Все, что касается алюминиевого производства, для Красноярска давно имеет не только экономический, но и политический подтекст. КрАЗ – одно из градообразующих предприятий краевой столицы. В свое время его строительство дало такой толчок развитию города, что пришлось создавать новый жилой район – Советский. Экологические аспекты этого процесса, само собой, тогда во внимание практически не принимались. Достаточно вспомнить многострадальную деревню Коркино, которая оказалась прямо в шлейфе выбросов завода. И в таком состоянии прожила несколько десятков лет, расселили ее жителей только в середине 2000-х годов.
Красноярску тоже серьезно достается от металлургического производства мощностью в 1 млн. тонн алюминия в год (одного из крупнейших в мире). Тем более, что жилые дома располагаются все ближе к предприятию. Плюс – многочисленные дачи в окрестностях. КрАЗ является одним из основных источников выбросов в Красноярске наряду с тремя крупными ТЭЦ и автомобильным транспортом. Соответственно, экологическая повестка в городе очень часто сводится к обсуждению его деятельности. «Сейчас действует комплексный план по снижению объемов выбросов в атмосферный воздух в Красноярске в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология». Он касается борьбы с источниками вторичного загрязнения, замещения неэффективных теплоисточников и тех мероприятий, которые реализует РУСАЛ», - пояснил председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин.
И вот произошло по-настоящему историческое событие. На заводе производством алюминия занимаются почти 2 тыс. электролизеров. Теперь все они модернизированы. Средства, вложенные в перевооружение, руководство компании оценивает примерно в $390 млн. «Эко-Содерберг» является собственной разработкой РУСАЛа. Он стал развитием технологии Содерберга, которая была изобретена еще в начале ХХ века. Основное содержание модернизации заключается в усовершенствованной конструкции системы газоудаления. Это дает высокую герметичность и оптимизирует состав анодной массы. А получаемый эффект – серьезное сокращение выбросов. Так, с 2011 года по 2020 год завод сумел снизить воздействие на атмосферу на 13,7%.
Здесь стоит добавить, что существуют другие, более современные технологии электролиза: обожженных анодов и инертных анодов. О чем постоянно говорят радикально настроенные экологи и общественные деятели. По их мнению, «Экологический Содерберг» - это фиговый листок, которым Олег Дерипаска прикрывает свою жадность. Специалисты же компании указывают на то, что «Эко-Содерберг» по многим показателям безопаснее обожженного анода. Что касается инертных анодов, которые в теории при производстве металла вообще выдают чистый кислород, то пока еще никто в мире не смог отработать эту технологию настолько, чтобы внедрить ее на производстве.
«Знаете, когда электролизер на инертных анодах будет внедрен, для отрасли это станет равносильным полету на Луну. Разработки идут по всему миру уже десятки лет. На КрАЗе есть несколько опытных установок, они работают, но выдают металл низкого качества, потому исследования продолжаются. Что касается обожженных анодов, скажу для многих крамольную вещь: «Эко-Содерберг» - лучше. Выше качество герметизации и улавливания гидрофторидов. В советское время перевод завода на обоженные аноды обсуждался. Он тогда оценивался в 1,2 млрд. рублей. А сам завод стоил 650 млн. рублей. Но тут ведь другой момент: производство этих анодов очень грязное и вредное. И что бы мы в итоге имели? Еще одну дымящую фабрику. То есть, не то, что никакого улучшения, а еще большее воздействие на экологию города, - заявил ранее корреспонденту «Века» директор по экологии и аналитическому контролю алюминиевого завода Александр Белянин.
В перспективе на «Эко-Содерберг» будут переводиться алюминиевые производства в Братске и Иркутске. Всего до конца этого года на своих предприятиях «Русский алюминий» модернизирует несколько сот электролизеров. «Благодаря системе газоочистки, увеличению герметизации нам удается достигать эффективности улавливания фторидов более 99%, бенз(а)пирена – 99,5%, оксида серы – не менее 96,5%. Следующим этапом модернизации станут электролизеры с инертными анодами», - отметил генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин.