Дмитрий Патрушев закончил три российских вуза - Государственный университет управления (по специальности «менеджмент»), Дипломатическую академию МИД России (по специальности «мировая экономика») и Академию ФСБ. То есть, если судить по уровню и широте полученного образования, то Дмитрий Патрушев прекрасно подходит к назначению на многие высокие должности.
Сразу после окончания своего первого вуза он стал работать в Минтрансе, а затем, будучи председателем правления Россельхозбанка, Дмитрий Патрушев занял еще и должность старшего вице-президента ВТБ. Позже, с 2010 года, стал членом совета директоров «Газпрома».
Такая стремительная карьера талантливых и преданных высоким идеалам специалистов наблюдалась в первые послереволюционные годы во Франции в XVIII веке, а также в России начиная с октября 1917 года.
Однако в данном случае мы имеем дело с типичным возвышением прекрасно образованного (это отрицать невозможно) сына одного из самых крупных российских элитариев, что типично для сословных обществ во все времена человеческой истории.
Сословные предпочтения имели место и в идеализируемом сегодня Советском Союзе, особенно в конце прошлого века, когда, как известно, сын генерала имел все шансы тоже стать генералом, а у выходца из народа таких шансов практически не было.
Однако социальных лифтов было предостаточно, кроме того, не было такого, как сейчас, аномального разрыва в уровне доходов элиты и рядовых граждан.
Лично для меня назначение Дмитрия Патрушева стало еще одним свидетельством того, что тем, кто не входит в узкий круг избранных, закрыты, по сути, все пути продвижения не только к вершинам власти, но даже к ее подножию. Олимпийское предполье прочно занято семейными кланами региональных, городских, сельских и муниципальных аристократий, сколачивающих гигантские состояния на коммунальном, мусорном, транспортном и медиабизнесе и не желающих допускать к кормушке «чужих».
В силу вышесказанного социальная система в РФ носит ярко выраженный феодально-сословный характер, исключающий любые социальные лифты и игнорирующий не только интересы населения, но государственные императивы.
Если вернуться к назначению на пост министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, то не исключено, что он сможет «навести порядок» в российском агропроме, то есть защитит интересы крупных аграрных концернов - латифундий, обеспечивающих стране рекордные урожаи зерновых, минимизирует влияние на отрасль дагестанских олигархов (Зия Магомедов обладает 40% акций государственной Объединенной зерновой компании) и еще более жестко, чем его предшественники, сузит круг возможностей для малого и среднего агробизнеса.
Все эти тренды лежат в общем русле огосударствления российской экономики при том, что топ-менеджеры госкомпаний обладают неограниченными полномочиями и получают поистине космические зарплаты и дивиденды. В текущей реальности Россия вступает в расцвет очередного этапа грюндерства (учредительства), когда государство переносит в экономике центр тяжести на крупные госструктуры, которые будут контролироваться всероссийским ревизором – Счетной палатой, не имеющим никаких обязательств, кроме 100-процентной подчиненности главе государства.
Создается так называемая суперпрезидентская модель управления страной, при которой не только Академия наук, но и обе палаты парламента, по сути, превратились в совещательные органы, слегка напоминающие западные Think tanks, хотя и не столь интеллектуально оснащенные.
И вот в таком ракурсе назначение Дмитрия Патрушева главой Минсельхоза выглядит совершенно адекватным. Это не означает, как я уже сказал выше, гарантированного процветания российского агропрома. Новое правительство, уже названное правительством выживания, призвано лавировать в поисках локальных выходов из возникающих день ото дня новых кризисов в условиях беспрестанно нарастающих западных санкций. Тем же самым будет заниматься и Минсельхоз, усиленный железным зачетником и потомственным силовиком.
При этом задачей номер один будет, как это происходит уже сейчас, обеспечение выживания крупнейших бизнес-структур, которым будут компенсироваться любые убытки, причиненные злодейством коллективного Запада. И компенсация эта будет производиться за счет повышения пенсионного возраста, увеличения налогов для самозанятых и даже возможной отмены военных пенсий, о чем уже ходят тревожные слухи.
В нынешних российских верхах, похоже, нет понимания, что такая социально-экономическая политика сеет по всей стране растущие как на дрожжах гроздья недовольства. Еще меньше такого понимании будет у приходящих к власти «боярских детей», которые не прошли суровую школу выживания в лихие 90-е и априори уверены в своем праве бесконтрольно управлять огромной, но, по сути, нищей страной.
Поэтому Россия не застрахована от самых тяжелых и непредсказуемых социальных потрясений, которые могут положит конец и самой российской государственности.