Сергей Тарасов — 04.10.2007 12:17

Списки по-новому

Последние недели и для прессы и для политического бомонда главная тема - партийные предвыборные списки в Госдуму. Угадали ли партфункционеры народные чаяния и, главное, удовлетворили ли намёки (требование) Кремля об чистке своих рядов от бизнесменов, идущих во власть только за личной дополнительной капитализацией.

Желание Кремля видеть Госдуму «народной» вполне объяснимо: формирование нового, социально ориентированного имиджа российской политики стоит того, чтоб отдать проходные места условно «простым» людям. Это исключит диссонанс законодательной и исполнительных ветвей власти, впрочем, как и ненужную полемику в год президентских выборов.

Второго октября на своем съезде партия «Единая Россия» утвердила федеральный список кандидатов в депутаты Госдумы. Отвечая на вопросы журналистов как раз о «народности», лидеры партии отвечали утвердительно, мол много желающих бизнесменов осталось за бортом. Так ли это на самом деле?

Например, в приморском списке единороссов третьим ( а с учетом паровоза-губернатора вторым) в региональном списке числится депутат Госдумы нынешнего созыва Василий Усольцев.

Когда изучаешь послужной депутата Госдумы Василия Усольцева, диву даешься, как уверенно он всегда раздавал доверчивым избирателям горы обещаний, в итоге им не всегда исполненных. Проходило несколько лет и на смену одним обещаниям приходили другие, потом третьи… Впрочем, одно дело, которое господин Усольцев обещал «непременно довести до конца» ему почти удалось осуществить: в 2006 году, со второй попытки, мэром приморского Дальнегорска должен был стать друг и ставленник Усольцева – Дмитрий Фотьянов. Но усольцевская удача и здесь в последний момент дала осечку: Фотьянов за неделю до выборов был убит в «братанской разборке». Депутат Усольцев тогда каждый день заявлял на всю страну: мол, Фотьянов – единоросс, а значит, в Приморье произошло «политическое убийство». Часть единороссов на время поверили в россказни о «политическом убийстве», невольно дав Усольцеву втянуть главную партию страны в крайне неприглядную историю.

Впервые имя Усольцева прозвучало в Приморье, когда в 1999 году одна из сотен зарегистрированных в крае ООО – «Дальневосточная мануфактура» – прибрала к рукам специально созданный в том же году АО «Свинцовый завод».

Начинал же Василий Усольцев, по его же словам, с вывоза российского леса за рубеж. «Поощрительным же моментом было разрешение заниматься заготовками и экспортом леса. В микромасштабе это и была "Дальневосточная мануфактура"… Мы договорились с иностранцами и привлекли американский капитал. Именно американская сторона выступила учредителем СП "ДВ мануфактура", хотя до этого в организационном плане мы существовали уже в разных вариациях. Вклад американцев составил 31%, причем на самом деле это был некий условный "пакет", чтобы появился американский капитал - я бы сказал "капиталец", ибо суммы там были незначительные. Главное, мы получили то, на что и рассчитывали, создавая СП, - ряд льгот, за счет чего можно было дальше развиваться ускоренными темпами… Плотно занимаясь лесом, мы пытались выйти на Сибирь, выкупили какие-то пакеты тамошних леспромхозов, но "пролетели", ибо все они скоренько "приказали долго жить". В Приморье же весьма привлекательным показался Лазовский район. Мы, теперь уже совместно с китайцами, открыли там цех - ленточная пилорама, станки, оборудование…» – рассказывал Усольцев в одном из своих первых интервью 1999 года.

Постепенно Усольцев разобрался, что еще выгоднее вывозить из страны не лес, а цветные металлы. «В 1998 году мы помогли "Дальполиметаллу", осуществляя поставки необходимых для производства материалов. Причем расчет мы получали продукцией ДПМ, а именно свинцом…» Но «помощь» Усольцева для "Дальполиметалла" (на долю которого приходится 70% российского производства свинцового и 15% цинкового концентрата) обернулось довольно специфической историей. В 1999 году он добился отделения от предприятия наиболее прибыльного его подразделения путем создания АО «Свинцовый завод», контрольный пакет которого (51%) получила возглавляемое Усольцевым торгово-посредническое ООО «Дальневосточная мануфактура». «Вычленение Свинцового завода из "Дальполиметалла" многими было воспринято как захват» – констатировала тогда приморская пресса, но Усольцев уверял, что всё законно, что предприятие куплено в обмен на уплату его долгов и обещал «разместить современное оборудование, позволяющее перерабатывать обедненные концентраты, что поможет решить и экологическую проблему».

