Внешторгбанк купил немного авиации
Сегодня стало известно о том, что Внешторгбанк (ВТБ) приобрел около 5% акций авиастроительного концерна EADS. По мнению некоторых аналитиков, покупка ценных бумаг явилась первым шагом в стремлении государства управлять крупнейшей европейской авиастроительной компанией.
Акции скупались незаметно. В начале лета представители ВТБ, совершая совсем небольшие сделки, приобретали ценные бумаги EADS. За пару месяцев банк собрал около 4,5-4,8% акций. Чтобы не наделать шума на рынке, ВТБ решил не выходить для начала за пределы 5%. Дело в том, что реестр акционеров EADS ведут 10 банков, и изменения в нем сообщаются компании при покупках пакета, превышающего 5%. Поэтому сделка никем замечена не была и обошлась казне приблизительно в $1 млрд.
Это далеко не первое приобретение Внешторгбанка в интересах авиационной промышленности. В прошлом году дочка ВТБ, Гута-банк, купила активы холдинга Пермские моторы. В предприятие входит четыре основных компании: ОАО Протон-ПМ (ракетный завод, контролируется ФГУП Центр имени Хруничева), ОАО Авиадвигатель (конструкторское бюро, контролируется государством) и два предприятия, подконтрольные НП Группа Гута: ОАО Редуктор-ПМ (вертолетное производство) и ОАО Пермский моторный завод (ПМЗ, авиационное производство).
Концерн EADS возник в 2000г., приобретя активы германской DaimlerChrysler Aerospace, испанской госкорпорации CASA и двух французских компаний: частной Matra (сегодня Legardere) и государственной Aerospatiale. В итоге, по 30% акций EADS получили DaimlerChrysler AG и французский холдинг SOGEADE (по 50% в нем у Legardere и правительства Франции). 5,5% достались испанскому госхолдингу SEPI. Еще 30% акций EADS были размещены на биржах Франкфурта, Парижа и Мадрида.
Ряд экспертов полагает, что приобретение ценных бумаг EADS осуществлено в интересах вновь создаваемой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую вошли ведущие производители отечественного авиапрома.
Напомним, что в январе-июле 2006 года российские предприятия гражданской авиации выпустили всего 10 самолетов, из которых только два крупные пассажирские лайнеры (ИЛ - 96-300 и ТУ-154). Остальные - легкие маломестные самолеты. Также было выпущено 37 вертолетов. Российский мегапроект ОАК и призван исправить ситуацию. На него возлагаются серьезные надежды: компания должна вернуть России 10% мирового авиарынка.
В прошлом году EADS приобрел 10% акций российской компании Иркут, основной специализацией которой является производство истребителей СУ-30 и СУ-27, а также самолета-амфибии БЕ-200. Корпорация Иркут является вертикально интегрированным холдингом, обеспечивающим проектирование, производство, реализацию и послепродажное обслуживание авиационной техники гражданского и военного назначения. Ее акционеры - ЗАО Брансвик Ю Би ЭС Варбург Номиниз (номинальный держатель, 25,72%), ЗАО Акционерный коммерческий банк Форпост (номинальный держатель, 20,60%), ЗАО Компания ФТК (20,35%), AXK Сухой (13,2%), ЗАО Аэроком (10,18%), прочие юридические лица (4,9%), физические лица (3,55%). Переговоры о вхождении европейцев в капитал стратегически важного для России предприятия велись больше года, а сама сделка потребовала одобрения президента страны Владимира Путина.
По мнению ряда экпертов, купив акции Иркута, EADS попытался таким образом застолбить для себя место в ОАК. А поскольку Иркут будет одним из основных участников корпорации, у европейцев будет возможность, обменяв акции компании, войти в нее. Теперь российское руководство получило карт-бланш в переговорах с EADS о его участии в ОАК. Известно, что президент Путин очень болезненно относится к тому, что у последней могут появиться крупные стратегические инвесторы из-за рубежа.
Аналитики полагают, что в дальнейшем ВТБ будет продолжать скупать акции EADS, увеличивая таким образом долю России в авиакорпорации.
Это далеко не первое приобретение Внешторгбанка в интересах авиационной промышленности. В прошлом году дочка ВТБ, Гута-банк, купила активы холдинга Пермские моторы. В предприятие входит четыре основных компании: ОАО Протон-ПМ (ракетный завод, контролируется ФГУП Центр имени Хруничева), ОАО Авиадвигатель (конструкторское бюро, контролируется государством) и два предприятия, подконтрольные НП Группа Гута: ОАО Редуктор-ПМ (вертолетное производство) и ОАО Пермский моторный завод (ПМЗ, авиационное производство).
Концерн EADS возник в 2000г., приобретя активы германской DaimlerChrysler Aerospace, испанской госкорпорации CASA и двух французских компаний: частной Matra (сегодня Legardere) и государственной Aerospatiale. В итоге, по 30% акций EADS получили DaimlerChrysler AG и французский холдинг SOGEADE (по 50% в нем у Legardere и правительства Франции). 5,5% достались испанскому госхолдингу SEPI. Еще 30% акций EADS были размещены на биржах Франкфурта, Парижа и Мадрида.
Ряд экспертов полагает, что приобретение ценных бумаг EADS осуществлено в интересах вновь создаваемой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую вошли ведущие производители отечественного авиапрома.
Напомним, что в январе-июле 2006 года российские предприятия гражданской авиации выпустили всего 10 самолетов, из которых только два крупные пассажирские лайнеры (ИЛ - 96-300 и ТУ-154). Остальные - легкие маломестные самолеты. Также было выпущено 37 вертолетов. Российский мегапроект ОАК и призван исправить ситуацию. На него возлагаются серьезные надежды: компания должна вернуть России 10% мирового авиарынка.
В прошлом году EADS приобрел 10% акций российской компании Иркут, основной специализацией которой является производство истребителей СУ-30 и СУ-27, а также самолета-амфибии БЕ-200. Корпорация Иркут является вертикально интегрированным холдингом, обеспечивающим проектирование, производство, реализацию и послепродажное обслуживание авиационной техники гражданского и военного назначения. Ее акционеры - ЗАО Брансвик Ю Би ЭС Варбург Номиниз (номинальный держатель, 25,72%), ЗАО Акционерный коммерческий банк Форпост (номинальный держатель, 20,60%), ЗАО Компания ФТК (20,35%), AXK Сухой (13,2%), ЗАО Аэроком (10,18%), прочие юридические лица (4,9%), физические лица (3,55%). Переговоры о вхождении европейцев в капитал стратегически важного для России предприятия велись больше года, а сама сделка потребовала одобрения президента страны Владимира Путина.
По мнению ряда экпертов, купив акции Иркута, EADS попытался таким образом застолбить для себя место в ОАК. А поскольку Иркут будет одним из основных участников корпорации, у европейцев будет возможность, обменяв акции компании, войти в нее. Теперь российское руководство получило карт-бланш в переговорах с EADS о его участии в ОАК. Известно, что президент Путин очень болезненно относится к тому, что у последней могут появиться крупные стратегические инвесторы из-за рубежа.
Аналитики полагают, что в дальнейшем ВТБ будет продолжать скупать акции EADS, увеличивая таким образом долю России в авиакорпорации.