Такая активность Капкова является еще одним подтверждением очередной волны слухов о том, что в ближайшее время Сергей Собянин может стать председателем правительства России.
Так это или нет, но команда Сергея Собянина вряд ли планирует выпустить столицу из-под своего контроля. Даже если он уйдет работать премьером. И уже совсем нехорошо получится, если не уйдет. Ведь Абрамович+Капков явно нацелились оставить Собянина без второго срока, на который, в свою очередь, Сергей Семенович нацелился тоже.
В противовес Капкову окружение Собянина (во главе с заместителем мэра Анастасией Раковой) уже подготовило не менее влиятельную, но пока что не слишком раскрученную кандидатуру – руководителя столичного департамента СМИ и рекламы Владимира Черникова.
Владимир Черников
Полную преданность команде Собянина и выдающиеся организаторские способности Черников проявил еще в 2013 году на выборах мэра Москвы. Тогда совместно с Анастасией Раковой он стал фактическим автором и главным финансистом избирательной кампании Алексея Навального.
Иллюзию московских демократических выборов 2013 года Сергей Собянин активно пытался сделать еще и потому, что "самый европейский" чиновник столицы Капков своим рейтингом (основанным на "культурно-парковой революции") уже подбирался к рейтингу самого мэра. Капков тоже активно поддерживал идею провести в Москве выборы с участием реальной оппозиции, без фальсификаций. Но совсем по другой причине: надеясь таким образом сбить рейтинг Собянина еще больше.
В итоге почти так и получилось. Лидер оппозиции Алексей Навальный набрал 27% голосов, а Сергей Собянин не смог победить в первом туре, дотянув лишь до 49%. Остальные проценты Собянину добавили после волевого решения Кремля, и второго тура Сергею Семеновичу удалось избежать с "нарисованным" 51% голосов.
Мало кто знает, что идею привлечь Навального в качестве инструмента "демократических выборов" донес через Анастасию Ракову до Сергея Собянина именно Владимир Черников. Таким образом талантливый манипулятор, мастер извлекать и прятать сотни миллионов бюджетных рублей (для которого масс-медиа – это, прежде всего, жесткий бизнес) Черников стал автором самого громкого предвыборного пиара последних лет.
Собственно Владимир Черников вложил свою лепту в раскрутку Алексея Навального еще задолго до выборов мэра. Еще в 2009 году Черников, преследуя собственные бизнес-интересы на госслужбе, систематически заказывал Навальному публикации в блоге, разоблачающие тех или иных высокопоставленных чиновников. Причем, компромат блогеру предоставлял сам Черников, а за работу платил наличными. Один получал славу и известность, второй – устранял тех, с кем уже не надо было делиться.
Сотрудничество Черникова и Навального продолжилось плодотворнейшим образом, когда Анастасия Ракова уверовала в то, что только участие (и поражение) Навального в выборах мэра позволит стать Сергею Собянину всенародно избранным легитимным политиком, упрочит его рейтинг и откроет (ну когда-нибудь) путь в президенты России.
А уж убедить Собянина реализовать комбинацию с Навальным было несложно. Ведь влияние Раковой в столичной мэрии настолько велико, что ее побаиваются даже силовики. Еще в 2005 году Анастасия приехала в столицу вслед за Собяниным, назначенным тогда руководителем администрации президента РФ, и была единственным человеком, которого Сергей Собянин взял с собой в Москву из Тюменской области. А не так давно Собянин ради Анастасии и их общего ребенка развелся со своей женой, с которой прожил 28 лет...
Таким образом, весной 2012 года Черников предложил Навальному не бояться реального срока по делу "Кировлеса", не убегать за рубеж, а поработать "оппозиционером" на выборах мэра Москвы. Обещая Навальному (помимо личного гонорара) полностью оплатить расходы на предвыборную компанию, Черников настаивал, чтобы агитация была построена на жесткой критике властей. Скорее всего, именно Черников заранее продумал и шумное заключение оппозиционера под стражу, и счастливое вызволение на следующий день по неожиданно удовлетворенной жалобе прокуратуры.
Согласно официальным данным, скандальный блогер потратил на выборы 103 млн рублей. В реальности эта цифра была в несколько раз выше. Оплата политической деятельности оппозиционера осуществлялась через получение госконтрактов от департамента СМИ и рекламы Москвы. Когда Анастасия Ракова и Владимир Черников сочли, что Навальному нужно участвовать в выборах, сразу же были утверждены и способы оплаты.
Таким образом «заработала» около 100 млн рублей гражданская жена соратника оппозиционера Владимира Ашуркова — Александрина Маркво. Принадлежащее Маркво ЗАО «Бюро 17» в период с 2012 по 2014 год неоднократно побеждало в конкурсах на проведение различных мероприятий для мэрии Москвы и Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций. Общая сумма тендеров, которые выиграло «Бюро 17», cоставила почти 63 млн рублей.
