ПДД: автомобилистов пересадят на европротокол
С 1 июля вступают в силу поправки в Правила дорожного движения. Отношение к ним полярное: одни радостно приветствуют изменения (мол, давно пора!), другие называют их бомбой замедленного действия (мол, до чего же надо не знать реальность и российских водителей!). Попробуем взвесить плюсы и минусы нововведений.
Итак, с 1 июля сотрудники ГИБДД будут выезжать на место ДТП только в том случае, если в происшествии пострадали люди. Если повреждены только машины, сотрудники ГИБДД не приедут. Водители должны будут сами приехать на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции, чтобы оформить документы о дорожно-транспортном происшествии, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, а также повреждения транспортных средств. Красиво, не правда ли? Но эту идиллическую картину в миг разрушают ежедневные сводки о ДТП, когда при малейшей царапине в ход идут не только кулаки, но и травматическое оружие или биты с арматурой, когда в судах что ни день – то дела о боях без правил на дорогах со всеми уголовными последствиями. Признать себя виновным, даже если абсолютно виновен, – это не про нас.
Водители также могут оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. Речь идет об оформлении ДТП по так называемому европротоколу. Напомним, европротокол, внедренный на территории РФ с 1 марта 2009 года, принят в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Воспользоваться европротоколом можно, если в ДТП попали только два участника, пострадали только их автомобили, нет жертв, оба застрахованы по ОСАГО и согласны с обстоятельствами происшествия. Здесь тоже расчет на взаимно вежливых, необычайно цивилизованных водителей (как в том старом анекдоте «экий ты неловкий, Вася», когда кирпич падает на голову). И неслучайно, что за минувшие пять лет европротокол массовости не набрал. Европеизировать нас, похоже, не удается. Тем более, если учитывать размеры страховых выплат по договорам ОСАГО, выплачиваемых страховыми компаниями водителям, не виноватым в произошедшем ДТП.
Водители, застрахованные по ОСАГО до 2 августа 2014 года, не виноватые в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, при оформлении ДТП по европотоколу (то есть без участия сотрудников полиции) могут рассчитывать на выплату до 25 тыс. рублей, застрахованные со 2 августа 2014 – на выплату до 50 тыс. рублей (при этом оба участника должны быть застрахованы по ОСАГО, начиная со 2 августа 2014 года, если хотя бы один застрахован до 2 августа 2014 года, то выплата будет не более 25 тыс. рублей). Тогда как при оформлении ДТП полицейскими максимальный размер той же самой выплаты в разы больше: по договорам ОСАГО, заключенным начиная с 1 октября 2014 года, лимит составляет 400 тыс. рублей (а по договорам ОСАГО, заключенным ранее, 120 тыс. рублей).
Справедливости ради надо отметить, что в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области водители, застрахованные по ОСАГО после 1 октября 2014 года, невиноватые в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, при оформлении ДТП по европротоколу тоже могут претендовать на выплату по ОСАГО с лимитом 400 тыс. рублей. Однако тут существует много нюансов, в частности, помимо обязательного условия о том, что оба участника ДТП должны быть застрахованы после 1 октября 2014 года, необходимо, чтобы машина была оснащена специальными системами видеонаблюдения и спутниковой навигации, причем, чтобы информацию, полученную с помощью этих систем, было невозможно подделать.
Есть еще одно новшество, которое будет введено с 1 июля этого года. Водители могут договориться между собой «полюбовно», не оформляя документы о дорожно-транспортном происшестви, если в ДТП повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Но этот вариант мало кого заинтересует, учитывая то, что владельцы машин застрахованы хотя бы по ОСАГО, уж не говоря о КАСКО. Зачем платить из своего кармана, если есть страховая? С другой стороны, большинство аварий происходят с участием водителей, находящихся в нетрезвом состоянии. И вот таким водителям как раз очень выгодно будет просто откупиться от другого участника ДТП и спокойно уехать. Как говорится, деньги дал – права не потерял.
