Рашников уходит из порта?
Владелец Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Виктор Рашников может расстаться с принадлежащими ему активами Владивостокского морского торгового порта (ВМТП). Такую информацию озвучил на днях партнер Рашникова по ВМТП, владелец компании «Промышленные инвесторы» Сергей Генералов.
По его информации, ММК выставил на «неофициальный тендер» свою долю в ВМТП.
Напомним, что в настоящий момент портом владеет управляющая компания ООО «М-порт» (принадлежит ММК) и ЗАО «Порт-актив», контролируемое, в свою очередь, менеджментом порта. Впрочем, некоторые участники рынка склонны считать фактическим владельцем второй доли «М-порта» группу FESCO, созданную на базе Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), принадлежащего Сергею Генералову.
Отметим, что ВМПТ является в настоящее время одним из крупнейших морских портов Дальнего Востока России. У предприятия исключительно выгодное географическое положение — перекресток международных транспортных коридоров, а также современный (на уровне мировых стандартов) технологический уровень. Через порт пролегают три главные международные линии на южнокорейском, вьетнамском и японском направлениях. До 80% всех грузов, проходящих через порт, являются зарубежными, остальные 20% составляют каботажные перевозки.
Поэтому неудивительно, что Рашников в свое время приобрел активы ВМПТ. Ведь это позволяло ему осуществлять транспортировку своей продукции в азиатско-тихоокеанский регион.
ММК «пришел» во Владивостокский порт в начале этого века, скупая на рынке его акции. А в 2005 году ММК внес свои активы в создававшийся тогда «М-порт». Однако такой консолидации чуть было не помешал один из миноритариев ВМПТ.
Дело в том, что, когда в 2004-2005 годах государство выставило на аукцион около 20% принадлежащих ему активов ВМТП, один из миноритарных владельцев, работник порта Юрий Найденов подал иск в арбитражный суд, посчитав, что его интересы ущемлены. Найденов ссылался на неисполнение постановления КУГИ Приморского края от 1996 г., согласно которому при приватизации ВМТП 5% акций должно быть передано трудовому коллективу предприятия.
По закону, акционеры- портовики имели преимущественное право на приобретение акций из Фонда акционирования работников предприятия. Однако в случае реализации госпакета единым лотом (353 116 400 штук акций по стартовой цене около 176 млн. рублей) такая возможность исключалась. Стремясь не допустить этого, Найденов подал в Арбитражный суд Приморского края заявление с требованием признать незаконным и недействительным Распоряжение ФАУФИ от 14 октября 2004 года N532-р «Об условиях приватизации акций ОАО «Владивостокский морской торговый порт». По его же ходатайству суд принял ряд обеспечительных мер, которые включают приостановление действия оспариваемого распоряжения, запрет Агентству передавать принадлежащие государству акции ОАО «ВМТП» для реализации в РФФИ и запрет Российскому фонду федерального имущества проводить аукционы (торги) по продаже этих акций.
В августе 2005 года Росимущество добилось в Арбитражном суде Приморского края снятия запрета на проведение аукциона. Тогда же «М-порт» выиграл на аукционе государственную долю порта.
Зачем же сейчас Рашникову потребовалось продавать свой дальневосточный актив? Дело в том, что до сих пор на Дальнем Востоке практически монопольным морским перевозчиком являлось Дальневосточное морское пароходство, которое осуществляет линейные перевозки из портов Дальнего Востока в Южную Корею, Японию, Китай, Тайвань, Вьетнам, а также каботажные перевозки контейнеров на Магадан, Сахалин и Камчатку. Однако сейчас здесь вовсю действует компания “Совкомфлот“ – крупнейшее российское пароходство. На других направлениях (Шанхай, Вьетнам) конкурентом ДВМП является датская судоходная компания Maersk Sealand, контролирующая 25% мировых морских контейнерных перевозок. Правда, в настоящее время контейнеровозы Maersk не могут заходить непосредственно в российские порты: они слишком для них малы. Поэтому грузы, предназначенные для перевозки из Азии в Европу, планируется сначала доставлять в Пусан (Южная Корея), а оттуда специальным, так называемым фидерным судном меньшего размера везти контейнеры во Владивосток и порт Восточный. Даже используя такие “обходные» схемы, полагают специалисты, западные компании могут составить серьезную конкуренцию россиянам.
Вместе с тем, в СМИ не раз сообщалось о том, что Владивостокский порт нуждается в модернизации. А для этого нужны инвестиции. Но на фоне того, что поставки Магнитки в Китай сократились, сомнительно, что Рашников пойдет на весомые инвестиции.
