Программа утилизации старых автомобилей стартовала в России с 8 марта 2010 года. По ее условиям, сдав машину старше 10 лет и массой не более 3,5 тонны в утиль, вы получаете купоны на скидку в размере 50 тысяч рублей на покупку нового авто отечественного производства. В перечень моделей, на которые распространяется скидка, попали как «исконные» марки вроде «Лады-Калины», так и продукция иностранных концернов, имеющих заводы в России. Благодаря этой программе в прошлом месяце российский автопром поднялся до третьей позиции в европейском sales-листе, уступив только Германии и Франции. В апреле продажи автомобилей на российском рынке впервые за полгода показали рост – и сразу на 20% до 163299 автомобилей.
По информации Reuters, крупнейшие российские автопроизводители – «АвтоВАЗ», КамАЗ, Группа ГАЗ и Соллерс – получили от металлургов письменное предупреждение, что с июля этого года цены на стальной лист вырастут на 10 – 30 %. В главных епархиях российского автопрома сегодня царят разные настроения – от умеренного негатива до легкой истерии.
«Если произойдут кардинальные изменения цен на сырье, изменится и стоимость нашей продукции – автомобилей Lada», - рассказал Reuters представитель «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. В пятницу, 14 мая, компания уже известила, что с 15 мая отпускные цены на ее продукцию вырастут на 2%. На КамАЗе считают, что рост цен на прокатный стальной лист «фактически убьет всю господдержку, предоставленную автопроизводителям во время кризиса». «Как будто пытаешься подтянуться на турнике из последних сил, уже вот-вот дотянешься – и тут на голову падает кирпич», - поделились впечатлением с агентством на одном из автомобильных заводов. В том, что цены на российские авто подрастут и подрастут существенно, не сомневается ни один из участников рынка. Нынешняя ситуация развивается по тому же сценарию, что и конфликт металлургов и автопроизводителей лета 2008 года.
Тогда автопромщики пожаловались на поставщиков стального проката вице-премьеру Игорю Сечину, вспоминает «Коммерсант». Издание сообщает, что на встрече, прошедшей в прошлую пятницу, представители автомобильных заводов решили повторить опыт позапрошлого года и привлечь в качестве третейского судьи правительство РФ в лице Минпромторга Слухи об автомобильном апокалипсисе в России сильно преувеличены, считают эксперты. «Естественно, повышение цен на отечественные автомобили будет, но вряд ли оно будет таким же существенным, как повышение цен на прокат, поскольку автопроизводители заинтересованы в восстановлении рынка», - рассказал ИА «Финмаркет» ведущий эксперт УК «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«У «АвтоВАЗа» цена кузовного металлопроката составляет в себестоимости автомобиля около 10-15%, поэтому повышение цен на автомобили, связанное с этим, не должно превысить 3-5%», - прокомментировал «Веку» ситуацию исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. Есть мнение, что шумиха вокруг подорожания сталепроката затеяна самими автопромщиками для того, чтобы продавить с помощью правительства нужный потолок цен на металлы и подогреть ажиотаж на рынке. Косвенно эту точку зрения подтвердил один из источников Reuters в металлургии. Он рассказал, что у автопроизводителей с металлургами заключены длинные контракты на конкретные объемы поставок, в которых прописана формула цены с привязкой к мировым ценам. «То, что поставляется дополнительно к записанному контракту, идет уже по рыночным ценам, поэтому автопроизводители хотят продавить снижение цен через госорганы», - сказал он. «Программа утилизации привела к резкому спросу на бюджетные автомобили, в первую очередь, отечественного производства. «АвтоВАЗ» пытается увеличивать производство в соответствии со спросом. Однако, учитывая то, что производственный цикл довольно длительный, а в течение предыдущего года производства автокомпонентов и материалов были свернуты в связи с низким спросом, увеличение объемов требует времени», - говорит Сергей Удалов.
«Аналогичная ситуация и с металлом, рассуждает эксперт, Для увеличения объемов выпуска требуется увеличение закупок руды, угля и т.п., соответственно, увеличение их добычи, либо закупка, но поскольку закупка требуется быстрая, а не запланированная долгосрочная, все участники цепочки будут требовать повышенных цен». По его мнению, нельзя сбрасывать со счетов и то, что в ситуации повышенного спроса все участники рынка стремятся зарабатывать. Производителям «Лад», «КАМАЗов» и «Газелей» не стоит в очередной раз уповать на финансовую поддержку государства, полагает Дмитрий Баранов: «Они уже отбегали свое (в Белый Дом), им придется повышать эффективность, если они хотят конкурировать за рынки и не терять долю».