Практика показывает, что для успешной работы важны бренд и хорошая организация бизнес-процессов: нужно научиться работать с максимальной эффективностью с самого начала деятельности. При отсутствии опыта это практически невозможно, и тогда есть смысл взять в аренду бренд успешной компании, скопировав её бизнес-процессы. Речь идет о франчайзинге – форме предпринимательства, при которой крупная компания предоставляет более мелким свою методику и опыт работы, права на использование бренда и даже оборудование.
Российский рынок франшиз
Франчайзинг в России имеет неплохие перспективы – эта ниша охватывает малый бизнес, на котором основывается экономика многих стран. Именно упрощение организации бизнеса и обеспечение его развития в долгосрочной перспективе является привлекательным во франчайзинговой модели.
На сайте компании БИБОСС представлены компании, предоставляющие франчайзинг в России – от самых известных до начинающих проектов, которые подтвердили свою эффективность в крупных городах. Это проект, который позволяет предпринимателю заработать: грамотно распорядится средствами, найти новых партнеров или привлечь в свой бизнес средства инвесторов. Каталог франшиз существует с 2006 года и охватывает территорию всей России.
Российский рынок оценивается в сумму более 5 млрд долларов, при этом наибольшее развитие он получил в крупных экономических центрах – Санкт-Петербурге и Москве. Это значит, что дальнейшее развитие франчайзинга будет направлено на региональные рынки.
Особенность рынка франшиз подчеркивается статистикой. Так, при обычной схеме работы, 85% частных предприятий заканчивают деятельность в течение 5 лет после открытия. Среди франчайзинговых предприятий эта доля равна лишь 14%.
Перспективы российского франчайзинга
Будущее российского рынка не вызывает сомнений: в системе экономических приоритетов франшиза имеет явное преимущество, так как позволяет развить сферу массового спроса за короткое время. В России бизнес, который использует в работе схему франчайзинга, формирует около 1% бюджета страны. Это очень мало: например, в США этот показатель достигает 10%.
Специалисты отмечают, что основными проблемами, тормозящими развитие рынка франшиз, являются следующие причины:
• Низкая информированность о преимуществах франчайзинговой бизнес-модели в предпринимательской среде;
• Отсутствие заинтересованности банков;
• Несовершенство законодательства и невысокий уровень государственной поддержки.
Тем не менее положительная динамика развития есть: за последние четыре года рынок франшиз вырос в три раза. Кроме того, самым негативным образом на франчайзинг влияет отсутствие качественной торговой недвижимости – практически все имеющиеся предложения одним из условий сотрудничества указывают, что бизнес должен располагаться на качественных торговых площадях.