Кто будет развивать туризм в России?

Кто будет развивать туризм в России?
Фото: http://tourdom.ru
В 2023 году в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» 11 российских регионов получат от Минстроя субсидии на развитие туристической инфраструктуры. Проекты реализуются субъектами РФ совместно с корпорацией «Туризм.РФ».

Корпорация «Туризм.РФ»

Структура создана по поручению премьер-министра Михаила Мишустина для привлечения инвестиций в строительство туристических объектов за счёт снижения инвестиционной и кредитной нагрузки на реализуемые в сфере туризма проекты.

«Корпорация «Туризм.РФ» работает как стартовый ускоритель инвестиционных проектов, осуществляет их методологическую поддержку и контролирует сроки реализации. Президент РФ Владимир Путин поручил нам ускорить создание туристической инфраструктуры. Губернаторы находятся на передовой этой работы. Государство поддерживает и будет их поддерживать.

Реклама на веке

Каждый из регионов, присоединившихся к работе с «Туризм.РФ», имеет богатую историю. Это Кавказские Минеральные Воды, Соловецкий монастырь, расположенный в Архангельской области, Мамаев курган и озеро Эльтон в Волгограде, термальные источники Тюмени и самое высокогорное озеро Южного Урала - озеро Зюраткуль в Челябинской области и многие другие», - отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

По словам гендиректора корпорации «Туризм.РФ» Сергея Суханова, в рамках заключенных соглашений регионы предлагают туристические территории для комплексного развития.

«Мы анализируем потенциал каждой из них и при наличии неоспоримых преимуществ, перспектив по увеличению турпотока, возможностей по инженерной инфраструктуре берем их в работу», – заявил Суханов.

Планируется, что к 2030 году туристы будут совершать 140 млн. поездок по России каждый год. Для сравнения: сейчас турпоток составляет около 60 млн. поездок.

Соглашение о сотрудничестве с корпорацией «Туризм.РФ» заключили уже Астраханская, Волгоградская, Мурманская, Нижегородская и Челябинская области, а также Пермский и Ставропольский края, Республика Тыва и другие регионы страны. Сотрудничество с корпорацией предполагает многомиллиардные вложения в территории и открывает большие перспективы для их развития.

Челябинская область

Первыми территориями, где будет участвовать «Туризм.РФ» в регионе, станет проект строительства бальнеологического курорта «Сапфир Урала» в Еткульском районе и создание всесезонного многофункционального курорта «Аджигардак» в Ашинском районе.

Общий объем инвестиций до 2026 года составит 12,8 млрд. рублей. С 2024-2027 годов введут в эксплуатацию около 900 гостиничных номеров.

По словам вице-губернатора области Александра Богашова, из федерального бюджета в 2023-2025 годах Челябинской области на эти цели выделят 476,6 млн. рублей. Субсидии направят на строительство дорог, сетей тепло-, газо-, энерго- и водоснабжения, а также водоотведения. К осени 2023 года турпоток на Южном Урале планируют вернуть на доковидный уровень.

Ставропольский край

В пользу курортов Кавказских Минеральных Вод в этом году сыграло то, что аэропорт Минвод работал в течение всего года в отличие от шести других южных аэропортов, полеты в которые были ограничены с февраля.

Стимулом к развитию целебных курортов Ставропольского края стало и увеличение спроса на оздоровительный и медицинский туризм, который эксперты зафиксировали в 2022 году.

Ставку на оздоровление сделали даже крупные игроки рынка. Так, один из крупнейших российских гостиничных операторов Azimut Hotels запустил бренд «Azimut Здоровье» и занялся модернизацией санаториев в Ессентуках и Кисловодске.

Теперь расширять курортную инфраструктуру в регионе будет и АО «Корпорация Туризм.РФ». Как сообщил Суханов, в регионе планируется создать международный медицинский кластер «Солнечная долина» в Кисловодске и реализовать три инвестиционных проекта в Ессентуках и Железноводске.

