ФСБ пришла за «Яндексом»

ФСБ пришла за «Яндексом»
Фото: http://www.gazeta.ru
ФСБ запросила ключи шифрования «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск», но компания отказывается их передать: ключи могут дать доступ к паролям пользователей всей экосистемы «Яндекса». Запрос спецслужбы поступил в «Яндекс» несколько месяцев назад, сообщили источники на ИТ-рынке, близкие к данной интернет-компании.

Они утверждают, что «Яндекс» пока так и не предоставил спецслужбе ключи, хотя по закону на это отводится не более 10 дней.

После принятия «закона Яровой» ФСБ получила право потребовать от любого сервиса в реестре ОРИ, где пользователи обмениваются сообщениями, передать ему информацию, чтобы декодировать эти сообщения.

В «Яндексе» в ответ на журналистский запрос отметили, что компания «работает в полном соответствии с действующим законодательством». При этом в пресс-службе компании отказались говорить о запросе ФСБ и о его исполнении или неисполнении.

Как сообщают источники, в «Яндексе» указывают на избыточно широкую трактовку службой безопасности нормы «закона Яровой». Они отмечают, что спецслужба хочет получить от компании сессионные ключи, позволяющие анализировать весь пользовательский трафик, кроме того, из-за расшифровки трафика пострадает безопасность пользователя.

Сессионные ключи, получить которые хочет ФСБ, позволяют получить доступ ко всей информации, передающейся между пользователем и сервером. С помощью такого ключа шифруются не только сообщения, но и все метаданные - в том числе логин и пароль во время аутентификации.

Как отмечают источники, в «Яндексе» опасаются, что сотрудничество с ФСБ негативно скажется на имидже компании, а также станет причиной существенных финансовых потерь из-за оттока пользователей.

Не передав ФСБ в срок ключи шифрования, «Яндекс» может быть признан судом виновным по статье 13.31 КоАП, которая предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 1 млн. рублей. Дальнейшее уклонение от исполнения требований может обернуться иском в суд с требованием заблокировать ресурс.

Подобные прецеденты имеются. Именно так обстояли дела в случае с Telegram. Несмотря на то, что Роскомнадзор задолго до судебного решения начал угрожать мессенджеру блокировкой, получив на это право эффективно справиться с задачей ведомство не смогло. От бессилия Роскомнадзору пришлось сменить риторику и начать использовать выражение «деградация доступа» вместо блокировки.

Однако эксперты считают, что в случае с «Яндексом» блокировка ресурсов компании на территории России маловероятна. По их мнению, компания будет долго торговаться с властями и в итоге будет достигнут какой-то компромисс.

Член экспертного совета комитета Госдумы по информполитике Евгений Лифшиц допускает, что «Яндекс» уже сейчас может выборочно и тайно, не афишируя, передавать ФСБ данные пользователей.

Представители ИТ-рынка не исключают, что требование ФСБ к «Яндексу» передать ключи шифрования – «проверка компании на готовность сотрудничать с государством». По их мнению, это политический шаг в сторону усиления контроля не столько над перепиской пользователей, сколько над самим «Яндексом».

Член Совета по правам человека Андрей Бабушкин считает излишней выдачу информации вне рамок уголовного дела. По его мнению, на этапе проверки или проведения оперативно-розыскных мероприятий такого рода полномочия у ФСБ излишни.

Реклама на веке
Как разместить
Эксперт: XVI Евразийский медиафорум (ЕАМФ) обозначил вызовы, стоящие перед журналистами Россиянам предложат купить сим-карты в супермаркетах
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются
Реклама на веке
Как разместить
Реклама на веке
Как разместить