Татьяна Веденеева, телеведущая: "Эмоциональность - качество для телевидения бесценное"
Всеми любимая «тетя Таня», , которая в конце 80-х вела программу-долгожитель на российском телевидении «Спокойной ночи, малыши!», уже больше года работает на канале «Домашний», где ведет еженедельную программу «Татьянин день».
В ней Веденеева дает полезные советы на все случаи жизни, а также ведет разговоры о вечных семейных ценностях. С легендарной телеведущей встретился телеобозреватель газеты «Век» Александр ГЕРАСИМОВ.
«Век»: Татьяна, как произошло ваше знакомство с телевидением?
- Когда я закончила ГИТИС, то сразу пошла работать на телевидение стажером, что вызвало бурю негодования у моих однокурсников. Им мой поступок казался «предательством высоких идеалов искусства», однако и в этом вопросе я доверилась своему шестому чувству.
«Век»: И шестое чувство вас не подвело?
- Нет. Первые два года я работала диктором на орбитах. Орбиты (иначе говоря, спутники) обеспечивали вещание на весь Союз, правда, в Москве моих объявлений никто услышать не мог, так как в Москве меня не показывали. График у меня был плавающий. Примерно в 2 часа ночи я должна была лучезарно улыбнуться телезрителям, которые только что проснулись, например, во Владивостоке, сказать им «Доброе утро» и пересказать содержание пятой серии какого-нибудь фильма, так как через несколько минут они могли увидеть на экранах шестую серию этой незабываемой картины.
«Век»: Наверное, и времени у вас не было на сон?
- О чем вы говорите. Выспаться в то время мне не удавалось никогда, потому что даже ночной график на заводе представлялся мне гуманнейшим изобретением для облегчения жизни трудящихся. Мой же график формировался раз в 3 дня. Когда-то я работала с 2 до 5, когда-то с 12 до 15, когда-то с 8 до 12 и т.п.
«Век»: Но как же вам удалось выдержать такой график? Ведь у любого человека при такой нагрузке, а правильнее сказать перегрузке сдают нервы?
- Вы правы. Нас было четверо стажеров, а осталась я на телевидении одна. Я видела, как люди уходили с телевидения, и тогда раз и навсегда дала себе установку: «Тот, у кого сдают нервы, мгновенно становится никем». Мне хотелось в будущем добиться большего, и я к этой цели шла достаточно последовательно.
«Век»: Какие ваши качества характера особенно вам помогли на этом нелегком пути?
- Я думаю, в любой профессии качества характера нужны одни и те же: трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели. Еще, правда, мне помогла моя эмоциональность. Это качество для телевидения бесценно, потому что свои эмоции нужно передать зрителю. Это, кстати, отдельное искусство, но ведь эти чувства надо еще и испытывать. Тот, кто всего лишь рассказывает достаточно сухо о том, что он думает по данному вопросу не может стать любимым миллионами популярным телеведущим.
«Век»: А что было самым трудным в работе на телевидении?
- Экзамены на профпригодность. Да-да. Не смейтесь. Лет 10 (пока СССР не рухнул) раз в полгода все дикторы сдавали такой экзамен. Надо было прочитать статью перед коллегами–дикторами. Не дай бог на этом экзамене было ошибиться в постановке ударения или паузы. Я до сих пор вздрагиваю, когда кто-то из современных молодых ведущих позволяет себе грубейшие стилистические ошибки. И никого этот факт даже не заботит. Следующим шагом после орбит стали «Огоньки», которые я много лет вела с большим успехом.
«Век»: Однако потом вы на много лет пропали с экранов. Что же произошло?
- Это очень неприятная история. Я поехала в Англию оформлять сына в школу, однако там произошла небольшая заминка, и мне необходимо было задержаться буквально на 3-4 дня. Я позвонила на работу и попросила эти 4 дня за свой счет. И мне ответили, что, либо я возвращаюсь в Москву немедленно, либо они ждут мое заявление об увольнении по собственному желанию. Я пожала плечами и написала заявление, однако мне даже в голову не могло прийти, что его подпишут! Я была уверена, что вернусь в Москву, мне позвонят и попросят вернуться, ведь я столько лет выкладывалась на 200% и попросила в кое-то веки несколько дней за свой счет. «Увольнять человека за это полный абсурд», - думалось мне. Но мне никто не позвонил. Я чувствовала себя так, будто получила пощечину. Это послужило для меня хорошим уроком. Правда тогда во всей стране все становилось с ног на голову и, наоборот, с периодичностью раз в квартал. Так что мои переживания не были чем-то выдающимся.
