Дмитрий Каменщик владеет аэропортом через кипрский офшор DME Limited. Аэропорт раскрыл имя владельца с целью выйти на IPO. Также назвать имя владельца аэропорта до того требовал президент Медведев, но добиться этого не смогли ни Генпрокуратура, ни Счетная палата.
«На данный момент Дмитрий Каменщик является конечным бенефициаром 100% акций компании», – говорится в его сообщении на Лондонской фондовой бирже. До сих пор участники рынка считали, что Каменщик владеет аэропортом вместе с Валерием Коганом, который возглавляет наблюдательный совет директоров компании.
В конце апреля по итогам проверки регулятор выяснил, что аэропортом управляют иностранные офшоры, скрывающие реальных собственников. В Генпрокуратуре посчитали такую ситуацию недопустимой, так как аэропорт имеет стратегическое значение для обороны и обеспечения безопасности России. Регулятор даже предложил Минтрансу разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями. Президент тогда посетовал, что «у нас периодически невозможно отыскать даже собственника крупного аэропорта», сообщает газета «ВЗГЛЯД».
Незадолго до объявления бенефициара аэропорта замгенпрокурора РФ Александр Буксман в очередной раз поднял тему закрытости структуры Домодедово. «Мы так и не нашли ту самую последнюю матрешку, которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта Домодедово. Безусловно, это объект особой важности, но сегодня все устроено так, что руководят аэропортом из офшоров», – заявил он, выступая в среду на «правительственном часе» в Госдуме.
Домодедово раскрыло собственника в связи с официальным заявлением о планах провести IPO на Лондонской фондовой бирже. Компания разместит существующие акции в форме GDR (программы депозитарных расписок), говорится в сообщении. 1 депозитарная расписка соответствует 1 акции.
Глобальным координатором сделки выступает Goldman Sachs International, совместными букраннерами являются J.P. Morgan Securities, Morgan Stanley, Goldman Sachs и Citigroup Global Markets.
«Я бы так не утверждал, что государство хочет отобрать аэропорт, но IPO как защита от какого-то недружественного поглощения вполне можно рассматривать, – соглашается глава аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго. – Но все-таки, думаю, фактор привлечения денег стоит на первом месте», сообщает «ВЗГЛЯД».
Большинство аналитиков считают «Домодедово» перспективным активом, привлекательность которого, правда, портят сложные отношения с государством. Так, по мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, московский аэропорт стоит $4-5 млрд.
По словам руководителя аналитической службы агентства «виапорт» Олега Пантелеева, IPO «Домодедово» следует рассматривать с двух сторон. Первое - это то, что обсуждается СМИ: защита от недружественных действий со стороны государства. Хотя, как показывает практика, публичность компании не является броней в подобных случаях.
Также Пантелеев указывает на любопытный факт: проблемы между владельцами «Домодедово» и государством возникают чаще всего тогда, когда наступают сроки пересмотра условий по аренде государственного имущества. Другими словами, когда речь заходит о повышении арендной ставки. Так что «политический» подтекст этой истории может быть преувеличен, сообщает «Известия.ру».