Потерпевший крушение Ан-148 с бортовым номером RA-61704 эксплуатировался около 8 лет, в феврале 2017 года авиакомпания «Россия» передала этот лайнер «Саратовским авиалиниям». Вскоре после рокового взлета радиосвязь с самолетом пропала и он исчез с радаров.
Очевидцы рассказывают, что падению предшествовал сильный хлопок. «Даже стекла дрожали», - сообщил находившийся в районе крушения местный житель. По другому свидетельству, воздушное судно развалилось в воздухе. «Целого самолета я не видел, с неба падали куски», - отметил свидетель произошедшего. По некоторым свидетельствам, «самолет при падении горел, далеко было видно пламя с искрами». По словам других очевидцев, огня не было, лишь клубился дым.
Ан-148 - достаточно современная разработка киевского «КБ Антонова». С 2009 года Ан-148 производится по лицензии на Воронежском авиазаводе. Самолет вмещает до 85 пассажиров и 6 членов экипажа. Взлетный вес - максимум 37 тонн. Лайнер может летать на расстояние до 4400 км. Крейсерская скорость - 870 км/час. Ан-148 соответствует международным требованиям по шуму двигателей. Его радиоэлектроника рассчитана на посадку даже при осложненных метеоусловиях и в ночное время. На Воронежском заводе уже собрано 29 различных модификаций Ан-148. Часть из них эксплуатируют силовые структуры.
До последнего времени было известно лишь об одной аварии Ан-148, которая случилась 5 марта 2011 года у села Гарбузово на стыке Белгородской и Воронежской областей. Тогда погибли 6 человек, в том числе пилоты из Мьянмы. Причиной катастрофы эксперты в тот раз назвали ошибки в пилотировании, допущенные иностранным экипажем. Один из пилотов якобы отвлекся на разговор с коллегой и не следил за показаниями приборов. Самолет разбился в 140 км от Воронежа вскоре после взлета. В этот момент пилот почему-то резко увеличил скорость более чем на 110 км/час. Из-за чрезмерной перегрузки у самолета загорелись двигатели.
Стало известно, что еще в ноябре прошлого года в ходе плановой проверки разбившегося накануне Ан-148 были выявлены серьезные нарушения в его эксплуатации. Об этом сообщил «МК», ссылаясь на источник в Ространснадзоре. По его данным, серьезную проверку тогда проводили целый месяц. Обследуя техсостояние Ан-148-100В с бортовым номером RA-61704, специалисты выявили факты грубых нарушений своевременности замены масла в редукторах и в промывке фильтра стартера. По регламенту периодичность этих работ – через каждые 375 летных часов, по факту – только через 750.
В ходе расследования вчерашней авиакатастрофы выяснилось, что злополучный самолет за время эксплуатации 15 раз попадал в аварийные ситуации.
В российской авиапромышленности хорошо знают, что Ан-148 - машина с трудной историей. Ее создание началось еще в советские годы в одном из лучших в СССР киевском «КБ Антонова», а собиралась она с самого начала в России. Это было время, когда отношения братских народов день ото дня становились все хуже. Оборонка и совместно производимые самолеты - это было тем, что еще удерживало нас вместе. Чего только не предпринимали авиастроители из Украины и России, чтобы эти машины могли подняться в небо. Один из бывших директоров Воронежского авиазавода в свое время рассказывал, как трудно было договориться с чиновниками о разделе собственности на этот проект между Россией и Украиной, чтобы самолет можно было производить и у нас, и на Украине. Теперь 100% прав на него принадлежит России и столько же Украине. А это значит, что мы можем сами строить этот самолет и не зависеть от капризов киевских чиновников. В Воронеже уже в 2004 году начали подготовку к серийному производству. Первый самолет российской сборки был поднят в небо в июле 2009 года, а уже в декабре состоялся первый пробный пассажирский рейс Москва - Санкт-Петербург.
Самолет проектировали исходя из самых современных требований. Его конструкторской особенностью является аэродинамическая схема с новым крылом умеренной стреловидности. Двигатели расположены высоко над землей, что позволяет увеличить их защиту от повреждений при взлете с любых полос, даже грунтовых и ледовых.
Примечательно, что уроженец Сочи Максим Коломейцев должен был лететь роковым рейсом на Ан-148 домой, в Орск, но за несколько дней до случившегося передумал. Он собирался отправиться к семье отметить свой день рождения, а заодно и приобрести там автомобиль. Однако стало известно, что приобретение машины переносится, и он решил сдать билет. «Теперь у меня второй день рождения», - говорит Максим.
Появились сведения о командире разбившегося Ан-148 52-летнем Валерии Губанове. Он был опытным пилотом. Общий налет - 5 тыс. часов, на самолетах данного типа - 2,8 тыс. часов. Однако роковой рейс был его 28-м за неделю. За предшествовавшие крушению самолета сутки Губанов провел уже 3 полета. Рейс в Орск должен был стать четвертым...
Тем временем спасатели нашли бортовые самописцы, состояние которых удовлетворительное. Найдено несколько паспортов пассажиров из Оренбургской области. Как выяснилось, они составляли подавляющее большинство трагического рейса, поэтому сегодня в регионе объявлен траур. Поисковые работы на месте авиакатастрофы продолжаются. Фрагменты тел и сильно поврежденные детали самолета находят на расстоянии более километра.