Другая компания, близкая к Маркво, ООО «Слава» за аналогичный период выиграла тендеры на сумму 27 млн рублей. По данным ЕГРЮЛ, единственный владелец ООО «Слава» (создано в 2012 году) — Ольга Возная, директор по развитию ЗАО «Бюро 17» (единственный учредитель которого, в свою очередь, — Александрина Маркво). Обе компании специализируются на творческих конкурсах, книжных мероприятиях и выставках.
Забавно, но про роль Владимира Черникова в финансировании Навального через фирмы Маркво не было сказано ни слова, когда осенью 2014 года журналисты Life Newsвсе-таки выставили эти документы на всеобщее обозрение. Обвинили, как обычно, Кремль (хотя правда оказалась куда менее конспирологической).
Еще одна часть средств на финансирование предвыборной кампании Алексея Навального была получена в качестве запоздавшей благодарности Владимиру Черникову от участника крупного госконтракта.
Еще в 2011 году ООО «Авто Cелл», входящая в группу «Гема» (занимается продажей автомобилей, недвижимостью, логистикой) выиграла аукцион Московского метрополитена на право размещения рекламы в метро в течение пяти лет. Ранее интереса к рекламному рынку структуры «Гемы» не проявляли. За первый год работы «Авто Селл» обязался заплатить метрополитену почти 2,379 млрд рублей. При этом руководители компании «Олимп», работавшей в московской подземке оператором рекламы десять лет, говорили, что цена более 2 млрд рублей не будет выгодна никакому подрядчику.
В результате несколько лет после победы на аукционе компания «Авто Cелл» испытывала проблемы с оплатой контракта, но исправно это опровергала. А в 2012 году группа компаний «Гема» по просьбе Владимира Черникова привлекла кредит 300 млн рублей в Номос-банке. По данным одного из участников сделки, это «целевое финансирование» было направлено на оплату услуг за получение контракта. А после того, как было обналичено, ушло в пользу расходов на предстоящие выборы Алексея Навального.
Вообще, генеральной прокуратуре РФ и лично Юрию Яковлевичу Чайке стоит внимательно присмотреться к деятельности департамента СМИ и рекламы г. Москвы в сфере госзакупок. К примеру, с ноября 2011 года по апрель 2012 года ООО «ОМС» выиграло тендеры у данного департамента на сумму почти в 183 млн рублей на оказание коммерческих и технических услуг. Учредителем ООО «ОМС» является ООО "Русс Аутдор". В свою очередь, учредители ООО "Русс Аутдор" – две международные коммерческие компании, зарегистрированные на Виргинских островах: "Меркури Оутдор Дисплей Лимитед" и "Медиа Суппорт Сервисез Лимитед".
И более чем странно, что компания с аналогичным названием – ООО «ОМС», – с тем же учредителем и генеральным директором, но с другими ИНН и КПП с ноября 2011 по сентябрь 2014 года за «услуги объединений, создаваемых с целью проведения культурных и развлекательных мероприятий и организации досуга, кроме спорта или игр» получила контракты от департамента СМИ и рекламы города Москвы, ГУК г. Москвы «Городская реклама и информация», МКГ «Городской центр градостроительства и архитектуры» - на общую сумму 638 млн рублей. По данным отчетности, якобы все работы были проведены.
При этом особой организации досуга простые москвичи от этих компаний не заметили. Видимо, под досугом и развлекательными мероприятиями департамент Владимира Черникова вновь подразумевал громкие митинги Алексея Навального.
И очень подозрительной выглядит победа в одном из тендеров ЗАО «Вечерние огни». Новая компания с уставным капиталом 50 тыс. рублей в августе 2012 года выиграла госзакупку в департамента СМИ и рекламы г. Москвы на сумму 426,6 млн рублей. А в апреле 2014 года компания была ликвидирована. Закупка у единственного поставщика была проведена на основании «п. 6 ч. 2 ст. 55 № 94-ФЗ – возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно».
Учитывая, что данная компания (впрочем, как и многие другие) была аффилирована Владимиру Черникову через его окружение, становятся понятны огромные масштабы средств, расхищаемых чиновником из бюджета.
Однако вряд ли кто-то из силовиков будет трогать Черникова, пока Сергей Собянин остается мэром столицы. Сейчас руководитель департамента СМИ и рекламы – в большом фаворе. Он окончательно стал главным советчиком и доверенным лицом Анастасии Раковой. Ведь после фактического имиджевого поражения Собянина на выборах мэра (когда глава столицы получил от президента РФ Владимира Путина новое прозвище – "не Робеспьер") Черников бросил всю мощь рекламного бюджета Москвы, чтобы исправить положение. Поэтому имя и подвиги Сергея Собянина столичные СМИ повторяют сейчас с крайне неприличной частотой.
Возможно, из-за этого и появились слухи, что скоро Сергей Собянин может стать председателем правительства России. Возможно, из-за этого и появилась информация, что Сергей Капков акцивизировал борьбу за пост мэра столицы. Возможно из-за этого Анастасия Ракова и подготовила Владимира Черникова в противовес Капкову на предстоящих (через год? четыре года?) выборах мэра.
Где здесь правда, а где провокации, мы еще не скоро узнаем. Ведь мастер интриг и мистификаций Владимир Черников вряд ли кому-то об этом раскажет.