Однако вскоре выяснилось, что никакого обещанного оздоровления предприятия не произошло. Напротив, в октябре 2001 года новая команда управленцев во главе с Василием Усольцевым перевела производственные активы "Дальполиметалла" и технологически связанного с ним ЗАО "Свинцовый завод", в специально созданное ОАО "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл"" (ГМК).

Вместо же уплаты долгов "Дальполиметалла" летом 2002 года, Усольцев добился его банкротства и списания 760 млн. рублей долгов. Договорившись со Сбербанком о $6млн.инвестиций, Усольцев и вовсе остановил с 14 октября 2002 года Свинцовый завод "ГМК-Дальполиметалл" на ремонт, после чего поехал на форум АТЭС, где представил проект стоимостью уже... $45 млн.!

Похоже, высосав из предприятия всё прибыльное, что в нём было (иначе зачем было столько лет владеть им, не для получения же убытков?), Усольцев потребовал государственной помощи: «"Дальполиметалл" практически исчерпал внутренние резервы по налаживанию эффективного производства. Дальнейшее продвижение возможно только, если государство изменит свою политику в отношении отрасли».

Не сумев прославиться на ниве подъема производства (особой государственной помощи он вроде не дождался), Усольцев решил идти в политику. Сначала он стал депутатом приморского парламента, но сразу же решил попытать счастья и на выборах в Госдуму. Он организовал несколько митингов против отмены северных льгот. Вот как писали об этом приморские СМИ: «Предупреждением властям стал митинг протеста в поселке Кавалерово, после которого депутат краевого Законодательного собрания Василий Усольцев дал слово бороться до последнего».

Стоит ли говорить, что северные льготы в итоге были отменены государством, и никакой «борьбы до последнего» приморцы не увидели?

Кроме борьбы за северные льготы вторым предвыборным лозунгом Усольцева стал "Возродим Дальнегорск!".

В родном же для Усольцева Краснореченске, как пишут приморские СМИ, «одно из немногих приличных и поныне строений поселка - "родовое поместье" депутата Госдумы СФ РФ от Арсеньевского избирательного округа Приморья Василия Усольцева под новенькой зеленой крышей. Кстати, возведенная госдепом Усольцевым на родине единственная поселковая асфальтодорога заканчивается как раз у его бывшего подворья: дальше по поселку - как и прежде - выдолбы да надолбы».

А вот «градообразующий "Дальполиметалл" забыл о своих руднике и фабрике (когда-то более 2 тысяч работников) сразу после избрания Усольцева в Госдуму. Вход в рудник от греха подальше взорвали, чтобы местные "сталкеры" не лезли в штреки, а обогатительную фабрику... снесли с лица земли, чтобы ее руины не придавили шастающих на развалинах детишек. От безработицы и бескормицы эмигрируют из поселка не только люди. Пару лет назад с территории "Приморочки" "ушел"... памятник. Памятник буревестнику революции Максиму Горькому оказался не нужен ни местному самоуправлению, ни депутату Госдумы, ни владельцам предприятия. В конце концов скульптуру - от греха и вандалов - перевезли... нет, не в центр гибнущего Красноречья, поближе к зияющим оконными провалами разрушенным магазинам и жилью, а в Дальнегорск, где и власть на месте, и влияние других приморских депутатов посущественнее. На депутатскую "заботу" Усольцева в Краснореченске не жалуется только ленивый - из выживающих и доживающих. Да и как не обижаться: вроде и земляк, а наведаться в гости к "почти родне" стесняется. Видимо, нечего и нечем ответить: почему квартплата за "двушку" в поселке - четыре тысячи рублей, почему не ремонтируется жилье, нет транспорта и магазинов, а один из самых ходовых товаров в поселке - дешевые гробы? Намедни, перед праздниками, был Усольцев в Приморье, был. Аж с 3-го по 6 мая ездил по округу, поздравлял ветеранов, говорил правильные речи (по словам самого госдепа, он является одним из идеологов "Единой России", а значит, знает, что и как сказать). Но не был Василий Иванович в родной деревне. Говорят, вместо Красноречья завернул Усольцев "чуть правее" - на изумительное поле для гольфа одного северного предпринимателя. Дорогущее поле для игры миллионеров, кстати, было отгрохано в Тернее чуть ли не по инициативе самого Усольцева: говорят, тренируется часами, поэтому играет в гольф изумительно, а удар его клюшки по мячику - уже один из самых точных и сильных в России» – сообщают приморские «Ежедневные новости».

