Автомобили будущего получат «умную» защиту: революционные метаматериалы напечатали на 3D-принтере

Автомобили будущего получат «умную» защиту: революционные метаматериалы напечатали на 3D-принтере
Фото: https://interestingengineering.com/science/vehicles-can-improved-crash-protection-metamaterials
Ученые создали уникальный метаматериал для автомобилей,который адаптируется к силе удара без электроники. Материал поглощает на 300% больше энергии благодаря скручивающейся структуре.

Представьте материал, который способен подстраиваться под силу удара — становиться жестким при лобовом столкновении и более мягким при легких авариях. Телеграм канал SEND NEWS сообщает, что это не фантастика и международная команда исследователей из Шотландии и Италии создала уникальный скручивающийся метаматериал, который может перевернуть представление о безопасности в автомобильной и аэрокосмической отраслях.

Принцип работы: природа вместо электроники

Гениальность разработки в ее простоте. Материал не требует сложной электроники, гидравлики или датчиков для адаптации. Вместо этого используется механическое управление вращением. Когда на материал воздействует внешняя сила, его решетчатая структура преобразует сжатие в скручивание — подобно тому, как скручивается пружина, но с гораздо более сложной геометрией.

Реклама на веке

«Когда мы применяем сжатие, решетка гироида преобразует его в скручивание, и, изменяя граничные условия, мы можем настраивать характеристики поглощения энергии», — объясняет профессор Шанмугам Кумар из Инженерной школы Джеймса Уатта Университета Глазго.

Это означает, что один и тот же материал может по-разному реагировать на различные типы воздействий — от медленного деформирования до резких ударных нагрузок.

Производство и структура

Материал изготавливается из стали FE7131 методом аддитивного производства — технологии, более известной как 3D-печать. Этот подход позволяет создавать сложные решетчатые структуры с точностью до микрона. Ключевой элемент — гироидная решетка с относительной плотностью 10%, которая обеспечивает оптимальное соотношение прочности и веса.

Особенность производства — возможность контролировать геометрические imperfections (несовершенства), что обеспечивает предсказуемость поведения материала при реальных нагрузках. Для этого исследователи использовали микрокомпьютерные реконструкции напечатанных решеток, создавая точные цифровые двойники физических образцов.

Результаты испытаний: впечатляющая эффективность

Лабораторные испытания показали исключительные характеристики материала. При полном ограничении скручивания во время ударов материал демонстрировал максимальную жесткость и поглощал до 15,36 джоуля энергии на грамм веса. Для сравнения: традиционные материалы, используемые в автомобилестроении, обычно показывают результаты в 2-3 раза хуже.

Было протестировано три версии материала с различными граничными условиями, что подтвердило возможность тонкой настройки его характеристик под конкретные требования.

Преимущества перед традиционными решениями

Современные защитные материалы в транспортных средствах статичны — они разработаны для определенных сценариев столкновений и не могут адаптироваться к изменяющимся условиям. Новый метаматериал решает эту проблему, предлагая:

· Адаптивность без использования электроники

· Высокое энергопоглощение при минимальном весе

· Возможность точной настройки под различные типы ударов

· Многофункциональность — возможность использования для сбора энергии

Перспективы применения

Исследователи видят потенциал своего изобретения не только в автомобилестроении. Материал может найти применение в:

· Аэрокосмической технике, где важен каждый грамм веса

· Железнодорожном транспорте

· Оборонной промышленности

· Системах сбора энергии, преобразующих механические воздействия в полезную работу

Научная значимость

Разработка представляет собой не просто новый материал, а целый класс скручивающихся метаматериалов, механику которых описывает микрополярная упругость. Исследователи создали многомасштабную прогностическую структуру, объединяющую механику сплошной среды Коссера, конечно-элементное моделирование и экспериментальные данные.

«Отображение характеристик материала на диаграмме Эшби выделяет скручивающиеся метаматериалы как многообещающий класс механически адаптивных, ударостойких материалов для современных систем защиты», — отмечают авторы исследования.

Публикация в престижном журнале Advanced Materials подтверждает значимость этой работы для научного сообщества. Технология открывает путь к созданию нового поколения систем безопасности, способных эффективно защищать как при незначительных происшествиях, так и при серьезных авариях.

Реклама на веке
Роковые патогены: что на самом деле погубило армию Наполеона в России Ученые, возможно, нашли невероятный способ обратить вспять слепоту