Поток афер уносит миллиарды
Многочисленные скандалы, связанные с Сергеем Полонским, не только не наскучивают публике, а скорее даже интересны предпринимателям и любителям покопаться в хитросплетениях российского бизнеса.
Ведь эти разбирательства дают богатый материал для размышлений: вокруг наследия «Миракса» сейчас началась подковерная борьба в которой раскрываются схемы вывода из России колоссальных сумм и появляются крайне необычные персонажи. Схемы они используют не самые оригинальные – за нечто похожее весной 2012 года одиозный банкир Матвей Урин получил 7,5 лет колонии. Однако появившиеся в деле цифры - десятки миллиардов рублей, выведенные за границу – свидетельствуют, что эти дела переходят в разряд политических. Это, похоже, крупнейшая афера новейшей истории России. Преступления такого масштаба скоро привлекут внимание руководителей страны – Владимира Путина и Дмитрия Медведева, в последнее время озабоченных уводом финансов из страны и выводы от силовиков последуют в кратчайшие сроки. Ведь на кону не просто деньги, а стабильность финансовой системы России.
Миражи в офшорах
Существование в России такого вида мошеннического бизнеса, как вывод кредитных финансов в офшоры известно многим. Однако лишь такие громкие истории, как уголовные дела, связанные с делами компаний «Миракс» и Potok Сергея Полонского и банковской сетью братьев Алексея и Андрея Алякина позволяют осознать масштаб проблемы для государства, оценить объемы операций и уровень лиц, которые участвуют в них. А ведь Владимир Путин уже не раз говорил о необходимости борьбы против увода финансов в офшоры и призывал проследить за тем, чтобы финансы, проводимые через систему страхования вкладов тщательно контролировались.
В интервью журналу «Профиль» известный предприниматель Александр Лебедев популярно излагал, как российские финансовые учреждения используются для «стравливания» денег из страны через офшоры. «Деньги выводятся из страны только с помощью банков. Часто через преднамеренное банкротство, когда собирают деньги с клиентов и потом их «спуливают» в офшоры. Пугачев (Сергей Пугачев) использовал для этого 200 компаний, а Бородин (Андрей Бородин) – 100. У нас сотни «отмывочных» контор используют схему, похожую на ту, что применял Урин», – говорит Лебедев. Напомним, банкир Матвей Урин был приговорен к 7,5 годам колонии по уголовному делу о мошенничестве на сумму в 16 млрд рублей. Как сообщал Интерфакс (22.03.13), он был признан “виновным в мошенничестве в особо крупном размере и приговорен к семи годам шести месяцам лишения свободы в колонии общего режима".
Прокуратура отмечала, что “Урин входил в состав организованной преступной группы, специализирующейся на мошенничестве с банковскими операциями. В 2009-2010 годах участники группы создавали фиктивные банки, от имени которых выпускали высоколиквидные ценные бумаги, которые продавали действующим банковским учреждениям". Вырученные таким образом деньги поступали на счета "фирм-однодневок", подконтрольных мошенникам. "В результате финансовых махинаций пяти банковским учреждениям причинен ущерб на сумму почти 16 млрд рублей".По данным прокуратуры, суд частично удовлетворил заявленные банками гражданские иски, согласно которым осужденному предстоит выплатить причиненный истцам ущерб на общую сумму 1 млрд 677 млн. 435 тыс. рублей.
В этой связи Александр Лебедев упоминает бизнес братьев Андрея и Алексея Алякиных. По словам предпринимателя, они через подставные компании и напрямую купили ряд небольших банков, в частности “Маст-банк», «Окский», «Пушкино», «Интеркапитал-банк».
«Покупаешь маленький банк, потом выводишь из него деньги, покупаешь больше, опять выводишь деньги. Когда дойдёт до самого большого, то привлекаешь побольше денег и все их за границу выводишь. Потом говоришь: извините, рыночный коллапс», – раскрыл известную в среде бизнесменов тактику Лебедев. Журнал “Компания”, исследовавший схему вывода денег из российских банковских организаций, отмечал, что с момента приобретения структурами Алексея Алякина доли в банке "Пушкино" (июль 2010 г.) объем вкладов населения в нем вырос на 833% (!), а объем кредитования корпоративных клиентов - почти на 1500% (!). При этом кредитование населения очень сильно отстает по темпам роста - "лишь" 458%. “Аналогичная, пусть и не столь впечатляющая статистика у банка "Кедр": рост вкладов с начала 2012 г. - +18%, кредитов юрлицам - +22%, кредитования населения - +9%. Примечательно, что одним из признаков вывода средств из банка, как правило, является именно опережающий рост корпоративного кредитования”, - пишет журнал «Компания». Экцентрики находят друг друга
Вскоре стало известно о сделке Алексея Алякина с Сергеем Полонским по продаже компании-наследника “Миракса”. Алякин и Полонский упоминаются вместе с 2009 года, когда у них был совместный проект. Алякин стал единственным инвестором строительства вилл в окрестностях черногорского города Будва. Полонский приступил к реализации проекта, даже не до конца оформив все необходимые разрешения у властей Черногории. Алякин, планировавший вложить в проект $55 млн, ограничился $3 млн. Но успел потребовать от Полонского, чтобы все счета по кредитно-финансовому обслуживанию проекта были открыты в контролируемом им «Маст-банке» .
