Администрация Белого дома в краткосрочной перспективе может объявить о введении ограничительных мер в отношении компаний из стран Западной Европы, выполняющих подрядные работы на трубопроводе «Северный поток-2», утверждают информированные собеседники немецкого издания Handelsblatt, отмечая, что санкционные меры США в первую очередь коснутся компаний Allseas из Швейцарии и Saipem из Италии.
Центральный офис Allseas расположен в городе Шатель-Сен-Дени, а производственные мощности – в Нидерландах. Эта компания ранее была выбрана исполнителем свыше 90% работ по прокладке морского участка трубопровода. Отличительная особенность Allseas – ее узкая специализация. Если под давлением Вашингтона швейцарская компания выйдет из проекта, поиск нового исполнителя окажется крайне сложным. Что касается Saipem, то свой подряд итальянская компания уже фактически реализовала, что осложнит введение в отношении нее ограничений.
Источники издания сообщают о том, что в Берлине встревожены новыми попытками Вашингтона заблокировать прокладку магистрали. Готовность Вашингтона приложить все усилия для срыва проекта регулярно подтверждает посол США в Германии Ричард Греннелл. В комментарии для Handelsblatt он подтвердил, что все компании, задействованные в строительстве газопровода, постоянно пребывают под угрозой введения санкций. Ограничения могут быть утверждены в любой момент. Чтобы исключить такое развитие событий, компании могут добровольно отказаться от участия в проекте, пояснил дипломат.
РБК напоминает, что в реализации проекта также задействованы компании OMV, Uniper, Shell, Engie и Wintershell. Между тем, Вашингтон неоднократно выступал за заморозку работ. Президент США Дональд Трамп ранее заявил, что ФРГ стала заложницей российского руководства. После этого немецкий канцлер Ангела Меркель заверила, что Берлин принимает все решения независимо ни от кого, руководствуясь только государственными интересами.
Впрочем, европейские политики сомневаются в возможности США сорвать реализацию проекта. Ранее бывший немецкий канцлер Герхард Шрёдер выразил уверенность в том, что американская администрация, пытаясь заблокировать «Северный поток-2», руководствуется не интересами Украины, которая после пуска магистрали утратит статус транзитера российского газа, а собственной выгодой и стремлением сбывать на немецком рынке сжиженный природный газ собственного производства.
Москва ранее заявляла о том, что в случае массированного давления США Россия достроит магистраль собственными силами. Соответствующие заявления в конце прошлого года делали пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и министр энергетики Александр Новак. Песков также подчеркивал, что «Северный поток-2» является исключительно экономическим проектом.
О том, что остановка работ на магистрали крайне маловероятна, в декабре говорил и комиссар Евросоюза по бюджету и человеческим ресурсам Гюнтер Эттингер. В беседе с Der Spiegel он подчеркнул, что заявления хозяина Белого дома – не повод сворачивать проект. По словам Эттингера, он не относится к лоббистам магистрали, но следует признать, что работы по строительству газопровода продвинулись достаточно далеко, и заморозить их крайне непросто. В то же время в декабре Европарламент одобрил резолюцию с призывом закрыть проект. Однако юридической силы этот документ не имеет.
Допускают, что «Северный поток-2» будет достроен, и в Киеве, о чем ранее говорил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. Он убежден, что компании из стран Евросоюза поддерживают строительство магистрали ввиду коррупционных схем, которые используются при реализации проекта.
В последней декаде декабря стартовали работы по прокладке подводных участков магистрали в экономических зонах Швеции и Финляндии. В шведский порт Карлсхамн были завезены трубы в количестве 34 тыс. единиц. Завершение работ на участке ожидается летом нынешнего года. Для выполнения подряда администрация порта приняла на работу дополнительно 110 сотрудников. А в финской исключительной экономической зоне прокладку магистрали выполняет специализированное судно Pioneering Spirit, которому предстоит проложить 510 км труб. По состоянию на 23 декабря было проложено 370 км трубопровода. В немецких водах прокладку магистрали с октября прошлого года выполняют суда Castoro Dieci и Audacia.