Как «доходное место» помогает первому заму гендиректора РЖД Анатолию Краснощеку развивать родственный бизнес
Что ж удивляться, когда глава МВД Владимир Колокольцев назвал государственный заказ среди самых коррумпированных отраслей. Больше всего «своих людей» кормится на естественных монополиях, что понятно – это лидеры по объемам государственных подрядов. Один из таких монополистов – это «Российские железные дороги», чей годовой объем заказов составляет более 1,2 трлн. рублей.
Простому россиянину фирменные наименования подрядчиков РЖД ничего не скажут. И, наоборот, специалистам, скажут очень и очень многое. Простой пример – первый зам генерального директора РЖД Анатолий Краснощек и строительная компания «Монолит» из Санкт-Петербурга. Краснощек большую часть жизни трудился на Октябрьской железной дороги (один из 16 филиалов РЖД, отвечающий за Северо-Запад, с головным офисом в Питере). В 2005 году его назначили первым замом начальника ОЖД.
Стройкомпания «Монолит», по информации с официального сайта, с 1999 года работает генеральным подрядчиком по государственным заказам. И – о, совпадение! – в разделе «Отзывы» первая запись – авторства Анатолия Краснощека, где первый зам руководителя ОЖД благодарит «Монолит» за ремонт ж/д переездов к саммиту G8 в 2006 году. Показательно, что из 9 отзывов на сайте «Монолита» целых 7 – от РЖД.
Красноречивое совпадение – дела «Монолита» резко пошли в гору после того, как в октябре 2015 года Краснощек пошел на повышение, получив свою нынешнюю должность первого вице-президента РЖД. За один только 2016 год строительная фирма получила от «дочки» РЖД – АО «РЖДстрой» - подряды на общую сумму более 1, 235 млрд., в 2017 году – еще на 804 млн. рублей. Причем конкурсы на закупку услуг на миллионы и миллиарды «РЖДстрой» проводит … у единственного поставщика. Что, согласитесь, многое объясняет.
Пришло время узнать, кто же так успешно руководит компанией «Монолит»? Очень понятный ответ на этот вопрос дает система СПАРК – это Сергей Стороженко и –па-бам! – Сергей Краснощек. Нет, ну, а что не так?
Стороженко – один из главных бизнес-партнеров первого зама гендиректора- РЖД. В свое время «Новая газета» назвала его участником «кластера№2», состоящего из подрядчиков РЖД. «Кластерами» журналисты назвали тайные холдинги – всего числом 9 – которые «кормятся» за счет подрядов РЖД. Сергей Стороженко – владелец 11 коммерческих фирм, 9 из них он владеет совместно с Сергеем Краснощеком – сыном первого заместителя главы РЖД.
И успехи «Монолита» - это не первое такое совпадение. Например, Стороженко владеет ООО «Системы Консалтинга и Аутсорсинга» («СКА», транспортные услуги). После того, как в июле 2008 года Анатолий Краснощек стал начальником Восточно-Сибирской железной дороги, подряды на грузоперевозки по завышенным ценам начали доставаться именно «СКА». Как и в случае с «Монолитом», «СКА» резко нарастила портфель заказов и, конечно же, прибыль. В то время, когда на других железных дорогах тарифы на автоперевозки были в 2-2,5 раза меньше, «СКА» в среднем брала более 1300 руб. за машино-час. Если рассчитывать, исходя из производственной программы боле 1 млн. машино-часов в год, то объемы вывода денег составляли порядка 500-600 млн. руб. в год.
Кстати, «СКА» тоже вышла на новый уровень, после того, как в 2015 году Краснощека назначили в правление РЖД. Компания сходу выиграла крупный тендер на предоставление автотранспортных услуг для РЖД, вследствие чего штат сотрудников только за один год увеличился с 900 до 5000 человек. За один 2015 год «СКА» выиграла целый список тендеров на автотранспортные услуги для «Российских железных дорог» - на общую сумму 24 млрд. рублей. А за координацию производственно-хозяйственной деятельности в РЖД отвечает именно Анатолий Краснощек. В частности, именно он разрабатывал распоряжение, утвердившее условия по закупке РЖД транспортных услуг. Сразу после выхода распоряжения, гласит информация из базы СПАРК, «СКА» выиграла у РЖД такой конкурс почти на 2 млрд. руб.
Правда, как говорят, вышла неувязочка. Сначала другой подрядчик заявил лучшую цену и выиграл конкурс, потому что «СКА» предложил завышенные расценки. Но результаты конкурса удалось отменить по просьбе самого Анатолия Краснощека. Действительно, ну, как не порадеть родному человечку?
И все бы ничего, да ведь сотни и тысячи чиновников по всей России разыгрывают этот спектакль «Доходное место», который стоит россиянам миллиарды рублей, ушедших в песок. И не только фигурально, но и буквально – если иметь в виду песок Лазурного берега, Майами и других «райских уголков», где как грибы растут особняки российских «слуг народа». И что жаловаться, когда цены на билеты и тарифы на перевозки растут, а качество падает? Ведь профильные чиновники думают о чем угодно – о выгодных подрядах для своих людей и доходном бизнесе для своих компаний – но только не об интересах государства и его граждан.
И главная опасность – что в масштабах страны такое вот «частно-государственное партнерство» грозит превратиться из исключения в правило.