18+
  1. Лучшим мэром 2017 года назван Александр Моор - часть 1

Лучшим мэром 2017 года назван Александр Моор - часть 1

Лучшим мэром 2017 года назван Александр Моор - часть 1
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили итоговое за 2017 год исследование, посвящённое оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации.

ЦитатаТюменский градоначальник возглавил первую тройку «Национального рейтинга». Следом – мэры Уфы и МосквыКонец цитаты

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнёрстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России (как и в стране в целом). Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов, либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Не часто в рамках одного исследования, посвященного сравнению отношения экспертов к отдельным городским руководителям, значительная часть экспертов отмечает одно и то же событие. Переход на губернаторскую должность, вслед за мэром Вологды Андреем Травниковым, мэра Воронежа Александра Гусева, позволили говорить о появлении перед руководителями муниципального уровня новых возможностей для карьерного роста. Это в целом усилило внимание к этой группе управленцев и подняло их значение.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. На основании этих анкет формируются тексты аналитической части «Национального рейтинга». Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества.

Хронологические рамки рейтинга охватывают весь 2017 года. В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим. Однако в некоторых случаях (например, при происшедшей буквально на днях замене мэра Воронежа Александра Гусева), эксперты не имеют времени отреагировать на случившееся или не сформировали пока своего мнения. При таких обстоятельствах в рейтинге содержится оценка того мэра, который занимал свой пост практически весь рассматриваемый период, хотя, как было указано выше, в таблицах ротация мэров отражается.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) сделан акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Алёна АВГУСТ

Политтехнолог, специалист по связям с общественностью

Прежде всего, стоит осознать, что мэрство и раньше особой синекурой не было, а сейчас и подавно. Все проблемы — от чистки снега до ремонта дорог и даже — собственной задолженности по оплате за услуги ЖКХ дорогие жители склонны взваливать на мэра. Именно им приходится держать ответ и за то, что сделали или не сделали, и за то, что сделали сами граждане.

В частности — проблема с обманутыми дольщиками. Деньги, как говорится, граждане застройщикам несли свои и добровольно, а с мэров просят их вернуть «жесткими методами». И так во многом.

А от того большой народной любовью мэры пользуются как минимум по двум причинам — если градоначальник умеет с помощью словесных кульбитов вывернуться в любой сложной ситуации (про таких говорят — заслушаешься, как красиво заворачивает))). Либо, если он (что случается реже) умеет действительно решать сложные проблемы.

В целом же хочется отметить, что самым сильным мэрам последнее время вполне обеспечен карьерный рост — мы видим это на примере вологодского (уже новосибирского) Травникова и на примере воронежского (но теперь уже врио губернатора) Гусева. Московскому же мэру Собянину приходится предпринимать титанические усилия по отработке всплесков негатива по печально известной реновации и доказывать всей элите, что он не претендует ни на что большее, как столь «полюбившееся» ему место мэра. Стало модным при наплыве губернаторов-варягов и назначать руководителями администраций городов своих людей — будем смотреть, как этот кейс реализуется в славной своей непокорностью Вятке (она же Киров, но это неточно, ибо споры не утихают), где мэром стала Елена Ковалева и первые месяцы она жителей не разочаровывает. Женщину мэра получил и Омск.

Некоторые проблемы у мэров региональных столиц, где губернаторские выборы прошли не так давно — произошла замена в Рязани, беспокойно в Перми и Нижнем Новгороде. А вот в Новосибирске господин Локоть готовится к жарким боям при поддержке Виктора Толоконского, которого за это «прищучивают» уже и на федеральном уровне. В целом — к сожалению, многим приходится все больше уделять внимания играм политическим, что никак не помогает улучшить работу общественного транспорта, городского благоустройства и выполнить прочие нехитрые вещи, которых ожидают жители от мэра. Найти золотую середину между политическим равновесием и успешностью управления городским хозяйством удается единицам. Тем они и ценны, но, как правило, это руководители малых городов с достаточным бюджетом.