Как заявил в связи с этим «Веку» аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский, «в последние два года ВМТП активно сокращает объемы обработки грузов». «Насколько мне известно, в этом порту работает несколько компаний, занимающихся стивидальной переработкой грузов. В частности, довольно большие инвестиции в реконструкцию порта планирует направить группа FESKO, так что, скорее всего, я думаю, она и будет потенциальным покупателем, размышляет господин Сергиевский. — Вообще портовая индустрия из-за увеличения транспортных потоков через страну стала интересна. В связи с этим уменьшаются объемы транспортировки руд, которую осуществляло ММК, и увеличивается движение других товаров. Данное обстоятельство, безусловно, снижает интерес Магнитки к ВМТП. FESKO же, в свою очередь, планирует провести серьезные инвестиции в реконструкцию порта, в чем ВМТП серьезно заинтересован. Рашников же, видимо, считает, что теперь ему инвестиции в ВМТП не интересны».
С Сергиевским согласен и аналитик ИК «ВИКА» Алексей Павлов. Как заявил эксперт в беседе с обозревателем «Века», «скорее всего актив купит FESKO, входящая в группу «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова. Магнитка покупала в свое время этот порт как перевалочный пункт для транспортировки своей руды в страны Азии. Но, поскольку конъюнктура рынка там постоянно меняется, то и показатели меняются от оборота стали. Чтобы порт развивать, его бизнес следует диверсифицировать. Судя по всему, Магнитке этим заниматься не хочется, поэтому она и готова его продать».
Пресс-секретарь ММК, Елена Азорцева сообщила «Веку», что она не может комментировать намерения основного акционера ММК. Но при этом не исключила возможности того, что в будущем менеджмент Магнитки захочет продать порт.
Директор по маркетингу и развитию общественных связей группы «Промышленные инвесторы», Олег Румянцев, не смог подтвердить или опровергнуть, факт поступления от ММК, официального предложения о продаже акций порта.
Впрочем, вполне возможно, что в будущем Виктор Рашников планирует избавиться не только от порта, но от Магнитки. «Век» уже неоднократно писал об этом. Косвенно такую версию может подтвердить то, что предприятие не совершает крупных покупок и выплачивает огромные дивиденды. На эту же мысль наталкивают и такие прогнозы: в скором времени ММК может избавиться от непрофильных активов, а также перевести свои предприятия на единую акцию.
Интерес нашего издания к ММК не случаен. Ведь это крупнейший российский металлургический комбинат, скандалы вокруг которого не перестают утихать и по сей день. Мы будем внимательно следить за развитием ситуации.
Напомним, что в настоящий момент портом владеет управляющая компания ООО «М-порт» (принадлежит ММК) и ЗАО «Порт-актив», контролируемое, в свою очередь, менеджментом порта. Впрочем, некоторые участники рынка склонны считать фактическим владельцем второй доли «М-порта» группу FESCO, созданную на базе Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), принадлежащего Сергею Генералову.
Отметим, что ВМПТ является в настоящее время одним из крупнейших морских портов Дальнего Востока России. У предприятия исключительно выгодное географическое положение — перекресток международных транспортных коридоров, а также современный (на уровне мировых стандартов) технологический уровень. Через порт пролегают три главные международные линии на южнокорейском, вьетнамском и японском направлениях. До 80% всех грузов, проходящих через порт, являются зарубежными, остальные 20% составляют каботажные перевозки.
Поэтому неудивительно, что Рашников в свое время приобрел активы ВМПТ. Ведь это позволяло ему осуществлять транспортировку своей продукции в азиатско-тихоокеанский регион.
ММК «пришел» во Владивостокский порт в начале этого века, скупая на рынке его акции. А в 2005 году ММК внес свои активы в создававшийся тогда «М-порт». Однако такой консолидации чуть было не помешал один из миноритариев ВМПТ.
Дело в том, что, когда в 2004-2005 годах государство выставило на аукцион около 20% принадлежащих ему активов ВМТП, один из миноритарных владельцев, работник порта Юрий Найденов подал иск в арбитражный суд, посчитав, что его интересы ущемлены. Найденов ссылался на неисполнение постановления КУГИ Приморского края от 1996 г., согласно которому при приватизации ВМТП 5% акций должно быть передано трудовому коллективу предприятия.
По закону, акционеры- портовики имели преимущественное право на приобретение акций из Фонда акционирования работников предприятия. Однако в случае реализации госпакета единым лотом (353 116 400 штук акций по стартовой цене около 176 млн. рублей) такая возможность исключалась. Стремясь не допустить этого, Найденов подал в Арбитражный суд Приморского края заявление с требованием признать незаконным и недействительным Распоряжение ФАУФИ от 14 октября 2004 года N532-р «Об условиях приватизации акций ОАО «Владивостокский морской торговый порт». По его же ходатайству суд принял ряд обеспечительных мер, которые включают приостановление действия оспариваемого распоряжения, запрет Агентству передавать принадлежащие государству акции ОАО «ВМТП» для реализации в РФФИ и запрет Российскому фонду федерального имущества проводить аукционы (торги) по продаже этих акций.