Такой же «борьбой» за построение Детского онкогематологического медицинского центра под Владивостоком. В мае 2004 года Усольцев стал председателем попечительского совета фонда «Дети России» и был назначен в фонде координатором проекта строительства онкологического центра. В прессе было объявлено, что депутат Усольцев взял под контроль строительство детского центра и теперь, мол, дела пойдут в гору, завершение строительства и ввод Центра в эксплуатацию планировались 15 октября 2004 года. Но, как пишет «Полит.ру», «после того, как подключился Василий Усольцев, оно замедлилось. Люди по-прежнему продолжали жертвовать деньги, но средств перестало хватать». Прошло 3 года и кончилось всё почти также, как с "Дальполиметаллом": после наплыва «эффективных менеджеров» проблемы пришлось решать самому же государству: недавно стало известно, что власти приморья выделили на это 20 млн. – почти половину необходимой суммы. Если учесть, что на такую же сумму (0,76 млн. долларов) было произведено строительство и на 1 января 2004 года, то есть до прихода Усольцева, то не ясно, в чем же занимался «благотворитель» 3 года…

А в 2005 году Василий Усольцев активно поддержал на выборах мэра Дальнегорска бизнесмена Дмитрия Фотьянова, в 1990-е годы судимого по нескольким статьям УК, в том числе за рэкет и подделку документов. В местной группировке Фотьянова величали очень почетной кличкой Солдат Бауло. Сергей Бауло - один из крупнейших владивостокских авторитетов, погибший в середине 90-х, после чего его люди разделились на несколько группировок, одной из которых и стала "группировка Винни-Пуха".

Основным способом ведения кампании Фотьянова стал подкуп избирателей. Выборы проходили с молодецким размахом: во время избирательной кампании сгорел избирательный штаб одного из кандидатов, с проголосовавшими за Фотьянова прямо у избирательных участков расплачивались деньгами и водкой, а в избирательных списках неожиданно появились почти полторы тысячи новых избирателей. Проголосовали, говорят, даже покойники.

Так Фотьянову удалось во втором туре опередить действующего мэра на 2%. Первую встречу с избирателями Фотьянов провел до официального вступления в должность, поэтому прошла она не в мэрии, а в управлении "Дальполиметалла", причем вела встречу помощник депутата Госдумы Усольцева Светлана Желтова и новый помощник мэра Дальнегорска Илья Митькин, заявивший во время рандеву: "Мы собрали вас на своей территории, чтобы сказать: депутат Усольцев будет всемерно поддерживать Фотьянова".

Сразу после подведения итогов возбуждено уголовное дело о подкупе Фотьяновым избирателей и отмене результатов выборов. Однако Фотьянов, не дожидаясь официального вступления в должность, ворвался в кабинет мэра и лично выгнал его оттуда. Было возбуждено дело о «самоуправстве» Фотьянова, речь зашла и о возможности уголовного дела. Друг Усольцева успел пару месяцев просидеть в кресле мэра и за это время организовал в Дальнегорске некоммерческое партнерство "ДАП", чтобы "регулировать перенасыщенный торговыми объектами рынок", подняв, таким образом, плату за место на рынке со 100 до 5000 рублей с каждого предпринимателя.