Однако параллельно с продажей экс-“Миракса” Алякину, перед Полонским все явственнее замаячили новые уголовные дела. Первое из них хорошо известно читателям и связано со строительством жилищного комплекса «Кутузовская миля». В ходе затянувшейся стройки Полонский поссорился с основным соинвестором – компанией ФЦСР, которая в 2010 году в одностороннем порядке разорвала инвестконтракт с компанией бизнесмена. В итоге стройку заморозили из-за нехватки средств. Дольщики “Кутузовской мили", которые чрезвычайно устали ждать завершения проекта, обвиняли в неудачах Сергея Полонского, который, по их мнению, собрал у граждан 5,7 миллиарда рублей, перевел большую часть этих денег на свои счета и обналичил их.
Когда главное управление МВД по Москве прислушалось к жалобам дольщиков, обвинявших Полонского в растрате их денег, ведомство возбудило уголовное дело по факту крупного мошенничества при строительстве. Дело в том, что жилой дом начали распродавать еще на уровне окапывания котлована, хотя по ФЗ 214 делать это было нельзя. Как отмечают на условиях анонимности следователи, «ни одна копейка из средств, полученных от покупателей, не попала ни на проект, ни на компании, имеющие отношение к нему. Следы денег затерялись на нерезидентах группы «Миракс».
Еще одно, гораздо менее известно дело связано со строительством бизнес-центра «Поларс». Начало возведения здания сопровождалось инвестиционным контрактом с правительством Москвы и Обществом инвалидов по слуху, по которому два этих участника проект должны были получить долю нежилыми помещениями. Как подозревают в прокуратуре, вместо нескольких тысяч квадратных метров недвижимости, общество получило лишь 400 метров, что в итоге вылилось в уголовное дело по ст. 159.
Как только у Полонского начались серьезные проблемы, эксперты стали заводить речь о скором банкротстве бизнеса, которое не оставит дольщикам шансов вернуть деньги. Однако, когда в дело вступил Алякин, по данным «Коммерсанта», речь пошла о том, что банкротство будет проходить в «лучших традициях» российского бизнеса. «Излюбленный способ действий российских специалистов по банкротствам — вывод активов и банкротство пустышек, обремененных долгами. Большинство экспертов полагают, что события будут развиваться именно по такому сценарию», - отмечало издание.
От статуса врагов к положению сообщников
В сеть, которую умело сплели братья Алякины, входило пять организаций, в числе которых “питомцы” Алякина – “Кедр”, “Мета-банк”, “Пушкино”. Один из братьев -- Андрей Алякин до недавнего времени работал руководителем Операционного управления Центрального Банка. Именно он, скорее всего, и осуществлял прикрытие схемы, которая существовала более пяти лет. Активным участником данной схемы являлся “разыскиваемый за мошенничество с квартирами предприниматель Сергей Полонский”, который вывел через банк “Пушкино”, контролируемый братьями Алякиными, 5 миллиардов рублей средств полученных от дольщиков, за квартиры в жилом комплексе «Кутузовская миля” , которые так и не были построены.
Полонскому уже предъявлено обвинение в мошенничестве по статье 159. По данным силовиков, всего за годы работы подпольной сети банков братьев Алякиных из страны было выведено более 100 млрд.рублей и пострадало 40 тысяч вкладчиков.
Так в чем же ущерб государству, спросит не слишком хорошо разбирающийся в деле читатель? Банки, контролируемые Алякиными собирали вклады населения, застраховав их в Агентстве страхования вкладов (АСВ), после чего выдавали их подставным фирмам в кредиты под фиктивный залог недвижимости “Миракс”, затем средства конвертировались и уходили за рубеж.
Надо отметить также, что все фигуранты дела скрываются от следствия в Израиле. С учетом убытков Агентства страхования вкладов, которому придется возмещать похищенные средства вкладчиков банков, общая сумма ущерба причиненного государству составляет 50 млрд. рублей.
