Ученые объяснили, как работает эффект большинства
Концепция "мудрости толпы", как показал эксперимент, срабатывает далеко не всегда — порой групповое мышление подталкивает людей к принятию нерациональных решений.
Психолог из Великобритании Дэниел Ричардсон решил проверить то, как работают процессы принятия решений в таком необычном месте для подобных начинаний, как оживленный лондонский паб.
Ученый не первый год занимается изучением воздействия окружающих людей на мышление индивидуума. В своих работах психолог анализирует, как наблюдение за другими влияет на наши решения.
Для таких экспериментов необходима сфера живого общения, привлекать добровольцев и проводить анкетирование в таких ситуациях будет бесполезно.
В ходе психологического эксперимента каждому посетителю популярного бара предложили возможность доступа к специально созданному для эксперимента сайту в интернете. Сайт дает возможность двигать по экрану персонального смартфона курсор в виде точки.
За перемещением курсора участников все присутствующие в баре могли следить на специальном настенном телеэкране. Таким образом все видят, как двигают свои курсоры остальные.
Ученый задавал вопросы участникам и предлагал им с помощью курсора выбрать ответ. Каждый вопрос задается несколько раз. В первый раз — с потушенным экраном, а второй, когда ответы отображались на экране.
Оказалось, что в большинстве случаев люди шли за большинством, даже если не были согласны с этой точкой зрения на самом деле.
Подобные исследования проводятся уже более полувека. Впервые об этом заговорил американский психолог Соломон Аш еще в 50-х годах прошлого века.
Кроме того, один из профессоров Калифорнийского университета показал в своем эксперименте, что молодые люди склонны давать абсолютно нелепые ответы на очень простые вопросы, если им дают понять, что их друзья и знакомые дали такой ответ.
Групповой конформизм очень сильный фактор, который может определять действие даже целой страны, если в ней показательно будет высказываться то или иное мнение. Очень часто такие решения диктуются пользователями интернета в социальных сетях. В фейсбуке или твиттере нередко можно встретить людей, которые высказывают то или иное мнение с целью повлиять на мнение других людей.
Ученый не первый год занимается изучением воздействия окружающих людей на мышление индивидуума. В своих работах психолог анализирует, как наблюдение за другими влияет на наши решения.
Для таких экспериментов необходима сфера живого общения, привлекать добровольцев и проводить анкетирование в таких ситуациях будет бесполезно.
В ходе психологического эксперимента каждому посетителю популярного бара предложили возможность доступа к специально созданному для эксперимента сайту в интернете. Сайт дает возможность двигать по экрану персонального смартфона курсор в виде точки.
За перемещением курсора участников все присутствующие в баре могли следить на специальном настенном телеэкране. Таким образом все видят, как двигают свои курсоры остальные.
Ученый задавал вопросы участникам и предлагал им с помощью курсора выбрать ответ. Каждый вопрос задается несколько раз. В первый раз — с потушенным экраном, а второй, когда ответы отображались на экране.
Оказалось, что в большинстве случаев люди шли за большинством, даже если не были согласны с этой точкой зрения на самом деле.
Подобные исследования проводятся уже более полувека. Впервые об этом заговорил американский психолог Соломон Аш еще в 50-х годах прошлого века.
Кроме того, один из профессоров Калифорнийского университета показал в своем эксперименте, что молодые люди склонны давать абсолютно нелепые ответы на очень простые вопросы, если им дают понять, что их друзья и знакомые дали такой ответ.
Групповой конформизм очень сильный фактор, который может определять действие даже целой страны, если в ней показательно будет высказываться то или иное мнение. Очень часто такие решения диктуются пользователями интернета в социальных сетях. В фейсбуке или твиттере нередко можно встретить людей, которые высказывают то или иное мнение с целью повлиять на мнение других людей.