С экрана смотрели люди с отрицательной харизмой, они говорили с пришепетыванием и присвистыванием, запинаясь на каждом третьем слове. Впрочем, тогда я вспомнила своих любимых педагогов, которые учили меня в первые годы работы на телевидении. Они любили повторять стажерам: «Запомни, детка, никогда не думай, что ты самый красивый, самый умный и самый образованный. Всегда найдется кто-то лучше тебя по всем трем пунктам или хотя бы по одному из них». Постепенно я успокоилась и больше времени стала посвящать любимому человеку. Потом занялась собственным бизнесом – выпуском соусов ткемали. Так что, несмотря на первоначальный шок, уход с телевидения на время дал мне возможность реализовать себя в других сферах по полной программе. Совместить открытие своего дела с работой на телевидении было бы нереально.
«Век»: Как складывалась ваша жизнь после возвращения в Россию из Японии, где Вы работали по контракту?
- Я уехала из одной страны и приехала в другую – это же была середина 90 –х. Я работала у Эдуарда Сагалаева, снимала сюжеты. Именно там меня учили собственно журналистике, ведь мои первые тексты к сюжетам больше походили на сценарии или рассказы. Там мы познакомились с Женей Киселевым, Володей Молчановым, Сашей Пановым, Мишей Осокиным и другими известными на сегодня журналистами.
«Век»: Как вы получили предложение работать на канале «Домашний»?
- Меня пригласили продюсеры канала, которые предложили мне вести прямой эфир. Причем многочасовой: сначала это было раз в неделю, теперь два раза. Причем в моей передаче очень большая роль отводится не только моему монологу или диалогу с гостем студии, а самое важное для нас – общение со зрителями, которые звонят нам в студию.
«Век»: А что для вас особенно трудно в вашем нынешнем амплуа ведущей прямого эфира?
- Дело в том, что люди, с которыми я даже лично хорошо знакома, совершенно по-новому проявляются перед камерой. Вдруг живой и открытый человек зажимается и начинает на все вопросы отвечать «да», «нет», «не знаю», а это предполагает, что ведущий, то есть я, должен ниагарским водопадом выдавать все новые и новые вопросы, пока не закончится время рубрики. Это бывает очень трудно. Более того, совершенно не обязательно, что кто-то из зрителей позвонит с вопросом в студию. Конечно, это требует не только быстроты реакции, но и хорошей подготовки. Я перед каждой встречей обязательно изучаю подробнейшее досье на человека, смотрю в Интернете информацию о нем.
«Век»: Сейчас Вы много времени проводите у телевизора?
- Нет. Я обязательно смотрю новости.
«Век»: Если бы сейчас у вас было много свободного времени, чем бы вы занялись в свое удовольствие?
- Думаю, пошла бы на курсы дизайна и флористики. Сейчас меня очень увлекает общение с растениями. Раньше меня искренне удивляла традиция наших родителей проводить все выходные на даче за прополкой каких-нибудь помидоров, а сейчас я поняла, что это занятие так же полно глубокого философского смысла, как и древняя японская традиция, скажем, любование лотосами. Сейчас я понимаю, что на огонь, воду и цветы можно смотреть бесконечно и это действительно помогает расслабиться, отбросить негативные эмоции, да и просто ни о чем не думать. Иногда это просто необходимо.
Личное дело Татьяны Веденеевой.
Она родилась в Волгограде. Закончила ГИТИС. Сыграла в художественных фильмах: «Много шума из ничего», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и др. Работала диктором на Центральном телевидении. В роли телеведущей Веденеева вела несколько популярных и рейтинговых программ: «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», «Доброе утро». В 2000 году Татьяна Веденеева была ведущей ток-шоу «Рядом с тобой», выходящая некоторое время на канале РТР (ныне «Россия»). С весны 2006 года работает на канале «Домашний», где ведет программу «Татьянин день». Татьяна Веденеева замужем, у нее есть сын Дмитрий.
