«Уралкалий» попал под опеку министра?
Вопрос взыскания с «Уралкалия» компенсации за аварию на руднике в Березниках могут растянуть на годы. «Век» уже писал о том, что глава Минприроды Юрий Трутнев пытается отстоять интересы руководителей компании, говоря об их непричастности к ЧП, в результате которого часть города может уйти под землю.
Сейчас министр заявляет о том, что вина «калийщиков» все-таки не доказана, а окончательное решение будет принимать суд. Юристы с данной позицией не согласны, а эксперты считают, что Юрий Петрович попросту не в силах отказаться от взятых на себя обязательств перед «Уралкалием», даже несмотря на сигналы сверху.
Напомним, результаты повторного расследования причин аварии на руднике «Уралкалия», инициированного могущественным зампредом правительства Игорем Сечиным, отличаются от выводов первой комиссии, которой руководил министр Юрий Трутнев. В качестве причин аварии названы теперь не только геологическая аномалия, но и технологические факторы.
«В частности, отмечается, что, проводя подземные выработки, «Уралкалий» не оставил охранный целик под железной дорогой, которая сейчас частично разрушена, вел закладку шахтных пустот с большим запаздыванием и не в полном объеме. Аномальное строение водозащитной толщи на аварийном участке могло быть выявлено ранее при целевом планомерном ее геологическом изучении недропользователем», - сообщил «Веку» источник в Белом доме.
«Век» неоднократно писал, что авария, очевидно, произошла из-за грубейшего нарушения технологии добычи калия. Как сообщали нам некоторые ученые и геологи, катастрофы можно было бы избежать, если бы не сыгравшая свою роль алчность руководителей компании. «Уралкалий» полностью разогнал свою научную базу, и сделал все, чтобы максимизировать прибыль и минимизировать побочные расходы.
«Только не заложенные пустоты могли привести, к той трагедии, которая произошла. В геологии подземные пустоты считаются одной из самых страшных вещей, и в «Уралкалии» не могли об этом не знать», - убеждена главный геолог компании «Уралгеология» Светлана Лабутенкова.
В новом акте комиссии перечислены расходы, связанные с ликвидацией последствия аварии, куда входят строительство объездного пути, переселение жителей, а также говорится о необходимости компенсации будущих затрат на перенос сооружений местной электростанции и на строительство нового объездного пути. Отличие нового документа от предыдущего и в том, что здесь упоминается потеря полезных ископаемых и выпадающих доходов бюджета.
Напомним, что пермские власти озвучили сумму финансовых претензий к «Уралкалию». По их подсчетам, компания должна выплатить 2 млрд. 520 млн. 457 тыс. рублей. Из этих средств 1 млрд.. 821 млн. 873 тыс. 475 рублей уйдут в федеральную казну, 654 млн. 96 тыс. 810 рублей – в региональную и 44 млн. 487 тыс. 600 рублей – в бюджет Березников. В счет включены суммы, потраченные из бюджета на 850-метровый объезд аварийной зоны и строительство коммуникаций в микрорайоне Усольский.
Свой вердикт о причинах аварии вынесла также комиссия Ростехнадзора. Возможно, что к 2,5 млрд. рублей добавится сумма за строительство 53-х километрового железнодорожного обхода и перенос объектов ТГК-9. На это потребуется еще 17,9 млрд. рублей. В акте Ростехнадзора также указана возможная оценка потерь запасов калийных солей в затопленном руднике. Чиновники, знакомые с содержанием документа, говорят, что по двум разным методикам их полная стоимость оценена в 84 млрд. и 25 млрд. рублей, а недополученный бюджетом НДПИ - в 3,2 млрд. и 964 млн. рублей соответственно. Таким образом, полный размер ущерба может составить 104 млрд. рублей. При необходимости оперативного погашения эта цифра окажется критичной для компании.
