Отношения между Индией и Пакистаном обострились 14 февраля, когда в индийском штате Джамму и Кашмир террорист-смертник протаранил автобус с военными полицейскими. Погибли 45 человек. Напомним, что Индия и Пакистан с конца 1940-х годов оспаривают принадлежность Кашмира, в этом штате нет официальных границ, армии двух стран разделяет лишь линия контроля.
Как следует из телеграммы, направленной авиаперевозчикам, решение было принято «в связи с геополитической обстановкой на индийском субконтиненте».
Получение телеграммы подтвердили и российские туроператоры, которые отправляют туристов в Юго-Восточную Азию, а подлинность документа — источник в правительстве.
В своей телеграмме Росавиация ссылается на ноты, которые выпустили авиационные власти Индии, Пакистана и Афганистана. Они полностью запретили полеты над Пакистаном, в Индии приостановлена работа ряда аэропортов, которые обслуживают северные штаты.
В связи с закрытием воздушного пространства над Пакистаном ряд российских авиаперевозчиков был вынужден скорректировать свои маршруты. Направлявшиеся во Вьетнам и Таиланд самолеты из соображений безопасности совершили посадки в Екатеринбурге.
В связи с запретом пролета над территорией Пакистана в авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») сообщили о разработке альтернативных маршрутов. Из-за невозможности двигаться в воздушном пространстве Пакистана произошло увеличение протяженности ряда дальнемагистральных маршрутов. В связи с этим рейсы из Бангкока и Пхукета, следующие в Москву, будут садиться в ОАЭ для дозаправки.
Запрет на полеты над Индией, Пакистаном и Афганистаном может отразиться на популярном у отечественных туристов маршруте в Таиланд: перелет станет продолжительнее, а также потребуются дополнительные разрешения. Ранее средняя продолжительность рейса из Москвы на тайский курорт Пхукет составляла около 9 часов. После изменения маршрута в небе придется провести 10–10,5 часа. Рейс из российской столицы на Бали в связи с возникшей ситуацией может длиться более 12 часов.
В конечном счете для потребителей это обернется ростом стоимости. По словам представителей туррынка, в связи с изменениями подорожают билеты и туры не только в Таиланд, но и во Вьетнам.
Ограничение скажется и на регулярных полетах на остров Бали. Перевозчикам, вероятно, придется сажать самолеты в Дубае. Также изменения могут коснуться и рейсов в Индонезию.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), скорректировать свои полеты пришлось авиакомпаниям Nord Wind, «Россия», Ifly и Azur Air. Источник «Коммерсанта» на туристическом рынке сообщил, что практически все перенесенные рейсы были чартерными.
Представители авиаперевозчиков отмечают, что на данном этапе оценить им свои издержки довольно проблематично, но в том, что они возрастут, сомневаться не приходится.
Рост себестоимости перелета из Москвы в курортные города Таиланда, по предварительной оценке, способен превысить 25% в случае, если маршруты на юго-восток Азии будут удлиняться и будут совершаться дозаправки, заявил РБК заместитель директора Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Александр Гущин. «Но если авиакомпании ожидают, что ограничения на полеты носят кратковременный характер, то могут не закладывать эти изменения в цену», — оговорился эксперт.
Перспектива увеличения стоимости контрактов не радует туроператоров, так как Юго-Восточная Азия пользуется большой популярностью в зимний период. Наиболее востребованное направление — Таиланд. По данным Погранслужбы ФСБ, в 2018 году в эту страну отправились 852 тыс. туристов из России, направление стало вторым по популярности после Турции. Во Вьетнам съездили 429,9 тыс. туристов, в Индию — 211,2 тыс.