«Век»: Татьяна, как произошло ваше знакомство с телевидением?
- Когда я закончила ГИТИС, то сразу пошла работать на телевидение стажером, что вызвало бурю негодования у моих однокурсников. Им мой поступок казался «предательством высоких идеалов искусства», однако и в этом вопросе я доверилась своему шестому чувству.
«Век»: И шестое чувство вас не подвело?
- Нет. Первые два года я работала диктором на орбитах. Орбиты (иначе говоря, спутники) обеспечивали вещание на весь Союз, правда, в Москве моих объявлений никто услышать не мог, так как в Москве меня не показывали. График у меня был плавающий. Примерно в 2 часа ночи я должна была лучезарно улыбнуться телезрителям, которые только что проснулись, например, во Владивостоке, сказать им «Доброе утро» и пересказать содержание пятой серии какого-нибудь фильма, так как через несколько минут они могли увидеть на экранах шестую серию этой незабываемой картины.
«Век»: Наверное, и времени у вас не было на сон?
- О чем вы говорите. Выспаться в то время мне не удавалось никогда, потому что даже ночной график на заводе представлялся мне гуманнейшим изобретением для облегчения жизни трудящихся. Мой же график формировался раз в 3 дня. Когда-то я работала с 2 до 5, когда-то с 12 до 15, когда-то с 8 до 12 и т.п.
«Век»: Но как же вам удалось выдержать такой график? Ведь у любого человека при такой нагрузке, а правильнее сказать перегрузке сдают нервы?
- Вы правы. Нас было четверо стажеров, а осталась я на телевидении одна. Я видела, как люди уходили с телевидения, и тогда раз и навсегда дала себе установку: «Тот, у кого сдают нервы, мгновенно становится никем». Мне хотелось в будущем добиться большего, и я к этой цели шла достаточно последовательно.
«Век»: Какие ваши качества характера особенно вам помогли на этом нелегком пути?
- Я думаю, в любой профессии качества характера нужны одни и те же: трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели. Еще, правда, мне помогла моя эмоциональность. Это качество для телевидения бесценно, потому что свои эмоции нужно передать зрителю. Это, кстати, отдельное искусство, но ведь эти чувства надо еще и испытывать. Тот, кто всего лишь рассказывает достаточно сухо о том, что он думает по данному вопросу не может стать любимым миллионами популярным телеведущим.
«Век»: А что было самым трудным в работе на телевидении?
- Экзамены на профпригодность. Да-да. Не смейтесь. Лет 10 (пока СССР не рухнул) раз в полгода все дикторы сдавали такой экзамен. Надо было прочитать статью перед коллегами–дикторами. Не дай бог на этом экзамене было ошибиться в постановке ударения или паузы. Я до сих пор вздрагиваю, когда кто-то из современных молодых ведущих позволяет себе грубейшие стилистические ошибки. И никого этот факт даже не заботит. Следующим шагом после орбит стали «Огоньки», которые я много лет вела с большим успехом.
«Век»: Однако потом вы на много лет пропали с экранов. Что же произошло?
- Это очень неприятная история. Я поехала в Англию оформлять сына в школу, однако там произошла небольшая заминка, и мне необходимо было задержаться буквально на 3-4 дня. Я позвонила на работу и попросила эти 4 дня за свой счет. И мне ответили, что, либо я возвращаюсь в Москву немедленно, либо они ждут мое заявление об увольнении по собственному желанию. Я пожала плечами и написала заявление, однако мне даже в голову не могло прийти, что его подпишут! Я была уверена, что вернусь в Москву, мне позвонят и попросят вернуться, ведь я столько лет выкладывалась на 200% и попросила в кое-то веки несколько дней за свой счет. «Увольнять человека за это полный абсурд», - думалось мне. Но мне никто не позвонил. Я чувствовала себя так, будто получила пощечину. Это послужило для меня хорошим уроком. Правда тогда во всей стране все становилось с ног на голову и, наоборот, с периодичностью раз в квартал. Так что мои переживания не были чем-то выдающимся.