«Заявленный масштаб ущерба, вероятно, заставит руководство «Уралкалия» быть сговорчивым. В кулуарах давно уже обсуждаются несколько проектов создания структур с участием государства и производителей удобрений, включая «Уралкалий». Между чиновниками и главой компании Дмитрием Рыболовлевым может идти торг. Аналитики инвестбанков, в частности, уже неоднократно говорили об угрозе национализации калийной компании», - сообщает источник «Века» в правительстве.
Из-за неопределенности акции «Уралкалия» по-прежнему находятся в аутсайдерах, в течение прошлой недели они рухнули на 20,1%. Но в роли спасителя решил вновь вмешаться глава Минприроды. В конце минувшей недели на заседании правительственной комиссии по недопущению негативных последствий аварии в Березниках Юрий Трутнев дал понять, что вопрос взыскания с «Уралкалия» ущерба может затянуться на неопределенный срок. С упорством, достойным лучшего применения, министр подчеркнул, что вина «калийщиков» в аварии на руднике не доказана – дескать, в заключении комиссии нет прямого указания на то, что авария произошла по вине «Уралкалия». По его словам, окончательное решение будет принято в судебном порядке, а на это, как водится, могут уйти годы.
«Что-то предъявлять у нас в стране может только суд, а никак не государственные органы», - отметил Трутнев и добавил, что законодательных актов, регулирующих взыскание ущерба в подобных случаях, в России нет, и их придется разрабатывать. В какие сроки может появиться методика расчета, он, между тем, не пояснил.
Похоже, однако, что это очередной демарш главы Минприроды, решившего во что бы то ни стало отстоять интересы «Уралкалия». Юристы не согласны с позицией министра, по мнению адвоката Московской областной коллегии адвокатов Дениса Узойкина, законодательного обоснования для взыскания ущерба вполне достаточно.
«В 59-й главе Гражданского кодекса говорится, что любой ущерб, причиненный вследствие деятельности другого лица, должен быть возмещен, - поясняет адвокат. - Однако остается вопрос, придется ли доказывать вину «Уралкалия», или компанию можно отнести к категории субъектов, чьи действия связаны с повышенной опасностью: тогда ответственность наступает в любом случае. Но истцу необходимо будет доказать причинно-следственную связь между деятельностью компании и произошедшей аварией. Для этого, скорее всего, потребуется судебная экспертиза».
Денис Узойкин подтверждает, что методики расчета ущерба действительно нет, но она может быть разработана и утверждена в довольно короткие сроки. Тем не менее, по оценке юриста, рассмотрение иска «может растянуться на годы».
Зачем бы главе Минприроды искусственно затягивать процесс, тем более после того, как официально стала известна позиция «комиссии номер 2» под руководством Игоря Сечина о том, что частичная ответственность за аварию все же будет возложена на «Уралкалий»?
«Налицо довольно странная ситуация. Юрий Трутнев уж очень явно защищает «Уралкалий», несмотря даже на так называемые «сигналы». То, что комиссия, действующая по поручению Игоря Сечина, пришла к неутешительным для компании выводам – момент явно знаковый. Но, видимо, министр Трутнев не в силах отказаться от взятых на себя определенных обязательств. Однако в данном случае его позиция вступает в конфликт с общегосударственной линией – правительство сейчас крайне чувствительно реагирует на социально-значимые инциденты, к которым относятся и авария в Березниках («Уралкалий»), и случай на шахте «Красная шапочка» («Русал»)», - сообщил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«Нужно не забывать, что в 2000 году Дмитрий Рыболовлев (глава «Уралкалия») активно поддержал пермского мэра Юрия Трутнева на выборах губернатора Пермской области, а потом исправно финансировал «Единую Россию». Неудивительно, что нынешний министр природных ресурсов стоит на своем и после того, как Сечин санкционировал повторное расследование. Цена вопроса – сотни миллионов долларов», - сообщает источник «Века» в Росприроднадзоре.
