«Отмечается значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10–12%), стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние десять лет во всех возрастных группах», — подчеркнули в Роспотребнадзоре. При этом, по информации ведомства, более половины школьников 7–9 лет, а также 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
Специалисты уточняют, что большая часть заболеваний вызвана нерациональным питанием с избытком в рационе соли, сахара, мучных продуктов, а также недостаточным потреблением овощей и фруктов.
Именно поэтому за последние годы значительно увеличилось распространение заболеваний желудочно-кишечного тракта, анемии и болезней обмена веществ, в частности, ожирения и сахарного диабета.
Минувшим летом Минздрав констатировал отсутствие в России здоровых старшеклассников. В ведомстве отметили, что уже в первом классе число абсолютно здоровых школьников (I группа здоровья) не велико - 4,3%, однако и они «сдают» к выпускному классу. Также на 10% (до 34%) сокращается за время учебы число практически здоровых детей (II группа здоровья). В то же время если в начале учебы у наблюдаемых детей отсутствовали хронические заболевания (III и IV группы здоровья), то к окончанию школы ими страдали 4,6% участников исследования
Чаще всего у школьников диагностируются проблемы с сердечно-сосудистой и костно-мышечной системами, органами дыхания, нервной системы и психикой, а также расстройства зрения. Среди хронических заболеваний чаще других у школьников выявляли язву, сколиоз и близорукость.
Отмечается, что за последние четверть века состояние здоровья учеников ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а хронические заболевания в школе проявляются у них чаще на 40-70%.
Одной из причин такой удручающей картины медики называют высокие нагрузки в школе, которые провоцируют у детей стресс. Отмечается, что если КЗоТом оговорена продолжительност трудовой недели в 40 часов, то у детей на учебу и выполнение домашних заданий уходит порядка 47 часов. Ситуацию ухудшает наличие единого госэкзамена, который лишь усугубляет ситуацию. Специалисты фиксируют рост числа психосоматических заболеваний у детей.