действительно, ОАО «Ванинский морской торговый порт» - крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через «Ванино» поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Кроме того, выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Интересно, что на днях вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что итоги приватизации порта «Ванино», купленного ОАО «Мечел» и затем проданного иностранным инвесторам, пересматриваться не будут. Вместе с тем он отметил, что пока не в курсе деталей, связанных с перепродажей «Мечелом» акций Ванинского порта. Остается ждать, что решит по этому поводу ФАС: будут ли применены санкции и вызовут ли к «Мечелу» очередных докторов или сделку попросту «замылят».