Ракетопад
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту аварии ракеты «Протон» с тремя спутниками ГЛОНАСС - виновных пока ищут. В то же время приступила к работе спецкомиссия по реформированию ракетно-космической отрасли, которую возглавил профильный вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он обещал Роскосмосу самые «жесткие выводы».
Сейчас представители СКР пытаются выяснить, по чьей вине 2 июля могло произойти ЧП с ракетой «Протон» на Байконуре.
Подозреваемых пока нет, следователи проводят допросы и изучают документы. Виновным в нарушении правил безопасности при запуске «Протона» грозит до трех лет лишения свободы. В том, что «пошло не так», разбираются и специалисты отрасли - истории с невыходом космических аппаратов на орбиту хоть и случались, однако взрыв ракеты в первые секунды старта произошел впервые.
Напомним, ракета-носитель с тремя спутниками ГЛОНАСС-М, стартовавшая с космодрома Байконур в минувший вторник, почти сразу резко сменила траекторию полета и устремилась к земле, разваливаясь на части прямо в воздухе, затем взорвалась. О причинах пока сообщается сугубо неофициально и размыто.
Свои меры приняло и правительство - через несколько часов после происшествия премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал от вице-премьера Дмитрия Рогозина составить список лиц, ответственных за аварию, включая и руководство Роскосмоса. Сам замглавы кабмина пригрозил: власти сделают крайне жесткие выводы не только в кадровом, но и в организационном плане. Президент РФ Владимир Путин, в свою очередь, потребовал заняться реформой ракетно-космической отрасли, после чего была создана специальная комиссия под руководством все того же Рогозина.
Вице-премьер заявил: в ходе расследования будут установлены не только причины очередной неудачи Роскосмоса, но и найдены те, кто, «несмотря на ранее сделанные многочисленные поручения правительства», тем не менее, недоучел многие аспекты, связанные с качеством техники. Рогозин также пообещал - развитие ракетно-космической промышленности отныне «пойдет по новому пути», будет создан единый госхолдинг (условное название «Объединенная ракетно-космическая корпорация»), которому будут переданы все государственные акции разрозненных предприятий отрасли, а ФГУПы будут преобразованы в ОАО.
Примечательно, что спецкомиссия разделилась на две части: первая будет расследовать причины аварии на Байконуре и искать виновных, вторая - собственно, реформировать отрасль. Учитывая, что в состав комиссии вошло и руководство Федерального космического агентства, вероятнее всего, оно будет иметь возможность «быстро назначить стрелочников», считают некоторые наблюдатели. Ракета «Протон» и три спутника ГЛОНАСС вместе с затратами на запуск обошлись российскому бюджету почти в четыре с половиной миллиарда рублей, и это далеко не первые миллиардные убытки Роскосмоса за последние годы.
С 2010 года космическое ведомство потеряло три спутника ГЛОНАСС и целый ряд отечественных и зарубежных аппаратов иного назначения. В прошлом году эксперты оценили ущерб от неудачных запусков Роскосмоса за три года в 27 млрд. рублей.
Эксперты неоднократно говорили о том, что отрасль переживает тяжелый кризис, главная причина которого - коррупция, поразившая профильное ведомство практически сверху донизу. «Ракетопадение в России сопоставимо только с масштабами коррупции», - пишет в Facebook лидер «Яблока» Сергей Митрохин. Так, в 2012 году было возбуждено уголовное дело о хищении 6,5 млрд. рублей, выделенных государством на разработку той самой ГЛОНАСС. А в мае нынешнего года разработчики системы вновь оказались под подозрением о хищении более 107 млн. рублей. При этом правительство направляет на развитие космической отрасли с 2012 по 2015 годы 650 млрд. рублей.
Дмитрий Рогозин обещает реформировать и вывести российский космос в лидеры чуть не со дня своего пришествия на пост профильного вице-премьера в конце 2011 года. Однако скандалы в Роскосмосе с тех пор не только не прекратились, но как будто стали традицией. Мало того, что в ведомстве ведется жесткая подковерная борьба за власть, так еще то один, то другой космический руководитель не проходят тест на коррупционность.
