18+
  1. Джон Колтрейн: разносторонний мастер джаза

Джон Колтрейн: разносторонний мастер джаза

Современный фанк относится к популярным направлениям джаза 70-х и 80-х, в которых аккомпаниаторы играют в стиле черного поп-соул и музыки фанка, в то время как обширные сольные импровизации имеют более творческий и джазовый характер.

Джон Колтрейн - один из самых влиятельный джазовых музыкантов второй половины XX века, саксофонист и бэнд-лидер.

Слушая Колтрейна, поначалу не понимаешь, откуда он начинает и в каком направлении движется. До тех пор, пока в музыке чувствуется какая-то связь, ее не нужно понимать. В то время, когда он умер, его влияние было всепроникающим. После My Favorite Things с Колтрейном, играющим на сопрано-саксофоне, этот инструмент больше не находился в категории разное.

Джон Уильям Колтрейн родился 23 сентября 1926 года в Гамлете (умер 17 июля 1967 года в Нью-Йорке). Он играл джаз стили: Авангардистский Джаз, Модальная Музыка, Свободный Джаз, Хардбоп, Постбоп, Авангард. Инструменты: Саксофон (Тенор), Саксофон (Сопрано). Несмотря на относительно краткую карьеру, первое упоминание о нём в качестве сайдмена было, когда он уже достиг возраста 29-ти лет в 1955, формально начал карьеру лидера в 33-летнем возрасте в 1960-ом, и умер в 40 лет в 1967-ом году. Саксофонист Джон Колтрейн был среди самых важных, и одновременно самых спорных фигур в джазе. Кажется удивительным, что его период самой большой деятельности был настолько короток, не только потому, что он сделал в изобилии огромное количество записей. Колтрейн был разносторонним мастером, который радикально изменял свой стиль в течение своей карьеры, это является причиной большого беспорядка в его дискографии и в оценках его игры. Критики его творчества делятся на сторонников его более ранних, более обычных работ и его поздних, более экспериментальных произведений.

В начале1950 он играл с различными оркестрами, главным образом в окрестностях Филадельфии. 1 марта 1951 при записи пьесы Мы любим танцевать буги-вуги с оркестром Диззи Гиллеспи Колтрейн сыграл своё первое соло, запечатлённое на пластинке. В один из моментов этого периода, Колтрейн становится наркоманом, что послужило причиной творческого кризиса. Его следующая важная работа относится к весне 1954, когда Джонни Ходжес, временно ушёл из оркестра Дюка Эллингтона и нанял Колтрейна для работы в собственном бэнде. Но уже в сентябре 1954 Джон был уволен из-за пристрастии к наркотикам. Он возвратился в Филадельфию, где играл до того момента, когда год спустя его пригласил к себе Майлз Дэвис. Сотрудничество Джона с Дэвисом стало большим прорывом, который, наконец, утвердил за Колтрейном славу значительного джазового музыканта. Дэвис, сам бывший наркоман смог побороть эту пагубную привычку. Их совместный ансамбль получил признание на Ньюпортском Джазовом Фестивале в июле 1955, принеся контракт с Columbia Records и возможность организовать постоянный ансамбль, в котором, кроме Дэвиса и Колтрейна, играли пианист Рэд Гарланд, басист Пол Чамберс и барабанщик Philly Джо Джоунс. Эта группа немедленно начала экстенсивно записывать студийные сессии не только по контракту с Columbia Records, но также и потому, что Дэвис подписал контракт с независимым лейблом Престиж, для которого по контракту ему требовалось записать пять альбомов. Дебютный альбом Дэвиса на Columbia Records Вокруг Полночь, который был сразу же записан, не появлялась до марта 1957 года. Первые плоды его сотрудничества с Колтрейном вышли только в апреле 1956 с выпуском релиза The New Miles Davis Quintet, записанным для Престижа 16 ноября 1955 года. В течение 1956 года, в дополнение к записям для Columbia Records, Дэвис записал двухсессионный марафон для Prestige, чтобы выполнить свои обязательство перед лейблом. Престиж выпустил этот материал под названиями Cookin (1957), Relaxin (1957), Workin (1958) и Steamin (1961). Сотрудничество Колтрейна с Дэвисом открыло период, когда Колтрейн стал часто записываться в качестве сайдмена. Дэвис, возможно, пробовал завершить свою работу для Престижа, но имя Колтрейна появлялось на многих сессионных треках этого лейбла. После того, как в 1960-ых Колтрэйн получил огромную известность, Престиж и другие лейблы начали повторно публиковать эти работы под его именем, как будто он был лидером.

В июне 1957 года пианист Телониус Монк приглашает Колтрейна присоединиться к своему квартету, состоявшему из Монка на фортепиано, Уилбера Во на басе и Шэдоу Уилсона на барабанах. В течение этого периода он развил технику игры нескольких нот одновременно и его соло стали более продолжительными. В марте и апреле 1959 года Колтрейн участвовал в записи альбома Kind of Blue с группой Дэвиса. В октябре 1960 года Колтрейн записал ряд сессий для лейбла Atlantic Records, которые составили материал для нескольких альбомов, включая заключительный трэк на Coltrane Jazz и мелодии, прозвучавшие на альбомах Мои Любимые Вещи. Вслед за коммерческим успехом Моих Любимых Вещей зажглась звезда Колтрейна и он в качестве ведущего артиста уходит из Atlantic Records в лейбл Impulse!, незадолго до этого сформированное дочернее предприятие Парамаунт ABC, хотя в мае 1961-го он ещё работал над последним альбомом для Atlantic Records, Ole, изданным в феврале 1962. В ноябре 1961 года Джон Тинан, обозреватель из Down Beat квалифицировал музыку Колтрейна как антиджаз. Однако в том же месяце Колтрейн сделал запись одного из своих наиболее знаменитых альбомов, Live at the Village Vanguard, темп которого задавала 16-минутная импровизация Chasin" the Trane.

Компиляции и выпуски архивных живых записей принесли Колтрейну посмертно победу в ряде номинаций Грэмми, включая премию за лучшее исполнение джазовой группы, присуждённую за альбом Наследие Колтрейна.