«Оскар-2015»: «Левиафан» уступил «Иде»

В воскресенье в американском Лос-Анджелесе в очередной 87-й раз раздавали «Оскаров» на 4-часовой и, как всегда, красочной церемонии. Основные «классические» премии распределились в целом более или менее ожидаемо. Но не обошлось и без исключений.

Больше всех статуэток собрал «Бердмэн». Этот фильм - абсолютный триумфатор, победитель в негласном соревновании как по количеству, так и «качеству» полученных премий. «Бердмэн» выиграл в четырех ведущих номинациях. В первую очередь, был признан лучшим фильмом в целом. Также в нем отмечена лучшая режиссура (Алехандро Гонсалес Иньярриту). И самый лучший оператор (Эммануэль Любецки), как оказалось, тоже работал над этим фильмом. Ту же копилку пополнил и приз в номинации «Лучший оригинальный сценарий».

На втором месте в качестве любимца публики и авторитетного жюри оказался фильм Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт». Вице-фаворита мирового киносмотра наградили за лучшую музыку (Александр Депла), художественное оформление (Адам Стокхаузен и Анна Пиннок), костюмы (Милена Канонеро) и грим. Эти более скромные номинации в гонке за лидером позволяют говорить о серьезном отрыве главного «оскароносца» от своих преследователей.

Вместе с тем, и та, и другая кинокартины вчистую проиграли по части актерских работ. Так, премии за лучшие мужские роли по праву достались Эдди Редмэйну из фильма «Вселенная Стивена Хокинга» и Дж. К. Симмонсу (картина «Одержимость»). За лучшие женские роли были премированы Джулианна Мур (фильм «Все еще Элис») и Патрисия Аркетт («Отрочество»).

Реклама на веке

Кстати, об «Отрочестве» стоит сказать особо. У значительной части кинокритиков и специалистов киноиндустрии сложилось мнение, что эта в чем-то оригинальная и уникальная картина Ричарда Линклейтера оказалась однозначно недооцененной академиками из жюри, получив слишком мало статуэток. Действительно, «раскошелились» они лишь на единственную премию за женскую роль второго плана. Значительное число экспертов, как говорили в кулуарах, были к этому готовы и не увидели здесь какой-то сенсации. Все объясняется просто. Фильм британцев для Голливуда хоть и является строго по форме англоязычным, но все же не совсем своим. Поэтому пробиться ему к наградному «премиальному фонду» всегда получается сложнее.

В категории «Лучший фильм на иностранном языке» победу одержала польская черно-белая драма «Ида» режиссера Павла Павликовского. По сюжету фильма молодая послушница Анна, которая готовится принять обет в католическом монастыре, узнает от своей тети, что она в действительности еврейка по рождению с именем Ида. Ее отец и мать уничтожены фашистами. Вместе с тетей Вандой Ида отправляется в нелегкий путь, чтобы узнать всю горькую правду о гибели семьи.

А вот начавшийся было триумфальный взлет российского «Левиафана», видимо, завершился на «Золотом глобусе» - эта картина Андрея Звягинцева, завоевавшая несколько премий на различных киноконкурсах, на этот раз наград вообще не получила.

Ранее, напомним, кроме «Золотого глобуса» и приза за лучший сценарий на Каннском фестивале этот фильм получил премию кинокритиков Лондона и еще четыре премии «Золотой орел», включая награждения за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль.

Кстати, Голливуд не раз покорялся советским и российским кинематографистам. Первым лауреатом «Оскара» стал документальный фильм режиссеров Леонида Варламова и Ильи Капалина «Разгром немецких войск под Москвой». Картина получила премию как «Лучший документальный фильм» в 1943 году.

В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» первый наш «Оскар» в 1968 году получила киноэпопея «Война и мир» Сергея Бондарчука.

В этой же категории в 1975 году «Оскара» удостоился фильм «Дерсу Узала» по книге Владимира Арсеньева. Стоит напомнить, что это совместный советско-японский проект, который реализовал настоящий классик с мировым именем Акира Куросава.

Позднее «Оскар» получила знаменитая и любимая всеми отечественная картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», которую только в одном 1980 году в нашей стране посмотрели около 90 млн. зрителей.

В новое время единственным российским фильмом, удостоенным «Оскара», стала картина «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. В 2000 году лауреатом премии американской киноакадемии был еще анимационный фильм «Старик и море» Александра Петрова.

В других номинациях «Оскара-2015» заветные золотые статуэтки разошлись следующим образом: лучшим адаптированным сценарием стал сценарий фильма «Игра в имитацию», лучшим анимационным фильмом - «Город героев», лучшим саундтреком - Glory из фильма «Сельма», лучшим документальным фильмом - «Гражданин Четыре». Статуэтку за лучший монтаж получил фильм «Одержимость», за лучшие визуальные эффекты - фильм «Интерстеллар», за лучший звук - картина «Одержимость». Лучшая игровая короткометражка – «Телефонный звонок», а лучшая документальная короткометражка - «Горячая линия».

Особо стоит сказать о документальном фильме «Гражданин Четыре». Он рассказывает о бывшем сотруднике АНБ США Эдварде Сноудене, смелом разоблачителе грязной работы спецслужб, которому на родине «Оскара» грозит суровая кара вплоть до смертной казни. И в то, что этой киноленте разрешат подняться на вершину Олимпа и получить заветную золотую статуэтку, до последней минуты не верил никто. И даже уже во время вручения награды режиссер Лора Пойтрас еще заметно волновалась, стараясь поверить в реальность происходящего.

Приняв статуэтку, она заявила: разоблачения, с которыми выступил Сноуден, показали, что есть реальная угроза для нашей частной жизни и для демократии вообще.

Реклама на веке
«Народный рейтинг» опубликовал первое исследование в 2015 году Мусор с радионуклидами сбросили у дома