В этих юрисдикциях за определенную плату не задают слишком много вопросов. Однако к большому облегчению олигархов из-за решения Европейского суда пытаться установить реальных владельцев активов стало сложнее.
Отслеживание активов находящихся под санкциями людей стало возможным отчасти благодаря национальным подробным базам данных, в которых указаны бенефициарные владельцы компаний. Эти реестры были созданы по директиве ЕС после десятилетия скандалов – связанных в том числе с огромными суммами денег, выкачанных из бывшего СССР, – которые заставили ЕС понять, что его защита от финансовых преступлений не очень сильна. Печальная реальность заключается в том, что из-за недостаточного финансирования следователей, которые занимаются финансовыми преступлениями, официальные расследования обычно следуют только после разоблачений, сделанных журналистами или активистами.
Недавно Европейский суд постановил, что общедоступность реестров бенифициарных владельцев компаний нарушает право на неприкосновенность частной жизни, а также правила защиты данных. Это решение, несомненно, неудачное. Стоит отметить, что решение суда не запрещает реестры бенефициарных владельцев целиком; оно ограничивает к ним доступ общественности. Так, лица, имеющие «законный интерес» к данным – например, журналисты и НПО – сохранят к ним доступ. Однако проблема для Европейской комиссии, которая должна отреагировать на решение суда, заключается в определении того, что такое «законный интерес».
Решение суда является ударом по попыткам ЕС помешать финансированию войны Владимира Путина с помощью санкций. После вынесения решения Европейским судом семь стран ЕС, включая Люксембург и Ирландию, закрыли доступ общественности к своим реестрам. Решение суда не должно повлиять на Великобританию из-за того, что та вышла из Евросоюза. Кроме того, некоторые другие страны ЕС, такие как Словакия, утверждают, что не будут затронуты этим решением, потому что их реестры создавать не по директиве ЕС.