Эксперты предложили ограничить военный импорт
России следует юридически ограничить импорт вооружений и военной техники, а невыгодные контракты - расторгнуть. К такому выводу, как пишет газета "Ведомости", пришла группа экспертов общественного совета при председателе Военно-промышленной комиссии Дмитрии Рогозине.
По оценке экспертов, Министерство обороны России закупает военную продукцию за рубежом бессистемно и без серьезного обоснования.
Выводы относительно зарубежных военных закупок России содержатся в доклае "Россия как импортер вооружений". Согласно этому документу, российские образцы вооружений и военной техники проходили полные циклы испытаний, в том числе и на превышение некоторых характеристик над характеристиками мировых аналогов. В то же время, иностранная техника, закупаемая военными, таких проверок не проходила.
В частности, не проходили тщательных проверок итальянские бронемашины Iveco LMV Lynx ("Рысь") и израильские беспилотные летательные аппараты Searcher II, покупка которых оценивается в 1,8 миллиарда долларов. Эта техника не соответствует российским стандартам и не совместима с российскими системами вооружений. Кроме того, эксплуатация "Рысей" и Searcher, по оценке экспертов, будет дорогостоящей, а боевая ценность - низкой.
В большинстве случаев, в ходе закупок образцы выбирались беальтернативным методом, а их опытная эксплуатация в войсках, как, например, беспилотников Searcher, показала функциональную ограниченность техники и несоответствие современным требованиям. Все новые военные закупки Министерство обороны России должно осуществлять уже по новым правилам, проводя полные циклы испытаний зарубежной техники.
Между тем, приобретая импортные вооружения и военную технику не заключались и дополнительные соглашения о передаче технологий, благодаря которым возможно было бы поднять технический уровень промышленности. По словам главного редактора журнала "Арсенал Отечества" Виктора Мураховского, одного из авторов доклада, в России осуществляется лишь отверточная сборка Searcher и Iveco.
Наконец, эксперты предлагают российскому военному ведомству разорвать все невыгодные контракты или перезаключить их на новых условиях. В частности, в текст соглашения можно включить офсетные обязательства, которые за рубежом уже являются стандартной частью военные закупок. Речь идет о передаче технологий, реинвестировании части средств контракта в экономику страны-покупателя или строительстве производств.
Прежде, чем подписывать новые контракты на импорт военной техники, правительству России необходимо подготовить усовершенствованную законодательную базу. Новые законы должны обязать Министерство обороны тщательно выбирать иностранных поставщиков, проводить всесторонние испытания образцов продукции военного назначения и обязательно включать офсетные обязательства в контракты.
В конце октября 2012 года генеральный директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин заявил, что средний годовой объем военного импорта России по линии госкомпании на протяжении последних двух-трех лет не превышает 100-150 миллионов долларов. По словам Исайкина, эти суммы "не представляют такой уж большой суммы", особенно в сравнении с военным экспортом России.
За последние три года Россия на внешнем рынке заключила несколько контрактов на поставку вооружений и военной техники, включая беспилотники Searcher II и BirdEye, бронемашины Iveco, опытные образцы бронемашин Centauro и Boxer GTK, а также десантные вертолетоносные корабли-доки типа "Мистраль". По разным оценкам, общая стоимость иностранных военных закупок составляет около 3,5-4 миллиардов долларов.
Выводы относительно зарубежных военных закупок России содержатся в доклае "Россия как импортер вооружений". Согласно этому документу, российские образцы вооружений и военной техники проходили полные циклы испытаний, в том числе и на превышение некоторых характеристик над характеристиками мировых аналогов. В то же время, иностранная техника, закупаемая военными, таких проверок не проходила.
В частности, не проходили тщательных проверок итальянские бронемашины Iveco LMV Lynx ("Рысь") и израильские беспилотные летательные аппараты Searcher II, покупка которых оценивается в 1,8 миллиарда долларов. Эта техника не соответствует российским стандартам и не совместима с российскими системами вооружений. Кроме того, эксплуатация "Рысей" и Searcher, по оценке экспертов, будет дорогостоящей, а боевая ценность - низкой.
В большинстве случаев, в ходе закупок образцы выбирались беальтернативным методом, а их опытная эксплуатация в войсках, как, например, беспилотников Searcher, показала функциональную ограниченность техники и несоответствие современным требованиям. Все новые военные закупки Министерство обороны России должно осуществлять уже по новым правилам, проводя полные циклы испытаний зарубежной техники.
Между тем, приобретая импортные вооружения и военную технику не заключались и дополнительные соглашения о передаче технологий, благодаря которым возможно было бы поднять технический уровень промышленности. По словам главного редактора журнала "Арсенал Отечества" Виктора Мураховского, одного из авторов доклада, в России осуществляется лишь отверточная сборка Searcher и Iveco.
Наконец, эксперты предлагают российскому военному ведомству разорвать все невыгодные контракты или перезаключить их на новых условиях. В частности, в текст соглашения можно включить офсетные обязательства, которые за рубежом уже являются стандартной частью военные закупок. Речь идет о передаче технологий, реинвестировании части средств контракта в экономику страны-покупателя или строительстве производств.
Прежде, чем подписывать новые контракты на импорт военной техники, правительству России необходимо подготовить усовершенствованную законодательную базу. Новые законы должны обязать Министерство обороны тщательно выбирать иностранных поставщиков, проводить всесторонние испытания образцов продукции военного назначения и обязательно включать офсетные обязательства в контракты.
В конце октября 2012 года генеральный директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин заявил, что средний годовой объем военного импорта России по линии госкомпании на протяжении последних двух-трех лет не превышает 100-150 миллионов долларов. По словам Исайкина, эти суммы "не представляют такой уж большой суммы", особенно в сравнении с военным экспортом России.
За последние три года Россия на внешнем рынке заключила несколько контрактов на поставку вооружений и военной техники, включая беспилотники Searcher II и BirdEye, бронемашины Iveco, опытные образцы бронемашин Centauro и Boxer GTK, а также десантные вертолетоносные корабли-доки типа "Мистраль". По разным оценкам, общая стоимость иностранных военных закупок составляет около 3,5-4 миллиардов долларов.