Запад признал авторитет России
Синхронный визит в Москву главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера и госсекретаря США Джона Керри говорит о признании ключевой роли России в решении целого ряда серьезнейших международных проблем, считают эксперты. Впрочем, пока не следует ожидать немедленных перемен во взаимоотношениях с западными партнерами.
В Кремле прошла встреча президента РФ Владимира Путина с госсекретарем США Джоном Керри, который ранее встретился с главой российского МИД Сергеем Лавровым. Встреча началась со взаимных шуток по поводу красного чемодана Керри. «Я увидел ваш прилет и расстроился. С одной стороны, это очень демократично. С другой, неужели некому чемодан вынести госсекретарю? Я подумал, что вы что-то ценное привезли, что не могли никому доверить. Или там деньги были?» - спросил Путин, в шутку предположив, что деньги нужны для того, чтобы «торговаться».
«Когда мы сможем переговорить с глазу на глаз наедине, я покажу, что там. Вы будете удивлены. Это будет сюрприз для вас, приятный сюрприз», - ответил Керри. Впрочем, что американский гость привез в чемодане, так и осталось невыясненным. Перейдя на серьезный тон, Путин и Керри в первую очередь обсудили вопросы политического урегулирования в Сирии.
«Мы всегда рады вашим визитам, потому что они всегда проходят в очень деловой обстановке и дают шанс на продвижение в решении серьезных вопросов», - заявил глава РФ. Керри, в свою очередь, отметил, что очень рад возможности «серьезно поговорить о серьезных вещах». По его словам, сотрудничество между Москвой и Вашингтоном привело к серьезным результатам в том, что касается сохранения жизней сирийцев и прогресса в урегулировании. «Кстати, многие наблюдатели считали, что прекращение боевых действий - нечто, чего невозможно будет достичь. Однако благодаря нашему сотрудничеству - и военному, и политическому - в это воскресенье исполняется месяц с начала перемирия», - сказал Джон Керри.
«Я знаю, что у вас есть определенные соображения и идеи, и вы уже приняли очень серьезное решение по выводу значительной части войск из Сирии, - продолжил госсекретарь США. - И у нас также есть определенные соображения и идеи, как более эффективно проводить переговоры в Женеве и по другим вопросам. Сейчас настало время для очень серьезной работы, связанной с переходным периодом».
Затем перешли к украинскому вопросу. «У нас тоже есть определенные идеи, которые касаются того, как добиться прогресса с Украиной», - заявил Керри, предложив проанализировать, что можно было бы сделать, чтобы «восстановить и укрепить отношения между США и Россией» путем демонстрации того, что страны вместе могут решать серьезные вопросы. «Мы понимаем, что можно сделать. Очень надеюсь, что ваш визит позволит нам сблизить позиции по поводу дальнейшего урегулирования сирийской проблематики и, как вы сказали, украинской», - заключил Владимир Путин.
До этого, напомним, госсекретарь США встретился с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. В первую очередь американский гость поздравил российского министра с днем рождения. «Надеюсь, что наша сегодняшняя беседа будет успешной. Хочу воспользоваться этим моментом, чтобы поздравить тебя с днем рождения, - сказал Керри. - Я надеюсь, что эта дата придаст тебе дополнительную мудрость в проведении этих переговоров». «Джон, спасибо, но если мудрость измерять количеством дней рождений, то мне за тобой не угнаться», - парировал Лавров.
Он обозначил основную повестку дня: взаимодействие на международной арене, опять же, прежде всего, по сирийскому вопросу; ситуация в регионе Ближнего Востока и севера Африки и украинский конфликт. Керри подчеркнул: режим прекращения огня в Сирии еще хрупок, но соблюдается, и это позволило возобновить поток гуманитарной помощи людям, которые ее получали. «Такие могучие державы, как наши, могли бы сотрудничать, несмотря на разногласия, по ряду вопросов. Мы можем, когда возникает необходимость, сделать все возможное, чтобы справиться с этими вызовами», - подытожил Джон Керри. «Я уверен, если мы будем эту же методу применять в отношении любых других международных проблем, а также к нашим двусторонним отношениям, у нас очень неплохое будущее», - подчеркнул Сергей Лавров.
О грядущем визите госсекретаря США в Москву стало известно неделю назад - сразу после того, как Россия вывела свой основной контингент из Сирии. По словам экспертов, в Белом доме не смогли понять политику Кремля, и якобы поэтому президент США Барак Обама срочно отправил в РФ Джона Керри. К тому же наблюдатели гадают, случайно ли приезд американского гостя совпал с другим визитом – главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Такое чувство, что западные политики поняли: санкции и бойкот – не лучшие меры в отношении России, без которой вряд ли можно справиться с главными мировыми угрозами.