Конечно, хорошо, что сотрудников ГИБДД разгрузят от выезда на мелкие ДТП: в конце концов, это имущественные проблемы страховых компаний, т.е., частного бизнеса, а не госорганов. Но в итоге это будут проблемы граждан: мы-то знаем, как страховые компании до последнего, как говорится, патрона бьются за свои капиталы, как придирчивы к каждой бумажке. А поскольку по новым правилам разбираться в том, кто прав, кто виноват, теперь предстоит по схемам, фотографиям или видеозаписям, предоставленным самими водителями, ни одна страховая компания добровольно не уступит другой. Придраться всегда можно, было бы желание.
Да и техника есть техника, и она, как известно, может подвести (например, разрядиться или повредиться в результате того же ДТП). А один из участников ДТП (например, виновник) просто взял и уехал, и водитель пострадавшей машины не запомнил и не успел заснять ни его номера, ни его машину, ни само ДТП. Остается надеяться на очевидцев? Хорошо, если они есть. И тут свои нюансы. Одно дело, когда свидетели дорожно-транспортного происшествия – это пассажиры, находившиеся в машинах участников ДТП (родственники, знакомые и т. п). Другое дело – если очевидцами являются незнакомые люди, например, проходившие мимо пешеходы, или водители, проезжавшие мимо на своих машинах. Ведь очевидцы могут отказаться давать свои координаты (много ли охотников ходить по ГИБДД и по судам?).
А вот еще один затейливый посыл из правил: после произведенной предварительной фиксации положения транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры с помощью фото- или видеосьемки водители, причастные к ДТП, должны освободить проезжую часть, если расположение их транспортных средств таково, что оно создает помехи для дорожного движения.
Невыполнение этой обязанности будет наказуемо штрафом в размере 1000 рублей. То есть, штрафовать будут без разбора, как и виновного в аварии водителя, так и пострадавшего. Хорошо, конечно, если после ДТП на машине можно двигаться дальше, но ведь возможна и ситуация, когда основательно помятый автомобиль может покинуть место ДТП только на эвакуаторе. В таком случае транспортное средство, стоящее на проезжей части, будет создавать помехи для движения, а, значит, и штраф неизбежен. И дело не в тысячерублевом штрафе, а в той самой неустранимой помехе на дороге, которая и приводит к пробкам, вызванным ДТП.
С точки зрения чиновников эти нововведения в ПДД, конечно, хороши. Только вот водители им достались плохие. Совсем по Салтыкову-Щедрину: губернатор у нас замечательный, да вот с народишком ему не повезло. Никудышний какой-то народец.
Водители также могут оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. Речь идет об оформлении ДТП по так называемому европротоколу. Напомним, европротокол, внедренный на территории РФ с 1 марта 2009 года, принят в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Воспользоваться европротоколом можно, если в ДТП попали только два участника, пострадали только их автомобили, нет жертв, оба застрахованы по ОСАГО и согласны с обстоятельствами происшествия. Здесь тоже расчет на взаимно вежливых, необычайно цивилизованных водителей (как в том старом анекдоте «экий ты неловкий, Вася», когда кирпич падает на голову). И неслучайно, что за минувшие пять лет европротокол массовости не набрал. Европеизировать нас, похоже, не удается. Тем более, если учитывать размеры страховых выплат по договорам ОСАГО, выплачиваемых страховыми компаниями водителям, не виноватым в произошедшем ДТП.
Водители, застрахованные по ОСАГО до 2 августа 2014 года, не виноватые в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, при оформлении ДТП по европотоколу (то есть без участия сотрудников полиции) могут рассчитывать на выплату до 25 тыс. рублей, застрахованные со 2 августа 2014 – на выплату до 50 тыс. рублей (при этом оба участника должны быть застрахованы по ОСАГО, начиная со 2 августа 2014 года, если хотя бы один застрахован до 2 августа 2014 года, то выплата будет не более 25 тыс. рублей). Тогда как при оформлении ДТП полицейскими максимальный размер той же самой выплаты в разы больше: по договорам ОСАГО, заключенным начиная с 1 октября 2014 года, лимит составляет 400 тыс. рублей (а по договорам ОСАГО, заключенным ранее, 120 тыс. рублей).
