Напомним, что подготовку педагогических кадров для предоставления образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера в местах кочевья уже осуществляет Ямальский многопрофильный колледж. В текущем году учреждение выпустит восемь студентов по специальности «Преподавание в начальных классах» с дополнительной специализацией «Кочевой учитель». Также 25 студентов колледжа обучаются по специальности «Дошкольное образование» с дополнительной специализацией «Кочевой воспитатель».
В свою очередь, Региональный институт развития образования в прошлом году провел восемь курсовых мероприятий по вопросам этнокультурной направленности коренных малочисленных народов Севера, где обучение прошли 337 педагогов. Планируется также организовать курсовую подготовку для учителей школ-интернатов по теме «Кочевое образование».
В целях организации работы педагогов уже подготовлены сборник методических рекомендаций по оформлению учебно-планирующей документации и учебные программы по дисциплинам «Родной (ненецкий) язык и литература», «Краеведение», «Методика изучения краеведения», «Этнология края», «Культура народов Ямала», «Этнопедагогика», «Этнопсихология» и другим.
Кроме того, достигнута договоренность с руководителями ямальских предприятий агропромышленного комплекса по организации профильной практики учащихся старших классов, а также производственной и преддипломной практики студентов средних и высших учебных заведений.
Говоря о перспективах кочевого образования, Татьяна Бучкова подчеркнула: «Сегодня на Ямале проводятся уникальные научные исследования, которые ложатся в основу развития кочевого образования в автономии».
Так, в результате проведенных в округе исследований социокультурных особенностей коренных малочисленных народов Севера уже завершено шесть научно-исследовательских работ. Главным образом, проведенные исследования касаются способов адаптации и сохранения традиционной культуры КМНС в условиях глобализации, грамматических особенностей ненецких и хантыйских говоров, а также ямальского оленеводства, с учетом его истории. Кроме того, проведен археолого-этнографический мониторинг восточных склонов Полярного Урала и разработана система мониторинга состояния взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и коренным населением.
На текущий год запланировано научное исследование современной этнокультуры Ямала с учетом зон риска и стратегий адаптации, а также продолжится изучение исторического опыта культурно-хозяйственного развития ямальского оленеводства и его современного состояния. В перспективе - разработка проекта Стратегии социокультурной адаптации коренных малочисленных народов Севера ЯНАО к процессам глобализации.
В настоящее время рассматривается возможность использования современных информационных технологий для организации взаимодействия между слушателями, преподавателями и другими участниками учебного процесса, а также технологий доступа к учебному контенту в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Как стало известно «Веку», кроме того, в текущем году будет создан многоязычный интернет-портал коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а также рассматривается вопрос об организации перевода художественной литературы на языки КМНС.