«Очевидно, что старение инфраструктуры приводит к катастрофам на производстве, за которые должны нести ответственность компании, контролирующие данные объекты. В ряде случаев их удается привлечь к ответственности. Но, к сожалению, бывает и так, что компаниям, которые имеют устойчивые связи в федеральных органах власти, удается уйти от ответственности», - подчеркивает Алексей Мухин.
Напомним, результаты повторного расследования причин аварии на руднике «Уралкалия», инициированного могущественным зампредом правительства Игорем Сечиным, отличаются от выводов первой комиссии, которой руководил министр Юрий Трутнев. В качестве причин аварии названы теперь не только геологическая аномалия, но и технологические факторы.
«В частности, отмечается, что, проводя подземные выработки, «Уралкалий» не оставил охранный целик под железной дорогой, которая сейчас частично разрушена, вел закладку шахтных пустот с большим запаздыванием и не в полном объеме. Аномальное строение водозащитной толщи на аварийном участке могло быть выявлено ранее при целевом планомерном ее геологическом изучении недропользователем», - сообщил «Веку» источник в Белом доме.
«Век» неоднократно писал, что авария, очевидно, произошла из-за грубейшего нарушения технологии добычи калия. Как сообщали нам некоторые ученые и геологи, катастрофы можно было бы избежать, если бы не сыгравшая свою роль алчность руководителей компании. «Уралкалий» полностью разогнал свою научную базу, и сделал все, чтобы максимизировать прибыль и минимизировать побочные расходы.
«Только не заложенные пустоты могли привести, к той трагедии, которая произошла. В геологии подземные пустоты считаются одной из самых страшных вещей, и в «Уралкалии» не могли об этом не знать», - убеждена главный геолог компании «Уралгеология» Светлана Лабутенкова.
В новом акте комиссии перечислены расходы, связанные с ликвидацией последствия аварии, куда входят строительство объездного пути, переселение жителей, а также говорится о необходимости компенсации будущих затрат на перенос сооружений местной электростанции и на строительство нового объездного пути. Отличие нового документа от предыдущего и в том, что здесь упоминается потеря полезных ископаемых и выпадающих доходов бюджета.
Напомним, что пермские власти озвучили сумму финансовых претензий к «Уралкалию». По их подсчетам, компания должна выплатить 2 млрд. 520 млн. 457 тыс. рублей. Из этих средств 1 млрд.. 821 млн. 873 тыс. 475 рублей уйдут в федеральную казну, 654 млн. 96 тыс. 810 рублей – в региональную и 44 млн. 487 тыс. 600 рублей – в бюджет Березников. В счет включены суммы, потраченные из бюджета на 850-метровый объезд аварийной зоны и строительство коммуникаций в микрорайоне Усольский.
Свой вердикт о причинах аварии вынесла также комиссия Ростехнадзора. Возможно, что к 2,5 млрд. рублей добавится сумма за строительство 53-х километрового железнодорожного обхода и перенос объектов ТГК-9. На это потребуется еще 17,9 млрд. рублей. В акте Ростехнадзора также указана возможная оценка потерь запасов калийных солей в затопленном руднике. Чиновники, знакомые с содержанием документа, говорят, что по двум разным методикам их полная стоимость оценена в 84 млрд. и 25 млрд. рублей, а недополученный бюджетом НДПИ - в 3,2 млрд. и 964 млн. рублей соответственно. Таким образом, полный размер ущерба может составить 104 млрд. рублей. При необходимости оперативного погашения эта цифра окажется критичной для компании.
«Заявленный масштаб ущерба, вероятно, заставит руководство «Уралкалия» быть сговорчивым. В кулуарах давно уже обсуждаются несколько проектов создания структур с участием государства и производителей удобрений, включая «Уралкалий». Между чиновниками и главой компании Дмитрием Рыболовлевым может идти торг. Аналитики инвестбанков, в частности, уже неоднократно говорили об угрозе национализации калийной компании», - сообщает источник «Века» в правительстве.
