По мнению ФАС, продавать вагоны ФГК следует не оптом, а разбив имеющийся парк на лоты по 5-10 тыс. вагонов. Как подсчитали в антимонопольном ведомстве, продажа вагонного парка принесет ОАО «РЖД» «более 150 млрд. рублей на развитие инфраструктуры».
Официальных комментарием по поводу данного письма пока получить не удалось. В аппарате первого вице-премьера Антона Силуанова и в ФАС обсуждать переписку отказались. Источник в аппарате правительства сообщил, что позиция вице-премьера будет вырабатываться, готовится доклад. В ФГК оперативных комментариев не предоставили.
Между тем, идея, связанная с приватизацией ФГК, не нова. Она периодически возникает у властей разного уровня, но до ее реализации дело так и не доходит.
Следует отметить, что оценка влияния «группы лиц ОАО «РЖД» на цены на рынке железнодорожных перевозок у ФАС и представителей данного сектора разнится. Как сообщают источники, из-за давления регулятора ФГК приходится снижать ставки, что неизбежно приводит к средней ставке на рынке.
Вместе с тем ФАС указывает на удорожание железнодорожных перевозок. Данную тенденцию ведомство объясняет тем, что свыше 50% вагонного парка контролируется государственными институтами развития и группой лиц, связанных с РЖД. Так, недавно ФАС отклонила заявку Государственной транспортной лизинговой компании на покупку еще одного железнодорожного оператора — Brunswick Rail Ильи Беляева, оцениваемого почти в 30 млрд. рублей. На рассмотрении у ведомства находится сделка по приобретению структурой бывшего менеджера РЖД Алексея Тайчера лизинговых активов НПФ «Благосостояние» («Трансфин-М»).
В ФАС уверены, что для оздоровления рынка необходимо избавиться от преференций, которые появляются из-за связей операторов с РЖД, и пересмотреть систему тарифных планов для «инновационных вагонов».
В 2017 году ФАС признала РЖД и ее операторскую «дочку» нарушителями антимонопольного законодательства: по мнению ведомства, ФГК установила монопольно высокую ставку на полувагоны, пользуясь преференциями РЖД. Но компании оспорили это в суде, который недавно занял их сторону.
Суд пришел к выводу, что ФГК устанавливала цены под влиянием общих рыночных тенденций и они не являются монопольно высокими. Суд указал, что ФАС надлежало сравнивать цены в те годы, когда существовали схожие рыночные условия — дефицит вагонного парка. Например, 2016 и 2012 годы. Цены на вагоны ФГК в 2012 году превышали цены, установленные в 2016 году, отметил суд, постановив, что «сравнение цен демонстрирует, что рост цен на рассматриваемом рынке зависит от баланса спроса и предложения и не является результатом действий ФГК».
В целом претензии ФАС выглядят странно, отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. ФГК, по его словам, долгое время была вынуждена устанавливать ставки на вагоны ниже рынка, находясь под давлением регулятора. При этом саму идею приватизировать ФГК Бурмистров считает здравой и привлекательной как для РЖД, так и для самой операторской компании.
Источники в отрасли грузоперевозок отмечают, что при сегодняшней цене нового парка мелкие партии вагонов весьма интересны и желающие приобрести парк ФГК «мелким оптом» безусловно найдутся.