В ходе расследования дела о подкупе избирателей выяснилось немало интересного. Как установил суд, "агитаторов" за кандидата в мэры Фотьянова было не менее 2 339 человек и на оплату их трудов по агитации было затрачено не менее 467 800 рублей. Как рассказала свидетельница Маркова, "примерно за два дня перед выборами в "красном уголке" общежития по ул. Индустриальной № 2 в штабе Дмитрия Фотьянова стали выдавать деньги за то, чтобы на выборах проголосовали за него. До выборов у женщины взяли паспорт, записали ее данные, положили в паспорт 100 рублей, и она ушла. После выборов в штабе она получила вторые 100 рублей". Свидетель Борзило суду показала, что "деньги за голосование за Фотьянова выдавали в конторе на рыбозаводе. В отношении агитации речи не было, и об этом ее никто не просил. Раньше на выборы она не ходила, не пошла бы и на эти, но нужны были деньги. После голосования она получила еще 100 рублей. Она о деньгах стала спрашивать в зале голосования, показывая при этом бумажку, которую ранее ей выдали. В это время к ней подошли сотрудники милиции, что-то написали, и она расписалась в этом документе". В итоге сначала Дальнегорский суд, а 14 февраля 2006 года и Приморский краевой суд признали результаты выборов мэра Дальнегорска октября 2005 года недействительными.

Однако после этого Фотьянов пошел на новые выборы и снова стал привлекать на свою сторону избирателей тем же методом. В результате Фотьянов 19 октября 2006 года был убит представителями конкурирующей группировки. Однако друзья Фотьянова тут же попытались представить бандитскую разборку в качестве политического события. «Считаю, 19 октября было совершено преступление не против лично Дмитрия Фотьянова, а против политической силы в лице ВПП "Единая Россия", которая представила угрозу для сложившейся криминальной системы. Кроме этого, от членов ВПП "Единая Россия" поступили предложения наполнить фонд для формирования вознаграждения за любую достоверную информацию, способствующую ходу расследования» – тут же заявил Усольцев.

Следствие же не подтвердило политической версии. Что ж, заявления Усольцева о «политическом убийстве» бандита лишний раз доказали, что он считал того своим близким другом. А, как говорит народная пословица, скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты сам…

«После убийства кандидата в мэры депутат Госдумы, курирующий северные территории края, единоросс Василий Усольцев не единожды делал громкие заявления о политическом убийстве. Как видим, депутат сильно ошибся и по-хорошему должен был бы извиниться перед обманутыми им избирателями, земляками и россиянами. Впрочем, возможно, у Усольцева есть сейчас и другие проблемы, помимо извинений. По сообщению Арбитражного суда Приморья, ОАО "ГМК "Дальполиметалл", которое находится в сфере бизнес-интересов Василия Усольцева, уже с марта 2005 года должно Лермонтовской горнорудной компании почти 300 миллионов рублей за поставленный ими вольфрамовый концентрат. Что интересно, "Дальполиметалл" даже не пытался отбить претензии, предъявляемые ЛГРК через Арбитражный суд Приморья. В марте 2007 года суд взыскал с "Дальполиметалла" 284 миллиона рублей основного долга и 32 миллиона процентов за пользование чужими денежными средствами. Пассивность руководства предприятия-должника тут же прошла, и оно закидало суд жалобами. Впрочем, апелляционная инстанция их не удовлетворила. Придется ГМК в ближайшее время раскошелиться сразу на треть миллиарда рублей - почти весь годовой бюджет Дальнегорска, кстати...» – пишут приморские СМИ.

И вот такой депутат «от народа» вошел в тройку лидеров партии власти на грядущих выборах. Вряд ли это улучшит репутацию партии власти в Приморье. Да и формированию нового имиджа Госдумы вряд ли поможет.
Полная версия публикации
Политика 17.01.2008 16:44
Британомания
Политика 14.11.2007 13:32
Битва за Путина
Политика 16.07.2007 08:32
Шпионские страсти Польши и Беларуси