Компания, заложенная в «Открытии», никому не нужна и даром
Сделка состоялась в октябре прошлого года и привела к тому, что капитал «Таможенной карты» после корректировки оценщика стал отрицательным – минус 2 млрд рублей, следует из отчета об оценке имущества Финпромбанка. Шансы на возврат долгов невелики: как напоминают "Ведомости", в сентябре 2016 года Финпромбанк потерял лицензию. Его имущества вряд ли хватит на покрытие долгов перед всеми кредиторами, сделал вывод оценщик.
Агенство "Руспрес" отмечало, что перед отзывом лицензии общее собрание Финпромбанка приняло решение о смене собственников «Таможенной карты» - поразительная предусмотрительность, напоминающая вывод активов.
Более 20–25% всех таможенных платежей оплачиваются картами, следует из отчета оценщика, из них в конце прошлого года более 50% проводились через систему «Таможенная карта». Таким образом, за январь – сентябрь 2016 г. система могла обрабатывать платежей на 400 млрд рублей.
Теперь доля в платежной системе выставлена на торги за 4,2 млрд рублей. Свою долю хочет продать Финпромбанк, конкурсным управляющим которого является Агентство по страхованию вкладов (АСВ), – у него 28,9% в платежной системе (до отзыва лицензии было 90%). Большая часть «Таможенной карты» принадлежит компании «Промфинанс», через которую 13,5% долей системы владеет «ФК Открытие». Как раз с «Открытием» участники рынка и связывают платежную систему: в прошлом декабре 67,8% компании оказались заложены в банке по договору гарантии на ту же сумму, что и полученный кредит, – 2,6 млрд рублей.
«Таможенная карта» выкупила долг Финпромбанка у небанковской кредитной организации (НКО) МКС, которая является расчетным центром платежной системы. «Таможенная карта» – ключевой клиент НКО МКС и в отличие от последней для нее не установлены нормативы, она очень долго может существовать, не признавая в отчетности тот или иной актив как обесцененный, объясняет аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков.
Несмотря на то что рыночная стоимость компании оценена в ноль, а АСВ установило начальную цену в 4,2 млрд рублей, аукцион предусматривает повышение цены, он стартовал 25 октября. Представитель АСВ сказал, что Финпромбанк определил начальную цену по балансовой стоимости компании и ее согласовал комитет кредиторов рухнувшего банка. АСВ почти всегда выставляет на торги актив сначала по балансовой стоимости, а не по рыночной, которая, как правило, гораздо ниже, говорит партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская. Если никто не купит этот актив по более высокой балансовой стоимости, то потом у кредиторов и проверяющих будет меньше вопросов к оценке рыночной стоимости и итоговой цене продажи, объясняет она.
Представитель «ФК Открытие» заявил, что кредит, выданный «Таможенной карте», обслуживается, и отказался комментировать возможную покупку выставленной на торги доли «Таможенной карты».
На рынке представлены только две системы, специализирующиеся на таможенных платежах, говорит вице-президент Транскапиталбанка Игорь Антонов, и «Таможенная карта» может быть привлекательным активом. Ее стоимость, скорее, нужно определять по операционной прибыли и будущим денежным потокам, однако необходимо учитывать и настороженное отношение рынка в связи с ситуацией в Финпромбанке, а потом и «Открытии», заключил он. Новости о санации банка «ФК Открытие» (сейчас оздоровлением банка занимается ЦБ) не повлияли на рост платежей в системе, заявила директор дирекции клиентского сопровождения «Таможенной карты» Юлия Шуб.