По словам Штайнмайера, Берлин опасается возобновления боевых действий в Донбассе. Главными темами беседы с Сергеем Лавровым, а затем и с Владимиром Путиным стали украинский кризис, ситуация в Сирии и взрывы в Бельгии. Глава немецкого МИД отметил: Европа, наконец, поняла, что бороться с террористами нужно только сообща. Его российский коллега напомнил о том, что работавшие ранее каналы взаимодействия по борьбе с терроризмом между Россией и Евросоюзом были полностью заморожены по инициативе Запада. «Очень надеюсь, что европейцы перед лицом страшной угрозы терроризма все-таки отложат в сторону идеологические и геополитические игры и объединятся для того, чтобы не позволить террористам вершить дела на нашем общем континенте», - заявил Лавров.
Во время итоговой пресс-конференции немецкие журналисты вновь поинтересовались наличием якобы российских войск на Украине. «Украинская сторона сейчас хочет оправдать свою неспособность выполнить то, под чем она подписалась, ссылками на тяжелую ситуацию в сфере безопасности, на мифическое присутствие там, по-моему, до 40 тысяч российских войск, - ответил Сергей Лавров. – Ни одного факта о наличии российских войск мы не видели, а вот присутствие иностранных военных из стран НАТО никем не скрывается. Несколько сотен инструкторов из США, из Канады, из других стран помогают тренировать украинскую армию. В последнее время, кстати, подразделения, которые получили такую подготовку, перебрасываются к линии соприкосновения на Донбассе».
И хотя США продолжают утверждать, что до полного разрешения конфликта на Украине об отмене санкций для России не может быть и речи, некоторые эксперты отмечают: никакого краха, как ранее предсказывал Вашингтон, Москва не переживает. Более того, по мнению многих политологов, Запад признал, что РФ вернула себе статус великой державы, без которой невозможно решение ни одной геополитической задачи.
«Синхронный визит Штайнмайера и Керри в Москву говорит о признании ключевой роли России в решении целого ряда серьезнейших международных проблем: Сирия, Украина, международный терроризм и другие, - объяснил «Веку» руководитель Центра социально-политических исследований и проектов Сергей Поляков. - Однако не следует ожидать кардинального изменения в характере взаимоотношений России и западных партнеров. Пока речь может идти лишь об отдельных договоренностях по очень чувствительным вопросам, касающимся международной безопасности».
«Четырехчасовые переговоры главы МИД России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри в Москве, как и ожидалось, были посвящены темам двусторонних отношений, проблемам Сирии и Украины, - напомнил «Веку» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. - По Украине позиция России известна - конституционная реформа, децентрализация, особый статус Донбасса, выборы. Наверняка затронута тема Савченко. Для Керри важно показать украинским партнерам, что речь о сдаче позиций не идет, но не менее важно найти взаимоприемлемые решения. Спор по поводу правовых оснований и модели выборов пока ничем не закончился. Минские соглашения стороны понимают по-своему. Но сам факт обсуждения на московской площадке - уже прогресс. Хотя до отмены санкций еще очень далеко. По Сирии тоже ясно, что наметилось некоторое сближение позиций. Незамедлительного ухода Асада никто уже не требует. А вывод российских военных расширяет коридор возможностей. Но и тут скорого прорыва не будет. Идет процесс обмена мнениями, можно говорить, что отношения нормализуются».
По мнению политолога Сергея Слободчука, визит Джона Керри в Москву был предсказуемым ходом, после того, как в первых числах марта забуксовала работа так называемого «нормандского формата». «Если во время визита госсекретаря США в Москву Госдепартаменту и Кремлю удастся сдвинуть проблему выполнения Минских соглашений с мертвой точки, двусторонний формат «Керри – Лавров и Путин» окончательно застолбит себе место «первой скрипки», - заявил политолог «Веку». - А так называемый «нормандский формат» если и сохранится, то будет играть, во-первых, роль информационной ширмы; во-вторых, технической группы, которая обсуждает, как воплощать в жизнь решения, принятые на двустороннем уровне. Визит Керри можно расшифровать и как признание администрацией Барака Обамы того, что Россия играет ключевую роль в вопросах Сирии и Украины. В частности, если Керри и Путин договорятся о подвижках в выполнении Минских соглашений, высока вероятность, что такая схема будет работать и дальше: когда США и Россия как ведущие игроки принимают решения, а остальные (администрация Порошенко, ДНР, ЛНР и т.д.) выступают в роли исполнителей».
