Накануне цех окончательной сборки Иркутского авиационного завода выпустил первый образец узкофюзеляжного лайнера МС-21. Теперь самолет будут готовить к первому тестовому полету. Это новейшая разработка отечественной авиационной промышленности. Производитель лайнера, корпорация «Иркут», хочет немедленно запустить свою новинку на рынок. Предполагается, что уже в конце следующего года «Аэрофлот» получит первые лайнеры МС-21, готовые к полетной эксплуатации.
Опрошенные журналистами «Известий» специалисты авиационного рынка говорят, что новый российский лайнер потенциально способен составить конкуренцию лидерам мировой пассажирской авиации - Boeing 737 (США) и Airbus A320 (Франция). Между тем, представители «Иркута» от столь претенциозных заявлений воздерживаются, как и не разглашают ориентировочные сроки первого полета новинки. Вице-премьер Дмитрий Рогозин пообещал запустить МС-21 в небо весной 2017 года. У него есть еще две недели, чтобы выполнить обещание. В том, что авиалайнер полетит, сомнений нет. Но до этого момента нельзя утверждать, удалось ли конструкторам добиться ранее заявленных расчетных параметров самолета. Они будут проверены непосредственно в ходе испытаний.
Во время заключительной подготовки МС-21 впервые заправят авиационным керосином, выполнят прогон двигателей на всех предусмотренных режимах, а также протестируют бортовые механизмы и выполнение всех компонентов разбега и рулежки. Эти испытания, как и сам подъем в небо, состоятся в закрытом режиме, без присутствия СМИ. Для масс-медиа позже будет организован отдельный презентационный полет авиалайнера. Если новинка, укомплектованная сотнями новейших установок, успешно справится с тестовыми заданиями, МС-21 станет обладателем сертификата Росавиации, который позволит запустить его в серийное производство, продавать авиакомпаниям и выполнять на авиалайнере пассажирские перевозки.
Как стало известно ранее, первую партию самолетов МС-21 приобретет «Аэрофлот». Они будут переданы ведущему перевозчику на условиях лизинга компанией «Авиакапитал-Сервис», которая ранее подписала с «Иркутом» контракт на приобретение 50 авиалайнеров. Как уточнили представители корпорации, сейчас ведутся переговоры о деталях внутреннего дизайна самолетов. «Аэрофлот» определится с моделями кресел, туалетов и другого встроенного оборудования. Заказчику и производителю также предстоит согласовать формат обслуживания самолетов в процессе эксплуатации.
Отметим, что для первого образца авиалайнера использованы двигатели PW1400G, поставленные компанией Pratt & Whitney (США), однако модели для российских силовых ведомств планируется комплектовать отечественными двигателями ПД-14. Авиалайнер в модификации МС-21-200 рассчитан на 150 пассажирских мест, а модель МС-21-300 предусматривает перевозку 180 пассажиров. Объем предварительных заказов в корзине «Иркута» - не менее 175 самолетов.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов намерения разработчиков МС-21 создать конкуренцию американским и французским авиалайнерам оценивает скептически. Boeing и Airbus производят по 100 машин ежемесячно, в то время как «Иркуту» реально выйти на 50 бортов ежегодно. Кроме того, новинка пока не заработала у перевозчиков достойной репутации. Это будет происходить в процессе эксплуатации «Аэпрофлотом», когда потенциальные заказчики будут отслеживать экономичность, безопасность и комфортность авиалайнера.
Тем временем в Шанхае состоялся первый испытательный полет узкофюзеляжного авиалайнера СОМАС С919, разработанного китайскими конструкторами. Его выпуск курирует государственная корпорация Commercial Aircraft Corp. Эта новинка также позиционируется как альтернатива Boeing 737 и Airbus A320. Серийный выпуск самолета планируется начать в следующем году, а задействовать авиалайнеры в пассажирских перевозках – в 2019-м. Проблема СОМАС С919 - это старые технологии, однако, вероятно, они будут нивелированы объемом заказов на внутреннем рынке. В компании-производителе говорят о наличии заказов на поставку 517 экземпляров, приобрести которые намерена 21 компания. Производитель рассчитывает получить портфель заказов на $100 млрд. И это может стать площадкой для настоящего рывка вперед.
Испытания авиалайнера, как информировала People's Daily Online, были благополучно проведены осенью прошлого года. Запланированные к серийному выпуску модели будут насчитывать от 168 до 190 пассажирских мест. СОМАС С919 стал самым большим пассажирским самолетом, созданным китайскими авиаторами после Shanghai Y-10. Семейство СОМАС ранее было представлено моделью ARJ21 Xiangfeng, которая используется как региональный авиалайнер.
Сам факт появления на рынке нового китайского самолета может оказаться серьезным ударом для Airbus и Boeing, которые очень сильно рассчитывают на растущий спрос в Юго-Восточной Азии. Между тем, мотор этого спроса находится в Китае. Соответственно, эта страна может серьезно изменить планы авиазакупок своих соседей.
У российских производителей нет большого внутреннего рынка, но есть лишь один шанс из тысячи, чтобы бросить вызов грандам на мировом рынке и войти в историю авиастроения.