Справедливости ради надо отметить, что в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области водители, застрахованные по ОСАГО после 1 октября 2014 года, невиноватые в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, при оформлении ДТП по европротоколу тоже могут претендовать на выплату по ОСАГО с лимитом 400 тыс. рублей. Однако тут существует много нюансов, в частности, помимо обязательного условия о том, что оба участника ДТП должны быть застрахованы после 1 октября 2014 года, необходимо, чтобы машина была оснащена специальными системами видеонаблюдения и спутниковой навигации, причем, чтобы информацию, полученную с помощью этих систем, было невозможно подделать.
Есть еще одно новшество, которое будет введено с 1 июля этого года. Водители могут договориться между собой «полюбовно», не оформляя документы о дорожно-транспортном происшестви, если в ДТП повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Но этот вариант мало кого заинтересует, учитывая то, что владельцы машин застрахованы хотя бы по ОСАГО, уж не говоря о КАСКО. Зачем платить из своего кармана, если есть страховая? С другой стороны, большинство аварий происходят с участием водителей, находящихся в нетрезвом состоянии. И вот таким водителям как раз очень выгодно будет просто откупиться от другого участника ДТП и спокойно уехать. Как говорится, деньги дал – права не потерял.
Конечно, хорошо, что сотрудников ГИБДД разгрузят от выезда на мелкие ДТП: в конце концов, это имущественные проблемы страховых компаний, т.е., частного бизнеса, а не госорганов. Но в итоге это будут проблемы граждан: мы-то знаем, как страховые компании до последнего, как говорится, патрона бьются за свои капиталы, как придирчивы к каждой бумажке. А поскольку по новым правилам разбираться в том, кто прав, кто виноват, теперь предстоит по схемам, фотографиям или видеозаписям, предоставленным самими водителями, ни одна страховая компания добровольно не уступит другой. Придраться всегда можно, было бы желание.
Да и техника есть техника, и она, как известно, может подвести (например, разрядиться или повредиться в результате того же ДТП). А один из участников ДТП (например, виновник) просто взял и уехал, и водитель пострадавшей машины не запомнил и не успел заснять ни его номера, ни его машину, ни само ДТП. Остается надеяться на очевидцев? Хорошо, если они есть. И тут свои нюансы. Одно дело, когда свидетели дорожно-транспортного происшествия – это пассажиры, находившиеся в машинах участников ДТП (родственники, знакомые и т. п). Другое дело – если очевидцами являются незнакомые люди, например, проходившие мимо пешеходы, или водители, проезжавшие мимо на своих машинах. Ведь очевидцы могут отказаться давать свои координаты (много ли охотников ходить по ГИБДД и по судам?).
А вот еще один затейливый посыл из правил: после произведенной предварительной фиксации положения транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры с помощью фото- или видеосьемки водители, причастные к ДТП, должны освободить проезжую часть, если расположение их транспортных средств таково, что оно создает помехи для дорожного движения.
Невыполнение этой обязанности будет наказуемо штрафом в размере 1000 рублей. То есть, штрафовать будут без разбора, как и виновного в аварии водителя, так и пострадавшего. Хорошо, конечно, если после ДТП на машине можно двигаться дальше, но ведь возможна и ситуация, когда основательно помятый автомобиль может покинуть место ДТП только на эвакуаторе. В таком случае транспортное средство, стоящее на проезжей части, будет создавать помехи для движения, а, значит, и штраф неизбежен. И дело не в тысячерублевом штрафе, а в той самой неустранимой помехе на дороге, которая и приводит к пробкам, вызванным ДТП.
С точки зрения чиновников эти нововведения в ПДД, конечно, хороши. Только вот водители им достались плохие. Совсем по Салтыкову-Щедрину: губернатор у нас замечательный, да вот с народишком ему не повезло. Никудышний какой-то народец.