Думская оппозиция считает, что российскому авиастроению он не поможет, а защитит исключительно доходы российских олигархов.
Правительственный законопроект, как сказано в пояснительной записке, должен поддержать отечественную гражданскую авиацию.
На сегодняшний день практически все иностранные самолеты, которые эксплуатируются российскими авиакомпаниями, зарегистрированы либо в реестрах Бермудских островов, либо в Ирландии. По словам члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрата Фаррахова («Единая Россия»), сейчас за границей зарегистрировано около 80% авиапарка России.
Правительство намерено простимулировать перевод самолетов в российскую юрисдикцию. Кроме того, принятый закон освобождает от налога на добавленную стоимость импорт авиадвигателей, запчастей и комплектующих для строительства, ремонта или модернизации гражданских самолетов в стране. При этом предусматривается, что до 1 января 2023 года освобождение от НДС ввоза в Россию самолетов будет осуществляться без обязательного условия их регистрации в российском реестре.
От НДС освобождается также и ввоз в Россию водных судов в том случае, если они будут зарегистрированы в российском реестре участниками специальных административных районов (САР) на островах Октябрьский в Калининградской области и Русский в Приморском крае.
При этом доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и реализации этих судов, не будут облагаться налогом на прибыль. Кроме того, участники САР освобождаются от налога на имущество и транспортного налога в отношении таких судов, а также до 2027 года - от страховых взносов. Ранее замминистра финансов Илья Трунин пояснил, что предлагается создать аналог Российского открытого реестра судов, но только для резидентов специальных административных районов.
По словам председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, очень важно, что поддержка будет оказываться в нескольких направлениях. С одной стороны, это поддержка отрасли - самолеты, запасные части, которые мы закупаем. С другой стороны, это поддержка отечественного авиапрома. Наконец, третий момент - мы создаем специальные льготные режимы, чтобы те самолеты, которыми сегодня владеют компании или физические лица, но зарегистрированы в других юрисдикциях, приходили в Россию. «Для этого созданы все механизмы, и данный законопроект также этот вопрос решает», - заявил Макаров.
Впрочем, эти заверения не убедили представителей оппозиционных думских фракций.
Алексей Куринный (КРПФ), согласившись, что это комплексный закон, который, преследует много целей, заметил: единственно, что может быть оправданным, это перерегистрация воздушных судов. По мнению депутата, обнуляя НДС и фактически ставя в одни условия производителей Boeing и Airbus, наши авиационные предприятия, естественно, эту конкуренцию проигрывают.
Но больше всего парламентариев возмутил именно так называемый «свободный реестр судов» в двух фактически офшорных зонах. Ведь переводя туда самолеты и морские суда, юридические и частные лица в течение ближайших семи лет не будут платить налоги. Куринный предположил, что это будут бизнес-джеты олигархов, а также дорогущие яхты, за стоянку которых будут платиться копейки.
Валерий Гартунг («Справедливая Россия») заметил, что удивляется, как можно одновременно не индексировать пенсии работающим пенсионерам, сокращать расходы на здравоохранение, образование, повышать НДС и в то же время снимать налоги на самых богатых, которые теперь из-за санкций не могут пользоваться своими яхтами и самолетами в иностранной юрисдикции.
Сергей Иванов (ЛДПР), в свою очередь, заметил, что этот законопроект из серии: летите, лайнеры, летите и платите, граждане, платите. Авиастроителям этот закон, по его мнению, не поможет. А гражданам от него ни горячо, ни холодно.
Однако партия власти эти возражения проигнорировала.