С экрана смотрели люди с отрицательной харизмой, они говорили с пришепетыванием и присвистыванием, запинаясь на каждом третьем слове. Впрочем, тогда я вспомнила своих любимых педагогов, которые учили меня в первые годы работы на телевидении. Они любили повторять стажерам: «Запомни, детка, никогда не думай, что ты самый красивый, самый умный и самый образованный. Всегда найдется кто-то лучше тебя по всем трем пунктам или хотя бы по одному из них». Постепенно я успокоилась и больше времени стала посвящать любимому человеку. Потом занялась собственным бизнесом – выпуском соусов ткемали. Так что, несмотря на первоначальный шок, уход с телевидения на время дал мне возможность реализовать себя в других сферах по полной программе. Совместить открытие своего дела с работой на телевидении было бы нереально.
«Век»: Как складывалась ваша жизнь после возвращения в Россию из Японии, где Вы работали по контракту?
- Я уехала из одной страны и приехала в другую – это же была середина 90 –х. Я работала у Эдуарда Сагалаева, снимала сюжеты. Именно там меня учили собственно журналистике, ведь мои первые тексты к сюжетам больше походили на сценарии или рассказы. Там мы познакомились с Женей Киселевым, Володей Молчановым, Сашей Пановым, Мишей Осокиным и другими известными на сегодня журналистами.
«Век»: Как вы получили предложение работать на канале «Домашний»?
- Меня пригласили продюсеры канала, которые предложили мне вести прямой эфир. Причем многочасовой: сначала это было раз в неделю, теперь два раза. Причем в моей передаче очень большая роль отводится не только моему монологу или диалогу с гостем студии, а самое важное для нас – общение со зрителями, которые звонят нам в студию.
«Век»: А что для вас особенно трудно в вашем нынешнем амплуа ведущей прямого эфира?
- Дело в том, что люди, с которыми я даже лично хорошо знакома, совершенно по-новому проявляются перед камерой. Вдруг живой и открытый человек зажимается и начинает на все вопросы отвечать «да», «нет», «не знаю», а это предполагает, что ведущий, то есть я, должен ниагарским водопадом выдавать все новые и новые вопросы, пока не закончится время рубрики. Это бывает очень трудно. Более того, совершенно не обязательно, что кто-то из зрителей позвонит с вопросом в студию. Конечно, это требует не только быстроты реакции, но и хорошей подготовки. Я перед каждой встречей обязательно изучаю подробнейшее досье на человека, смотрю в Интернете информацию о нем.
«Век»: Сейчас Вы много времени проводите у телевизора?
- Нет. Я обязательно смотрю новости.
«Век»: Если бы сейчас у вас было много свободного времени, чем бы вы занялись в свое удовольствие?
- Думаю, пошла бы на курсы дизайна и флористики. Сейчас меня очень увлекает общение с растениями. Раньше меня искренне удивляла традиция наших родителей проводить все выходные на даче за прополкой каких-нибудь помидоров, а сейчас я поняла, что это занятие так же полно глубокого философского смысла, как и древняя японская традиция, скажем, любование лотосами. Сейчас я понимаю, что на огонь, воду и цветы можно смотреть бесконечно и это действительно помогает расслабиться, отбросить негативные эмоции, да и просто ни о чем не думать. Иногда это просто необходимо.
Личное дело Татьяны Веденеевой.
Она родилась в Волгограде. Закончила ГИТИС. Сыграла в художественных фильмах: «Много шума из ничего», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и др. Работала диктором на Центральном телевидении. В роли телеведущей Веденеева вела несколько популярных и рейтинговых программ: «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», «Доброе утро». В 2000 году Татьяна Веденеева была ведущей ток-шоу «Рядом с тобой», выходящая некоторое время на канале РТР (ныне «Россия»). С весны 2006 года работает на канале «Домашний», где ведет программу «Татьянин день». Татьяна Веденеева замужем, у нее есть сын Дмитрий.