Действительно, Рогозин не в первый раз заявляет о реформе ракетно-космической отрасли. Еще в ноябре прошлого года премьер Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру определить пути дальнейшего развития отечественной космонавтики и реорганизовать всю систему управления отраслью. После этого у Рогозина и родилась идея создать примерно пять холдингов, в которые войдет большая часть предприятий, занятых в космической программе. Это должно повысить качество космической продукции, а также помочь «преодолеть технологическую отсталость», уверял вице-премьер. И хотя говорилось, что соответствующие предложения будут внесены для рассмотрения правительства в начале нынешнего года - никаких изменений в отрасли не произошло.
Теперь чиновники пытаются оправдаться: дескать, план по преобразованию ракетно-космической отрасли действительно был составлен несколько месяцев назад. Неизвестно, сколько бы ушло лет на его осуществление, однако, авария на Байконуре, очевидно, заставила руководство страны форсировать события. Пока, как говорится, петух не клюнул…
По словам специалистов, «Протон» считается одним из самых надежных ракетоносителей, и нынешняя авария - очередное подтверждение тому, что в отрасли продолжается системный кризис: устраняя одну ошибку, Роскосмос совершает другую. Крушение ракетоносителя может серьезно ударить по космической программе страны - запуски «Протонов» уже приостановлены на два месяца. «Рогозин так волнуется, потому что уже больше года, как ему поручили заниматься космической промышленностью, а он до сих пор не тронул с места эти пресловутые структурные изменения, - сообщил порталу Slon.ru главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин. - И любая авария бьет по престижу Рогозина как ответственного за это направление». Поэтому, по его словам, вице-премьер и «сотрясает небеса», обещая принять самые жесткие меры. «Но дело в том, что принимать жесткие меры сейчас практически невозможно - резерва в руководящем составе российской космической сферы нет. Руководителей и главных конструкторов катастрофически не хватает», - говорит эксперт.
Проблема и в том, что очередной промах Роскосмоса, вероятнее всего, породит сомнения у еще оставшихся заказчиков нашего космического оборудования. Теперь многое зависит от сроков расследования причин аварии на Байконуре, а также от того, последует ли реформа отрасли на самом деле или все останется лишь на словах.
Подозреваемых пока нет, следователи проводят допросы и изучают документы. Виновным в нарушении правил безопасности при запуске «Протона» грозит до трех лет лишения свободы. В том, что «пошло не так», разбираются и специалисты отрасли - истории с невыходом космических аппаратов на орбиту хоть и случались, однако взрыв ракеты в первые секунды старта произошел впервые.
Напомним, ракета-носитель с тремя спутниками ГЛОНАСС-М, стартовавшая с космодрома Байконур в минувший вторник, почти сразу резко сменила траекторию полета и устремилась к земле, разваливаясь на части прямо в воздухе, затем взорвалась. О причинах пока сообщается сугубо неофициально и размыто.
Свои меры приняло и правительство - через несколько часов после происшествия премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал от вице-премьера Дмитрия Рогозина составить список лиц, ответственных за аварию, включая и руководство Роскосмоса. Сам замглавы кабмина пригрозил: власти сделают крайне жесткие выводы не только в кадровом, но и в организационном плане. Президент РФ Владимир Путин, в свою очередь, потребовал заняться реформой ракетно-космической отрасли, после чего была создана специальная комиссия под руководством все того же Рогозина.
Вице-премьер заявил: в ходе расследования будут установлены не только причины очередной неудачи Роскосмоса, но и найдены те, кто, «несмотря на ранее сделанные многочисленные поручения правительства», тем не менее, недоучел многие аспекты, связанные с качеством техники. Рогозин также пообещал - развитие ракетно-космической промышленности отныне «пойдет по новому пути», будет создан единый госхолдинг (условное название «Объединенная ракетно-космическая корпорация»), которому будут переданы все государственные акции разрозненных предприятий отрасли, а ФГУПы будут преобразованы в ОАО.