Из-за неопределенности акции «Уралкалия» по-прежнему находятся в аутсайдерах, в течение прошлой недели они рухнули на 20,1%. Но в роли спасителя решил вновь вмешаться глава Минприроды. В конце минувшей недели на заседании правительственной комиссии по недопущению негативных последствий аварии в Березниках Юрий Трутнев дал понять, что вопрос взыскания с «Уралкалия» ущерба может затянуться на неопределенный срок. С упорством, достойным лучшего применения, министр подчеркнул, что вина «калийщиков» в аварии на руднике не доказана – дескать, в заключении комиссии нет прямого указания на то, что авария произошла по вине «Уралкалия». По его словам, окончательное решение будет принято в судебном порядке, а на это, как водится, могут уйти годы.
«Что-то предъявлять у нас в стране может только суд, а никак не государственные органы», - отметил Трутнев и добавил, что законодательных актов, регулирующих взыскание ущерба в подобных случаях, в России нет, и их придется разрабатывать. В какие сроки может появиться методика расчета, он, между тем, не пояснил.
Похоже, однако, что это очередной демарш главы Минприроды, решившего во что бы то ни стало отстоять интересы «Уралкалия». Юристы не согласны с позицией министра, по мнению адвоката Московской областной коллегии адвокатов Дениса Узойкина, законодательного обоснования для взыскания ущерба вполне достаточно.
«В 59-й главе Гражданского кодекса говорится, что любой ущерб, причиненный вследствие деятельности другого лица, должен быть возмещен, - поясняет адвокат. - Однако остается вопрос, придется ли доказывать вину «Уралкалия», или компанию можно отнести к категории субъектов, чьи действия связаны с повышенной опасностью: тогда ответственность наступает в любом случае. Но истцу необходимо будет доказать причинно-следственную связь между деятельностью компании и произошедшей аварией. Для этого, скорее всего, потребуется судебная экспертиза».
Денис Узойкин подтверждает, что методики расчета ущерба действительно нет, но она может быть разработана и утверждена в довольно короткие сроки. Тем не менее, по оценке юриста, рассмотрение иска «может растянуться на годы».
Зачем бы главе Минприроды искусственно затягивать процесс, тем более после того, как официально стала известна позиция «комиссии номер 2» под руководством Игоря Сечина о том, что частичная ответственность за аварию все же будет возложена на «Уралкалий»?
«Налицо довольно странная ситуация. Юрий Трутнев уж очень явно защищает «Уралкалий», несмотря даже на так называемые «сигналы». То, что комиссия, действующая по поручению Игоря Сечина, пришла к неутешительным для компании выводам – момент явно знаковый. Но, видимо, министр Трутнев не в силах отказаться от взятых на себя определенных обязательств. Однако в данном случае его позиция вступает в конфликт с общегосударственной линией – правительство сейчас крайне чувствительно реагирует на социально-значимые инциденты, к которым относятся и авария в Березниках («Уралкалий»), и случай на шахте «Красная шапочка» («Русал»)», - сообщил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«Нужно не забывать, что в 2000 году Дмитрий Рыболовлев (глава «Уралкалия») активно поддержал пермского мэра Юрия Трутнева на выборах губернатора Пермской области, а потом исправно финансировал «Единую Россию». Неудивительно, что нынешний министр природных ресурсов стоит на своем и после того, как Сечин санкционировал повторное расследование. Цена вопроса – сотни миллионов долларов», - сообщает источник «Века» в Росприроднадзоре.
«Очевидно, что старение инфраструктуры приводит к катастрофам на производстве, за которые должны нести ответственность компании, контролирующие данные объекты. В ряде случаев их удается привлечь к ответственности. Но, к сожалению, бывает и так, что компаниям, которые имеют устойчивые связи в федеральных органах власти, удается уйти от ответственности», - подчеркивает Алексей Мухин.