Если все обнаруженные правоохранителями окажется правдой – налицо грандиознейшая афера в современной экономике России. Однако в отличии от Матвея Урина Алякин пока чувствует себя комфортно. Хотя, возможно, это только временное явление и уже в ближайшее время силовики придут к нему и поинтересуются всеми обнародованными схемами, что потенциально грозит построенной Алякиными системе крахом, а финансовому сектору РФ новыми передрягами.
Миражи в офшорах
Существование в России такого вида мошеннического бизнеса, как вывод кредитных финансов в офшоры известно многим. Однако лишь такие громкие истории, как уголовные дела, связанные с делами компаний «Миракс» и Potok Сергея Полонского и банковской сетью братьев Алексея и Андрея Алякина позволяют осознать масштаб проблемы для государства, оценить объемы операций и уровень лиц, которые участвуют в них. А ведь Владимир Путин уже не раз говорил о необходимости борьбы против увода финансов в офшоры и призывал проследить за тем, чтобы финансы, проводимые через систему страхования вкладов тщательно контролировались.
В интервью журналу «Профиль» известный предприниматель Александр Лебедев популярно излагал, как российские финансовые учреждения используются для «стравливания» денег из страны через офшоры. «Деньги выводятся из страны только с помощью банков. Часто через преднамеренное банкротство, когда собирают деньги с клиентов и потом их «спуливают» в офшоры. Пугачев (Сергей Пугачев) использовал для этого 200 компаний, а Бородин (Андрей Бородин) – 100. У нас сотни «отмывочных» контор используют схему, похожую на ту, что применял Урин», – говорит Лебедев. Напомним, банкир Матвей Урин был приговорен к 7,5 годам колонии по уголовному делу о мошенничестве на сумму в 16 млрд рублей. Как сообщал Интерфакс (22.03.13), он был признан “виновным в мошенничестве в особо крупном размере и приговорен к семи годам шести месяцам лишения свободы в колонии общего режима".
Прокуратура отмечала, что “Урин входил в состав организованной преступной группы, специализирующейся на мошенничестве с банковскими операциями. В 2009-2010 годах участники группы создавали фиктивные банки, от имени которых выпускали высоколиквидные ценные бумаги, которые продавали действующим банковским учреждениям". Вырученные таким образом деньги поступали на счета "фирм-однодневок", подконтрольных мошенникам. "В результате финансовых махинаций пяти банковским учреждениям причинен ущерб на сумму почти 16 млрд рублей".По данным прокуратуры, суд частично удовлетворил заявленные банками гражданские иски, согласно которым осужденному предстоит выплатить причиненный истцам ущерб на общую сумму 1 млрд 677 млн. 435 тыс. рублей.
В этой связи Александр Лебедев упоминает бизнес братьев Андрея и Алексея Алякиных. По словам предпринимателя, они через подставные компании и напрямую купили ряд небольших банков, в частности “Маст-банк», «Окский», «Пушкино», «Интеркапитал-банк».
«Покупаешь маленький банк, потом выводишь из него деньги, покупаешь больше, опять выводишь деньги. Когда дойдёт до самого большого, то привлекаешь побольше денег и все их за границу выводишь. Потом говоришь: извините, рыночный коллапс», – раскрыл известную в среде бизнесменов тактику Лебедев. Журнал “Компания”, исследовавший схему вывода денег из российских банковских организаций, отмечал, что с момента приобретения структурами Алексея Алякина доли в банке "Пушкино" (июль 2010 г.) объем вкладов населения в нем вырос на 833% (!), а объем кредитования корпоративных клиентов - почти на 1500% (!). При этом кредитование населения очень сильно отстает по темпам роста - "лишь" 458%. “Аналогичная, пусть и не столь впечатляющая статистика у банка "Кедр": рост вкладов с начала 2012 г. - +18%, кредитов юрлицам - +22%, кредитования населения - +9%. Примечательно, что одним из признаков вывода средств из банка, как правило, является именно опережающий рост корпоративного кредитования”, - пишет журнал «Компания». Экцентрики находят друг друга
Вскоре стало известно о сделке Алексея Алякина с Сергеем Полонским по продаже компании-наследника “Миракса”. Алякин и Полонский упоминаются вместе с 2009 года, когда у них был совместный проект. Алякин стал единственным инвестором строительства вилл в окрестностях черногорского города Будва. Полонский приступил к реализации проекта, даже не до конца оформив все необходимые разрешения у властей Черногории. Алякин, планировавший вложить в проект $55 млн, ограничился $3 млн. Но успел потребовать от Полонского, чтобы все счета по кредитно-финансовому обслуживанию проекта были открыты в контролируемом им «Маст-банке» .
