Субъекты-должники лишатся депозитных счетов
Счетная палата предлагает запретить размещать бюджетные средства на банковских депозитах регионам, которые имеют долги перед федеральным центром. Новую меру Счетная палата подготовила после проверки правительств нескольких областей:
Согласно рекомендациям счетного ведомства, права на открытие депозитных счетов для хранения средств местной казны предлагается лишить субъекты федерации, которые ранее получили бюджетные займы и не справляются с их своевременным возвращением. Жесткие меры в Счетной палате сочли целесообразными на основании мониторинга эффективности бюджетных займов за предыдущие два года. Чтобы предложения вступили в силу, они должны быть одобрены Госдумой в формате корректив в Бюджетный кодекс. Как ожидается, Белый дом инициативу изучит уже в ноябре.
Ужесточить правила пользования депозитными счетами для регионов в контрольном ведомстве решили по итогам ревизий в ряде проблемных областей, в том числе Московской, Челябинской и Саратовской. За последние два года данные регионы нарастили затраты на обслуживание займов, и данная тенденция, как ожидается, сохранится в нынешнем году. При этом власти некоторых субъектов подавали заявки на бюджетное кредитование по ставке 0,1% годовых в ситуации, когда у данных регионов имелись собственные деньги, положенные на депозит. Именно так поступили власти Самарской области. В мае прошлого года они запросили у Белого дома 1 млрд рублей для расходов по защищенным статьям. При этом остаток на счете областного бюджета превышал 7 млрд рублей, а на депозитных счетах было аккумулировано 1,8 млрд рублей.
Ряд регионов злоупотребляют не только бюджетными, но и коммерческими займами. В ходе проверки выявлены случаи, когда кредиты оформлялись в период, когда бюджетные средства на счетах субъекта еще не закончились. Имеются также примеры того, как кредиты в коммерческих банках брались при наличии депозитных средств. Та же Самарская область в 2014 году одолжила у «Сбербанка» 4 млрд рублей при 5 млрд рублей на депозитах и 4,3 млрд рублей на текущем счете. Аналогичные нарушения допускали и власти Подмосковья.
Также практикуется схема, когда коммерческие займы оформлялись за считанные дни до перевода займов из федеральной казны. В результате бюджетными деньгами власти рассчитывались с финучреждениями. Использовалась и процедура, при которой администрации сначала досрочно погашали коммерческий заем, полученный под сравнительно низкий процент, и сразу после этого оформляли кредит с большей переплатой по процентам.
Ужесточить правила пользования депозитными счетами для регионов в контрольном ведомстве решили по итогам ревизий в ряде проблемных областей, в том числе Московской, Челябинской и Саратовской. За последние два года данные регионы нарастили затраты на обслуживание займов, и данная тенденция, как ожидается, сохранится в нынешнем году. При этом власти некоторых субъектов подавали заявки на бюджетное кредитование по ставке 0,1% годовых в ситуации, когда у данных регионов имелись собственные деньги, положенные на депозит. Именно так поступили власти Самарской области. В мае прошлого года они запросили у Белого дома 1 млрд рублей для расходов по защищенным статьям. При этом остаток на счете областного бюджета превышал 7 млрд рублей, а на депозитных счетах было аккумулировано 1,8 млрд рублей.
Ряд регионов злоупотребляют не только бюджетными, но и коммерческими займами. В ходе проверки выявлены случаи, когда кредиты оформлялись в период, когда бюджетные средства на счетах субъекта еще не закончились. Имеются также примеры того, как кредиты в коммерческих банках брались при наличии депозитных средств. Та же Самарская область в 2014 году одолжила у «Сбербанка» 4 млрд рублей при 5 млрд рублей на депозитах и 4,3 млрд рублей на текущем счете. Аналогичные нарушения допускали и власти Подмосковья.
Также практикуется схема, когда коммерческие займы оформлялись за считанные дни до перевода займов из федеральной казны. В результате бюджетными деньгами власти рассчитывались с финучреждениями. Использовалась и процедура, при которой администрации сначала досрочно погашали коммерческий заем, полученный под сравнительно низкий процент, и сразу после этого оформляли кредит с большей переплатой по процентам.