Примечательно, что спецкомиссия разделилась на две части: первая будет расследовать причины аварии на Байконуре и искать виновных, вторая - собственно, реформировать отрасль. Учитывая, что в состав комиссии вошло и руководство Федерального космического агентства, вероятнее всего, оно будет иметь возможность «быстро назначить стрелочников», считают некоторые наблюдатели. Ракета «Протон» и три спутника ГЛОНАСС вместе с затратами на запуск обошлись российскому бюджету почти в четыре с половиной миллиарда рублей, и это далеко не первые миллиардные убытки Роскосмоса за последние годы.
С 2010 года космическое ведомство потеряло три спутника ГЛОНАСС и целый ряд отечественных и зарубежных аппаратов иного назначения. В прошлом году эксперты оценили ущерб от неудачных запусков Роскосмоса за три года в 27 млрд. рублей.
Эксперты неоднократно говорили о том, что отрасль переживает тяжелый кризис, главная причина которого - коррупция, поразившая профильное ведомство практически сверху донизу. «Ракетопадение в России сопоставимо только с масштабами коррупции», - пишет в Facebook лидер «Яблока» Сергей Митрохин. Так, в 2012 году было возбуждено уголовное дело о хищении 6,5 млрд. рублей, выделенных государством на разработку той самой ГЛОНАСС. А в мае нынешнего года разработчики системы вновь оказались под подозрением о хищении более 107 млн. рублей. При этом правительство направляет на развитие космической отрасли с 2012 по 2015 годы 650 млрд. рублей.
Дмитрий Рогозин обещает реформировать и вывести российский космос в лидеры чуть не со дня своего пришествия на пост профильного вице-премьера в конце 2011 года. Однако скандалы в Роскосмосе с тех пор не только не прекратились, но как будто стали традицией. Мало того, что в ведомстве ведется жесткая подковерная борьба за власть, так еще то один, то другой космический руководитель не проходят тест на коррупционность.
Действительно, Рогозин не в первый раз заявляет о реформе ракетно-космической отрасли. Еще в ноябре прошлого года премьер Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру определить пути дальнейшего развития отечественной космонавтики и реорганизовать всю систему управления отраслью. После этого у Рогозина и родилась идея создать примерно пять холдингов, в которые войдет большая часть предприятий, занятых в космической программе. Это должно повысить качество космической продукции, а также помочь «преодолеть технологическую отсталость», уверял вице-премьер. И хотя говорилось, что соответствующие предложения будут внесены для рассмотрения правительства в начале нынешнего года - никаких изменений в отрасли не произошло.
Теперь чиновники пытаются оправдаться: дескать, план по преобразованию ракетно-космической отрасли действительно был составлен несколько месяцев назад. Неизвестно, сколько бы ушло лет на его осуществление, однако, авария на Байконуре, очевидно, заставила руководство страны форсировать события. Пока, как говорится, петух не клюнул…
По словам специалистов, «Протон» считается одним из самых надежных ракетоносителей, и нынешняя авария - очередное подтверждение тому, что в отрасли продолжается системный кризис: устраняя одну ошибку, Роскосмос совершает другую. Крушение ракетоносителя может серьезно ударить по космической программе страны - запуски «Протонов» уже приостановлены на два месяца. «Рогозин так волнуется, потому что уже больше года, как ему поручили заниматься космической промышленностью, а он до сих пор не тронул с места эти пресловутые структурные изменения, - сообщил порталу Slon.ru главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин. - И любая авария бьет по престижу Рогозина как ответственного за это направление». Поэтому, по его словам, вице-премьер и «сотрясает небеса», обещая принять самые жесткие меры. «Но дело в том, что принимать жесткие меры сейчас практически невозможно - резерва в руководящем составе российской космической сферы нет. Руководителей и главных конструкторов катастрофически не хватает», - говорит эксперт.
Проблема и в том, что очередной промах Роскосмоса, вероятнее всего, породит сомнения у еще оставшихся заказчиков нашего космического оборудования. Теперь многое зависит от сроков расследования причин аварии на Байконуре, а также от того, последует ли реформа отрасли на самом деле или все останется лишь на словах.