Таким образом, Сирия и Украина остаются главными мировыми темами для России, США и ЕС. Настолько важными, что еще вчерашние критики российской политики сегодня прибывают в Москву, что называется, наводить мосты. До отмены санкций еще далеко, считают эксперты, однако оттепель между РФ и Западом явно имеет место быть.
«Когда мы сможем переговорить с глазу на глаз наедине, я покажу, что там. Вы будете удивлены. Это будет сюрприз для вас, приятный сюрприз», - ответил Керри. Впрочем, что американский гость привез в чемодане, так и осталось невыясненным. Перейдя на серьезный тон, Путин и Керри в первую очередь обсудили вопросы политического урегулирования в Сирии.
«Мы всегда рады вашим визитам, потому что они всегда проходят в очень деловой обстановке и дают шанс на продвижение в решении серьезных вопросов», - заявил глава РФ. Керри, в свою очередь, отметил, что очень рад возможности «серьезно поговорить о серьезных вещах». По его словам, сотрудничество между Москвой и Вашингтоном привело к серьезным результатам в том, что касается сохранения жизней сирийцев и прогресса в урегулировании. «Кстати, многие наблюдатели считали, что прекращение боевых действий - нечто, чего невозможно будет достичь. Однако благодаря нашему сотрудничеству - и военному, и политическому - в это воскресенье исполняется месяц с начала перемирия», - сказал Джон Керри.
«Я знаю, что у вас есть определенные соображения и идеи, и вы уже приняли очень серьезное решение по выводу значительной части войск из Сирии, - продолжил госсекретарь США. - И у нас также есть определенные соображения и идеи, как более эффективно проводить переговоры в Женеве и по другим вопросам. Сейчас настало время для очень серьезной работы, связанной с переходным периодом».
Затем перешли к украинскому вопросу. «У нас тоже есть определенные идеи, которые касаются того, как добиться прогресса с Украиной», - заявил Керри, предложив проанализировать, что можно было бы сделать, чтобы «восстановить и укрепить отношения между США и Россией» путем демонстрации того, что страны вместе могут решать серьезные вопросы. «Мы понимаем, что можно сделать. Очень надеюсь, что ваш визит позволит нам сблизить позиции по поводу дальнейшего урегулирования сирийской проблематики и, как вы сказали, украинской», - заключил Владимир Путин.
До этого, напомним, госсекретарь США встретился с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. В первую очередь американский гость поздравил российского министра с днем рождения. «Надеюсь, что наша сегодняшняя беседа будет успешной. Хочу воспользоваться этим моментом, чтобы поздравить тебя с днем рождения, - сказал Керри. - Я надеюсь, что эта дата придаст тебе дополнительную мудрость в проведении этих переговоров». «Джон, спасибо, но если мудрость измерять количеством дней рождений, то мне за тобой не угнаться», - парировал Лавров.
Он обозначил основную повестку дня: взаимодействие на международной арене, опять же, прежде всего, по сирийскому вопросу; ситуация в регионе Ближнего Востока и севера Африки и украинский конфликт. Керри подчеркнул: режим прекращения огня в Сирии еще хрупок, но соблюдается, и это позволило возобновить поток гуманитарной помощи людям, которые ее получали. «Такие могучие державы, как наши, могли бы сотрудничать, несмотря на разногласия, по ряду вопросов. Мы можем, когда возникает необходимость, сделать все возможное, чтобы справиться с этими вызовами», - подытожил Джон Керри. «Я уверен, если мы будем эту же методу применять в отношении любых других международных проблем, а также к нашим двусторонним отношениям, у нас очень неплохое будущее», - подчеркнул Сергей Лавров.
О грядущем визите госсекретаря США в Москву стало известно неделю назад - сразу после того, как Россия вывела свой основной контингент из Сирии. По словам экспертов, в Белом доме не смогли понять политику Кремля, и якобы поэтому президент США Барак Обама срочно отправил в РФ Джона Керри. К тому же наблюдатели гадают, случайно ли приезд американского гостя совпал с другим визитом – главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Такое чувство, что западные политики поняли: санкции и бойкот – не лучшие меры в отношении России, без которой вряд ли можно справиться с главными мировыми угрозами.