Однако параллельно с продажей экс-“Миракса” Алякину, перед Полонским все явственнее замаячили новые уголовные дела. Первое из них хорошо известно читателям и связано со строительством жилищного комплекса «Кутузовская миля». В ходе затянувшейся стройки Полонский поссорился с основным соинвестором – компанией ФЦСР, которая в 2010 году в одностороннем порядке разорвала инвестконтракт с компанией бизнесмена. В итоге стройку заморозили из-за нехватки средств. Дольщики “Кутузовской мили", которые чрезвычайно устали ждать завершения проекта, обвиняли в неудачах Сергея Полонского, который, по их мнению, собрал у граждан 5,7 миллиарда рублей, перевел большую часть этих денег на свои счета и обналичил их.
Когда главное управление МВД по Москве прислушалось к жалобам дольщиков, обвинявших Полонского в растрате их денег, ведомство возбудило уголовное дело по факту крупного мошенничества при строительстве. Дело в том, что жилой дом начали распродавать еще на уровне окапывания котлована, хотя по ФЗ 214 делать это было нельзя. Как отмечают на условиях анонимности следователи, «ни одна копейка из средств, полученных от покупателей, не попала ни на проект, ни на компании, имеющие отношение к нему. Следы денег затерялись на нерезидентах группы «Миракс».
Еще одно, гораздо менее известно дело связано со строительством бизнес-центра «Поларс». Начало возведения здания сопровождалось инвестиционным контрактом с правительством Москвы и Обществом инвалидов по слуху, по которому два этих участника проект должны были получить долю нежилыми помещениями. Как подозревают в прокуратуре, вместо нескольких тысяч квадратных метров недвижимости, общество получило лишь 400 метров, что в итоге вылилось в уголовное дело по ст. 159.
Как только у Полонского начались серьезные проблемы, эксперты стали заводить речь о скором банкротстве бизнеса, которое не оставит дольщикам шансов вернуть деньги. Однако, когда в дело вступил Алякин, по данным «Коммерсанта», речь пошла о том, что банкротство будет проходить в «лучших традициях» российского бизнеса. «Излюбленный способ действий российских специалистов по банкротствам — вывод активов и банкротство пустышек, обремененных долгами. Большинство экспертов полагают, что события будут развиваться именно по такому сценарию», - отмечало издание.
От статуса врагов к положению сообщников
В сеть, которую умело сплели братья Алякины, входило пять организаций, в числе которых “питомцы” Алякина – “Кедр”, “Мета-банк”, “Пушкино”. Один из братьев -- Андрей Алякин до недавнего времени работал руководителем Операционного управления Центрального Банка. Именно он, скорее всего, и осуществлял прикрытие схемы, которая существовала более пяти лет. Активным участником данной схемы являлся “разыскиваемый за мошенничество с квартирами предприниматель Сергей Полонский”, который вывел через банк “Пушкино”, контролируемый братьями Алякиными, 5 миллиардов рублей средств полученных от дольщиков, за квартиры в жилом комплексе «Кутузовская миля” , которые так и не были построены.
Полонскому уже предъявлено обвинение в мошенничестве по статье 159. По данным силовиков, всего за годы работы подпольной сети банков братьев Алякиных из страны было выведено более 100 млрд.рублей и пострадало 40 тысяч вкладчиков.
Так в чем же ущерб государству, спросит не слишком хорошо разбирающийся в деле читатель? Банки, контролируемые Алякиными собирали вклады населения, застраховав их в Агентстве страхования вкладов (АСВ), после чего выдавали их подставным фирмам в кредиты под фиктивный залог недвижимости “Миракс”, затем средства конвертировались и уходили за рубеж.
Надо отметить также, что все фигуранты дела скрываются от следствия в Израиле. С учетом убытков Агентства страхования вкладов, которому придется возмещать похищенные средства вкладчиков банков, общая сумма ущерба причиненного государству составляет 50 млрд. рублей.
Если все обнаруженные правоохранителями окажется правдой – налицо грандиознейшая афера в современной экономике России. Однако в отличии от Матвея Урина Алякин пока чувствует себя комфортно. Хотя, возможно, это только временное явление и уже в ближайшее время силовики придут к нему и поинтересуются всеми обнародованными схемами, что потенциально грозит построенной Алякиными системе крахом, а финансовому сектору РФ новыми передрягами.