В августе 2005 года Росимущество добилось в Арбитражном суде Приморского края снятия запрета на проведение аукциона. Тогда же «М-порт» выиграл на аукционе государственную долю порта.
Зачем же сейчас Рашникову потребовалось продавать свой дальневосточный актив? Дело в том, что до сих пор на Дальнем Востоке практически монопольным морским перевозчиком являлось Дальневосточное морское пароходство, которое осуществляет линейные перевозки из портов Дальнего Востока в Южную Корею, Японию, Китай, Тайвань, Вьетнам, а также каботажные перевозки контейнеров на Магадан, Сахалин и Камчатку. Однако сейчас здесь вовсю действует компания “Совкомфлот“ – крупнейшее российское пароходство. На других направлениях (Шанхай, Вьетнам) конкурентом ДВМП является датская судоходная компания Maersk Sealand, контролирующая 25% мировых морских контейнерных перевозок. Правда, в настоящее время контейнеровозы Maersk не могут заходить непосредственно в российские порты: они слишком для них малы. Поэтому грузы, предназначенные для перевозки из Азии в Европу, планируется сначала доставлять в Пусан (Южная Корея), а оттуда специальным, так называемым фидерным судном меньшего размера везти контейнеры во Владивосток и порт Восточный. Даже используя такие “обходные» схемы, полагают специалисты, западные компании могут составить серьезную конкуренцию россиянам.
Вместе с тем, в СМИ не раз сообщалось о том, что Владивостокский порт нуждается в модернизации. А для этого нужны инвестиции. Но на фоне того, что поставки Магнитки в Китай сократились, сомнительно, что Рашников пойдет на весомые инвестиции.
Как заявил в связи с этим «Веку» аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский, «в последние два года ВМТП активно сокращает объемы обработки грузов». «Насколько мне известно, в этом порту работает несколько компаний, занимающихся стивидальной переработкой грузов. В частности, довольно большие инвестиции в реконструкцию порта планирует направить группа FESKO, так что, скорее всего, я думаю, она и будет потенциальным покупателем, размышляет господин Сергиевский. — Вообще портовая индустрия из-за увеличения транспортных потоков через страну стала интересна. В связи с этим уменьшаются объемы транспортировки руд, которую осуществляло ММК, и увеличивается движение других товаров. Данное обстоятельство, безусловно, снижает интерес Магнитки к ВМТП. FESKO же, в свою очередь, планирует провести серьезные инвестиции в реконструкцию порта, в чем ВМТП серьезно заинтересован. Рашников же, видимо, считает, что теперь ему инвестиции в ВМТП не интересны».
С Сергиевским согласен и аналитик ИК «ВИКА» Алексей Павлов. Как заявил эксперт в беседе с обозревателем «Века», «скорее всего актив купит FESKO, входящая в группу «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова. Магнитка покупала в свое время этот порт как перевалочный пункт для транспортировки своей руды в страны Азии. Но, поскольку конъюнктура рынка там постоянно меняется, то и показатели меняются от оборота стали. Чтобы порт развивать, его бизнес следует диверсифицировать. Судя по всему, Магнитке этим заниматься не хочется, поэтому она и готова его продать».
Пресс-секретарь ММК, Елена Азорцева сообщила «Веку», что она не может комментировать намерения основного акционера ММК. Но при этом не исключила возможности того, что в будущем менеджмент Магнитки захочет продать порт.
Директор по маркетингу и развитию общественных связей группы «Промышленные инвесторы», Олег Румянцев, не смог подтвердить или опровергнуть, факт поступления от ММК, официального предложения о продаже акций порта.
Впрочем, вполне возможно, что в будущем Виктор Рашников планирует избавиться не только от порта, но от Магнитки. «Век» уже неоднократно писал об этом. Косвенно такую версию может подтвердить то, что предприятие не совершает крупных покупок и выплачивает огромные дивиденды. На эту же мысль наталкивают и такие прогнозы: в скором времени ММК может избавиться от непрофильных активов, а также перевести свои предприятия на единую акцию.
Интерес нашего издания к ММК не случаен. Ведь это крупнейший российский металлургический комбинат, скандалы вокруг которого не перестают утихать и по сей день. Мы будем внимательно следить за развитием ситуации.