По словам Штайнмайера, Берлин опасается возобновления боевых действий в Донбассе. Главными темами беседы с Сергеем Лавровым, а затем и с Владимиром Путиным стали украинский кризис, ситуация в Сирии и взрывы в Бельгии. Глава немецкого МИД отметил: Европа, наконец, поняла, что бороться с террористами нужно только сообща. Его российский коллега напомнил о том, что работавшие ранее каналы взаимодействия по борьбе с терроризмом между Россией и Евросоюзом были полностью заморожены по инициативе Запада. «Очень надеюсь, что европейцы перед лицом страшной угрозы терроризма все-таки отложат в сторону идеологические и геополитические игры и объединятся для того, чтобы не позволить террористам вершить дела на нашем общем континенте», - заявил Лавров.
Во время итоговой пресс-конференции немецкие журналисты вновь поинтересовались наличием якобы российских войск на Украине. «Украинская сторона сейчас хочет оправдать свою неспособность выполнить то, под чем она подписалась, ссылками на тяжелую ситуацию в сфере безопасности, на мифическое присутствие там, по-моему, до 40 тысяч российских войск, - ответил Сергей Лавров. – Ни одного факта о наличии российских войск мы не видели, а вот присутствие иностранных военных из стран НАТО никем не скрывается. Несколько сотен инструкторов из США, из Канады, из других стран помогают тренировать украинскую армию. В последнее время, кстати, подразделения, которые получили такую подготовку, перебрасываются к линии соприкосновения на Донбассе».
И хотя США продолжают утверждать, что до полного разрешения конфликта на Украине об отмене санкций для России не может быть и речи, некоторые эксперты отмечают: никакого краха, как ранее предсказывал Вашингтон, Москва не переживает. Более того, по мнению многих политологов, Запад признал, что РФ вернула себе статус великой державы, без которой невозможно решение ни одной геополитической задачи.
«Синхронный визит Штайнмайера и Керри в Москву говорит о признании ключевой роли России в решении целого ряда серьезнейших международных проблем: Сирия, Украина, международный терроризм и другие, - объяснил «Веку» руководитель Центра социально-политических исследований и проектов Сергей Поляков. - Однако не следует ожидать кардинального изменения в характере взаимоотношений России и западных партнеров. Пока речь может идти лишь об отдельных договоренностях по очень чувствительным вопросам, касающимся международной безопасности».
«Четырехчасовые переговоры главы МИД России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри в Москве, как и ожидалось, были посвящены темам двусторонних отношений, проблемам Сирии и Украины, - напомнил «Веку» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. - По Украине позиция России известна - конституционная реформа, децентрализация, особый статус Донбасса, выборы. Наверняка затронута тема Савченко. Для Керри важно показать украинским партнерам, что речь о сдаче позиций не идет, но не менее важно найти взаимоприемлемые решения. Спор по поводу правовых оснований и модели выборов пока ничем не закончился. Минские соглашения стороны понимают по-своему. Но сам факт обсуждения на московской площадке - уже прогресс. Хотя до отмены санкций еще очень далеко. По Сирии тоже ясно, что наметилось некоторое сближение позиций. Незамедлительного ухода Асада никто уже не требует. А вывод российских военных расширяет коридор возможностей. Но и тут скорого прорыва не будет. Идет процесс обмена мнениями, можно говорить, что отношения нормализуются».
По мнению политолога Сергея Слободчука, визит Джона Керри в Москву был предсказуемым ходом, после того, как в первых числах марта забуксовала работа так называемого «нормандского формата». «Если во время визита госсекретаря США в Москву Госдепартаменту и Кремлю удастся сдвинуть проблему выполнения Минских соглашений с мертвой точки, двусторонний формат «Керри – Лавров и Путин» окончательно застолбит себе место «первой скрипки», - заявил политолог «Веку». - А так называемый «нормандский формат» если и сохранится, то будет играть, во-первых, роль информационной ширмы; во-вторых, технической группы, которая обсуждает, как воплощать в жизнь решения, принятые на двустороннем уровне. Визит Керри можно расшифровать и как признание администрацией Барака Обамы того, что Россия играет ключевую роль в вопросах Сирии и Украины. В частности, если Керри и Путин договорятся о подвижках в выполнении Минских соглашений, высока вероятность, что такая схема будет работать и дальше: когда США и Россия как ведущие игроки принимают решения, а остальные (администрация Порошенко, ДНР, ЛНР и т.д.) выступают в роли исполнителей».
Таким образом, Сирия и Украина остаются главными мировыми темами для России, США и ЕС. Настолько важными, что еще вчерашние критики российской политики сегодня прибывают в Москву, что называется, наводить мосты. До отмены санкций еще далеко, считают эксперты, однако оттепель между РФ и Западом явно имеет место быть.