По данным издания, первый зампред правительства Игорь Шувалов обратился к министерствам внутренних дел и финансов с просьбой подготовить законопроект, в соответствии с которым продажа полисов ОСАГО в России должна вестись исключительно в электронном формате, а автовладельцы не должны будут иметь при себе бумажную версию документа. В аппарате первого вице-премьера отмечают, оба предложения призваны упростить жизни автомобилистов, уменьшив пакет бумаг, которые они должны брать в каждую поездку. Переход на электронное ОСАГО также укладывается в общую канву изменений в документообороте, в соответствии с которым большинство услуг и разрешений на государственном уровне предоставляется в электронной версии.
Участники рынка оптимизма правительства не разделяют. Там напоминают, что осенью прошлого года вынуждены были вложить значительные суммы в приобретение бланков полисов нового образца – с дополнительными степенями защиты, а также нового цвета – розового вместо зеленого. Пока аферисты еще не наладили выпуск правдоподобно выглядящих фальшивок, отмечают участники отрасли. Именно необходимостью противодействия мошенникам объяснялась смена внешнего вида полисов – в минувшем году аферисты продали, по различным подсчетам, от 1 млн до 3 млн ОСАГО, или 2,5-7,5% от их общего числа.
Реализация электронных полисов стартовала в начале нынешнего года, однако популярность этой услуги пока заметно уступает традиционной продаже ОСАГО. По данным главы Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, через интернет россияне покупают каждый десятый полис, или 760 тыс. страховок за первый квартал.
При этом на недоступность электронных продаж жалуются, в первую очередь, жители так называемых токсичных субъектов, где наблюдается повышенная активность автоюристов. Специалисты отмечают, мгновенно перейти на сугубо электронный формат страховок не удастся. По словам замруководителя департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, такой перевод потребуется узаконить в Гражданском кодексе. А Юргенс говорит, для многих водителей покупка ОСАГО через интернет является малопонятной процедурой, не вызывающей доверия. Негативно ее введение может отразиться и на рынке труда: без работы рискуют остаться 300 тыс. сотрудников страховых компаний, которые специализируются на продажах ОСАГО.