Согласно рекомендациям счетного ведомства, права на открытие депозитных счетов для хранения средств местной казны предлагается лишить субъекты федерации, которые ранее получили бюджетные займы и не справляются с их своевременным возвращением. Жесткие меры в Счетной палате сочли целесообразными на основании мониторинга эффективности бюджетных займов за предыдущие два года. Чтобы предложения вступили в силу, они должны быть одобрены Госдумой в формате корректив в Бюджетный кодекс. Как ожидается, Белый дом инициативу изучит уже в ноябре.
Ужесточить правила пользования депозитными счетами для регионов в контрольном ведомстве решили по итогам ревизий в ряде проблемных областей, в том числе Московской, Челябинской и Саратовской. За последние два года данные регионы нарастили затраты на обслуживание займов, и данная тенденция, как ожидается, сохранится в нынешнем году. При этом власти некоторых субъектов подавали заявки на бюджетное кредитование по ставке 0,1% годовых в ситуации, когда у данных регионов имелись собственные деньги, положенные на депозит. Именно так поступили власти Самарской области. В мае прошлого года они запросили у Белого дома 1 млрд рублей для расходов по защищенным статьям. При этом остаток на счете областного бюджета превышал 7 млрд рублей, а на депозитных счетах было аккумулировано 1,8 млрд рублей.
Ряд регионов злоупотребляют не только бюджетными, но и коммерческими займами. В ходе проверки выявлены случаи, когда кредиты оформлялись в период, когда бюджетные средства на счетах субъекта еще не закончились. Имеются также примеры того, как кредиты в коммерческих банках брались при наличии депозитных средств. Та же Самарская область в 2014 году одолжила у «Сбербанка» 4 млрд рублей при 5 млрд рублей на депозитах и 4,3 млрд рублей на текущем счете. Аналогичные нарушения допускали и власти Подмосковья.
Также практикуется схема, когда коммерческие займы оформлялись за считанные дни до перевода займов из федеральной казны. В результате бюджетными деньгами власти рассчитывались с финучреждениями. Использовалась и процедура, при которой администрации сначала досрочно погашали коммерческий заем, полученный под сравнительно низкий процент, и сразу после этого оформляли кредит с большей переплатой по процентам.