Волгоградская область

Стратегическим проектом «Туризм.РФ» в Волгоградской области станет комплексное развитие туристической зоны самого крупного речного острова Европы — острова Сарпинский.

Остров Сарпинский, расположенный на Волге, — это более 110 кв. км окруженной водой суши, где постоянно проживает около 800 человек. Однако данная территория не благоустроена для развития туризма в современном представлении. Зато это часть уникальной экосистемы.

Как отметил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, проект будет сочетать в себе два вида туризма: рекреационный и культурно-познавательный.

Но сейчас там большие проблемы с транспортным сообщением. Это автомобильный паром летом и ледовая переправа зимой. Предполагается, что с помощью корпорации там построят мосты и дороги, создадут образовательный кластер и общественные пространства.

Реализация проекта рассчитана до 2030 года. На данный момент инвесторы проекта не называются, из чего можно сделать вывод о том, что их пока нет.

О развитии туристической инфраструктуры системы островов в Волгоградской области говорят не первый год. Так, в 2020 году два таких проекта были представлены на Всероссийском конкурсе на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России. Но дальше проектов дело не пошло.

Республика Тыва

«Мы можем предложить многие виды туризма – этнографический, охотничье-рыболовный, лечебно-оздоровительный. Весь мир знает, что уникальные природные маршруты Тувы прошел сам президент страны Владимир Владимирович Путин», - отметил глава Республики Тыва Владислав Ховалыг.

Несмотря на то, что Республика Тыва одной из первых подписала соглашение с «Туризм.РФ», она пока так и не дождалась у себя команды от корпорации, чтобы начать сотрудничество.

Об этом рассказала представитель от Заксобрания Тывы Дина Оюн в рамках открытого диалога с гендиректором «Туризм.РФ» Сергеем Сухановым.

В туротрасли же отметили отсутствие логистической составляющей, которая снижает шансы региона на первостепенное внимание корпорации «Туризм.РФ». Из Москвы в Тыву, к примеру, единственный прямой рейс, выполняемый сейчас авиакомпанией «ИрАэро», летает только три раза в неделю и билет на него стоит от 20 тыс. рублей плюс 4 тыс. рублей нужно доплатить за багаж.

Что касается соседних регионов, то в пределах стандартных 500 км от Кызыла расположено не так много крупных и даже относительно крупных городов, из которых могли бы приезжать путешественники.

Между тем, Суханов пообещал, что корпорация займется развитием необходимой инфраструктуры, а там, может, и туристы потянутся…

Мнения экспертов

«В новых экономических реалиях нужны другие подходы. Когда в области находится возможность привлечь инвесторов для развития территорий, – это начало «большого пути в построении грамотных целей и долгосрочных задач для всего регионального туристического сектора», - считает представитель Агентства стратегических инициатив Марина Тарасова.

Однако профессионалы турбизнеса видят в сотрудничестве между корпорацией и регионами не только положительные моменты, но и определенные риски.

«У любого большого строительства, истории с развитием инфраструктуры должен быть хозяин, регулятор. Сейчас мы видим этого регулятора в лице корпорации «Туризм.РФ».

Меня как предпринимателя и общественника, который с этим работает давно, тревожит то, что «Туризм.РФ» изначально был и остаётся структурой, нацеленной на крупный бизнес. Есть опасения, что малый и микро-бизнес окажется за бортом», — комментирует член рабочей группы по сельскому туризму при Госдуме и руководитель консалтинговой компании «Природный кодекс» Марина Ненарокова.

Рост потенциала внутреннего туризма более чем вдвое вполне оправданные ожидания, уверены эксперты. Спрос на внутренний туризм очень высокий и будет только расти. Задача — создать возможности для его развития: построить инфраструктуру и разработать логистику.

Реклама на веке
Еще раз о капремонте Республиканцы все еще разделены по вопросу помощи Украине после обращения Зеленского