Что экраны делают с мозгом ребенка? Наука получила тревожный ответ

Что экраны делают с мозгом ребенка? Наука получила тревожный ответ
Фото: https://studyfinds.org/wp-content/uploads/2025/11/kidscreentime-1200x795.jpg.webp
Ученые обнаружили шокирующие изменения в мозге детей, проводящих много времени у экранов. Масштабное исследование с участием 10 000 детей показало истончение коры головного мозга в зонах, отвечающих за внимание и память. Узнайте, как гаджеты влияют на развитие вашего ребенка.

Цифровое детство стало нормой. Смартфоны, планшеты и ноутбуки — неотъемлемая часть жизни современных детей и подростков. Но что происходит с развивающимся мозгом после тысяч часов, проведенных перед мерцающим экраном? Ответ на этот вопрос дало масштабное научное исследование, результаты которого заставляют серьезно задуматься.

Ученые из Университета Фукуи в Японии пролили свет на эту проблему, проанализировав данные почти 10 000 американских детей в возрасте от 9 до 12 лет. Это одно из самых крупных и подробных исследований в мире, посвященных влиянию экранного времени на мозг. Его уникальность — в продольном дизайне: ученые наблюдали за одними и теми же детьми в течение двух лет, отслеживая не просто разовые показатели, а реальные изменения в развивающемся мозге.

Результаты, опубликованные в авторитетном журнале «Трансляционная психиатрия», оказались тревожными. Магнитно-резонансная томография (МРТ) высокого разрешения показала, что у детей, которые проводили больше времени перед экранами, за два года наблюдений истончилась кора головного мозга в нескольких ключевых областях.

Реклама на веке

Какие именно зоны пострадали?

· Правый височный полюс, отвечающий за социальное познание и речь.

· Левая верхняя лобная извилина, критически важная для рабочей памяти и контроля внимания.

· Левая ростральная средняя лобная извилина, связанная с когнитивной гибкостью и принятием решений.

Это не случайный набор областей. Именно эти участки мозга формируют так называемые «исполнительные функции» — сложные психические процессы, которые позволяют ребенку концентрироваться на задаче, планировать свои действия, контролировать импульсы и переключаться между разными видами деятельности. Другими словами, экранное время затрагивает самые основы успешного обучения и социальной адаптации.

Но и это не все. Исследователи обнаружили и другие структурные изменения. У завязанных на гаджетах детей оказался меньший объем правой части скорлупы — глубокой мозговой структуры, входящей в центр вознаграждения. Нарушения в работе этой зоны могут приводить к предпочтению немедленного, сиюминутного вознаграждения перед отложенной выгодой. Это классический признак импульсивного поведения, когда ребенок не может отказаться от желания поиграть еще «5 минуточек» ради подготовки к завтрашней контрольной.

Самым же показательным открытием стала связь между экранами, мозгом и поведением. Оказалось, что снижение общего объема коры головного мозга — общего количества серого вещества — частично объясняет, почему у детей, проводящих много времени с гаджетами, усиливаются симптомы, схожие с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У них наблюдались более выраженные проблемы с концентрацией, усидчивостью и самоконтролем.

Это открытие рисует возможную причинно-следственную цепочку: активное использование экранов может замедлять нормальное развитие коры головного мозга, что, в свою очередь, проявляется в поведенческих проблемах. Известно, что у детей с диагностированным СДВГ созревание коры также происходит по замедленному сценарию. Получается, что экранное время может создавать в мозге изменения, похожие на те, что наблюдаются при этом расстройстве.

Однако авторы исследования призывают к осторожности в выводах. Главный вопрос — что здесь причина, а что следствие. Пока нельзя с абсолютной уверенностью утверждать, что именно экраны вызывают изменения в мозге. Возможно, дети, которые изначально имеют склонность к импульсивности и трудностям с концентрацией, естественным образом чаще тяготеют к гаджетам, где контент динамичен и требует минимальных усилий для восприятия. То есть, определенные особенности мозга могут быть не следствием, а причиной увлечения экранами.

Еще один важный нюанс — размер эффекта был статистически значимым, но небольшим. Это означает, что для отдельного конкретного ребенка риск может быть не столь велик, но на уровне больших групп населения тенденция прослеживается четко. Кроме того, в исследовании не учитывался контент, который потребляли дети. Просмотр образовательной передачи и бесцельный скроллинг соцсетей — это совершенно разный опыт для мозга.

Несмотря на эти оговорки, полученные данные — это мощный сигнал для родителей, педагогов и врачей. Мозг ребенка и подростка проходит через критический период активного развития, когда опыт буквально лепит его архитектуру. Ненужные нейронные связи обрезаются, а нужные — укрепляются. И то, чем заполнен этот опыт, имеет огромное значение.

Исследование не призывает полностью изолировать детей от цифрового мира. Но оно настоятельно рекомендует относиться к экранному времени как к серьезному фактору развития, а не к нейтральному развлечению. Осознанный подход, баланс между цифровой и реальной активностью, а также внимание к тому, что именно ребенок делает с гаджетом, — вот что может помочь сохранить здоровье развивающегося мозга в цифровую эпоху.

Реклама на веке
«Системные нарушения закона, а не случайность»