«Курагино – Кызыл»: стройка стоит, амбиции растут

Проект строительства железнодорожной ветки из Красноярского края в Республику Тыва снова обсуждается на федеральном уровне. Один из самых масштабных транспортных долгостроев современной России меняет формат, становясь уже международным проектом.

История «Курагино – Кызыл» пока представляет собой череду несбывшихся надежд и несдержанных обещаний. Тянется она уже более десяти лет. Тыва не имеет выхода к железной дороге. Основное автомобильное сообщение с ней идет через горные перевалы Саян. Зимой оно нередко блокируется снежными лавинами. При этом регион богат полезными ископаемыми (в первую очередь, углем) и имеет огромный потенциал в плане развития туризма.

Инициатива строительства железной дороги исходила от промышленников. Первым инвестором выступила Объединенная промышленная корпорация одиозного банкира Сергея Пугачева. ОПК в лице дочерней компании ЗАО «ЕПК» также владела лицензией на разработку Элегестского угольного месторождения с запасами почти в миллиард тонн. Согласно паспорту проекта, который был утвержден в 2007 году, длина железнодорожной ветки составляла 400 с лишним километров. Инвестиции - 49,2 млрд. рублей на строительство дороги, 33 млрд. рублей на создание Элегестинского угледобывающего комплекса с мощностью до 12 млн. тонн угля и подъездного пути от Кызыла до месторождения. Строительство планировалось начать в 2009 году, закончить - в 2014-м. Однако затем наступил экономический кризис, финансовая империя Сергея Пугачева развалилась, а сам он в итоге предпочел покинуть страну, наделав долгов.

После этого интерес к проекту какое-то время проявляла группа «Русская медная компания», но в итоге в 2012 году новым инвестором стала специально созданная «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» бизнесмена Руслана Байсарова. Новая сумма вложений, которая была озвучена, – около 150 млрд. рублей. Но к непосредственной реализации проект так и не приблизился. В 2014 году пошли разговоры, что строительство софинансирует Фонд национального благосостояния РФ. В 2016 году была озвучена информация, что у бюджета - проблемы, и ФНБ этого делать не будет.

Реклама на веке

Новый импульс проект получил в конце прошлого года. Было объявлено, что к строительству проявили интерес монгольские и китайские инвесторы. Причем, монгольская сторона уже провела изыскания и завершила проектную документацию. Все, чего они ждут, – это начала строительства ветки из Курагинского района Красноярского края до Кызыла. Там она должна встретиться с веткой, которую протянут из МНР и Китая. С привязкой к Тыве прорабатываются западный и северный варианты: Курагино - Кызыл - Цаган Толгой - Урумчи и Курагино - Кызыл - Цаган Толгой - Эрдэнэт - Пекин - Тяньцзинь. Интерес восточных предпринимателей понятен. У Монголии с Тывой - давние экономические и культурные связи. КНР интересны недра РТ. Уже несколько лет в регионе работает китайское ООО «Лунсин», которое разрабатывает Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд.

Несколько дней назад глава Тывы Шолбан Кара-оол приоткрыл завесу тайны над проектом, заявив, что строительство может начаться в следующем году. «Сейчас к нему совершенно иной интерес. Все рассматривается через призму отношений между странами с учетом геополитических интересов. Это уже не проект, который касается одного-двух регионов России. Он становится актуальным с точки зрения государственных интересов и связан уже не только с минерально-сырьевой базой Тувы», - заявил глава Республики Тыва.

Сейчас идет речь о том, что непосредственным оператором проекта станут Российские железные дороги с привлечением средств частных инвесторов. Главная цель – создание транспортного коридора в Монголию и Китай. Президент РЖД Олег Белозеров заявил, что под проект создана новая бизнес-структура, в которую вошли ТЭПК и управляющее активами пенсионных фондов ЗАО «Лидер». Финальная стоимость многострадальной железной дороги «Курагино – Кызыл» оценивается теперь в 192 млрд. рублей. При этом РЖД планирует выступить лишь оператором проекта, рассчитывая собрать на стройку деньги частных инвесторов.

Китайская сторона финансирует свою часть дороги и кредитует монгольскую сторону.

Приход китайцев в Тыву вызывает некоторое политическое напряжение. В частности, известный российский востоковед, профессор Сибирского федерального университета Владимир Дацышен считает, что строя экономические отношения с Китаем, нельзя забывать о претензиях соседей на некоторые российские земли.

«Этому проекту, на самом деле, гораздо больше лет, чем многие думают. В свое время, когда обсуждали маршрут будущего Транссиба, был альтернативный вариант. Он как раз предполагал южный путь - через Алтай, Саяны, верховья Енисея и потом на Иркутск. Но в итоге решили строить в более освоенных регионах», - сообщил Дацышен «Веку».

Усиление связей Тывы с Китаем, по его мнению, может привести к тому, что политические проблемы перевесят экономические выгоды. В России много говорят о подспудных претензиях Китая на дальневосточные регионы, но мало кто знает, что есть таковые и в отношении Тывы. Ситуация тут весьма запутана. Несправедливым и незаконным вхождение южносибирской республики в состав РФ считает Китайская республика, основанная чанкайшистами на острове Тайвань. Она же претендует на то, что является единственным легитимным преемником материковой Китайской империи, а вовсе не официальный коммунистический Пекин. В ближайшей исторической перспективе этот момент так и останется дипломатическим казусом, вроде состояния войны, в котором сама Тыва до сих пор официально находится с Германией. Но теоретическая база, пускай и мизерная, под возможный территориальный конфликт все равно закладывается, и это, по мнению ученого, нельзя упускать из вида.

Реклама на веке
Дуров стал фигурантом уголовного дела в Иране В «открытом небе» США создают зоны турбулентности