Сергей БЕЛОКОНЕВ

Руководитель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ

Уходящий год сформировал тренд на повышение политического статуса и политэкономического значения российских городов. В экономических программах практически всех ведущих экспертных и политических сил (ЦСР, Столыпинский клуб, политические партии), на ключевых экспертных экономических площадках страны развитие российских городов, формирование агломераций стало одним из факторов экономического роста России. IV Экономический форум Финансового университета при Правительстве РФ, в рамках которого была развёрнута дискуссия между ведущими экспертными центрами вокруг экономической программы на следующий президентский срок, также значительное внимание уделил развитию российских городов и в очередной раз подвёл итоги большого мониторинга. Стоит обратить внимание на то, что сформировался пул городов-лидеров по качеству жизни в нашей стране, таких как Тюмень, Грозный, Казань, серьёзные изменения происходят в столице — Москве. Вместе с тем, тревожит ситуация, когда большинство городов России не учитывают новых трендов в развитии городских пространств и актуальных факторов влияющих на качество жизни горожан.

В этой связи радуют успехи некоторых наиболее динамичных руководителей региональных столиц, например, Уфы. Столица Башкирии была отмечена на IV Экономическом форуме Финансового университета в рамках правительственного рейтинга качества жизни российских городов, за наибольшую динамику за последнее время.

Обращает на себя внимание продвижение новой муниципальной повестки с опорой на общественное мнение уфимцев и ребрендинг республиканской столицы с её активным позиционированием как инвестиционно-привлекательного мегаполиса, а также активные шаги по формированию нового столичного качества жизни в Уфе. Всё это без сомнения укрепляет аппаратные позиции и популярность мэра И. Ялалова и даёт возможность мобилизовать широкую команду муниципалитета для решения различных проблем, и не в отдалённой перспективе, а «здесь и сейчас». Очевидно, это станет хорошим фундаментом в следующий год — год президентских выборов, для мобилизации граждан, продолжения поступательного движения вперёд, что создаёт новую возможность для Уфы и руководителей Башкирии стать заметными на федеральном уровне фигурами, демонстрируя эффективность и единство региональной вертикали власти.

Сергей ЗАСЛАВСКИЙ

Юрист, научный руководитель Центра общественно-политических проектов и коммуникаций, главный редактор журнала «Избирательное законодательство и практика»

В российских политических реалиях мэр – фигура многозначная. Как глава местного самоуправления он наиболее приближен к каждодневным нуждам и потребностям населения, ответственен перед ним за решение вопросов местного значения. И вместе с тем, для абсолютного большинства своих земляков мэр является олицетворением власти; сквозь призму оценки его личных качеств, эффективности его как управленца во многом формируется и восприятие всех уровней власти, и регионального, и даже федерального масштаба.

В современной системе взаимоотношений федерального центра, регионов и местного самоуправления, мэр – не только «отец города», он ещё и лицо, на которое возложено проведение государственных задач, отнесённых к компетенции иного уровня публичной власти, но переданных для реализации на местный уровень. Эффективно решаемые «на земле» государственные задачи придают дополнительный импульс развитию всей управленческой системы, способствуют налаживанию и упрочению обратной связи между властью и обществом. Напротив, любые упущения и недоработки, не говоря уже об отступлениях от требований закона, могут сказаться, а нередко и сказываются негативным образом на доверии к инициативам и решениям, принимаемым на высшем уровне, а подчас и обесценивают их. В год президентских выборов и выборов глав ряда регионов об этом следует помнить особо.

Ещё одна грань эффективности работы мэров в том, что схожие в своей основе базовые задачи главы муниципального образования сочетаются с различным статусом (так, например, Евгений Ройзман в Екатеринбурге и Анатолий Локоть в Новосибирске наделены совершенно разным объёмом полномочий), а также различным порядком замещения должности. Прямые выборы мэров избирателями соседствуют с избранием их из числа депутатского корпуса либо замещением по итогам конкурса. Это принципиально разные модели и возможности участия в них простых граждан, конечно же, существенно отличаются. При всей своей личной симпатии к прямым выборам, приходится признать: с точки зрения обеспечения эффективного качества управления, универсального рецепта замещения должности здесь нет. Вопрос в том, насколько эффективно реализуются управленческие полномочия. И здесь важное значение имеет рейтинг, как инструмент независимой экспертной оценки.

Леонид КРУТАКОВ

Политолог, публицист, заместитель руководителя пресс-службы мэра и Правительства Москвы (2003 — 2009 гг.)

Муниципальных руководителей сегодня нельзя назвать самостоятельными фигурами, принимающими решения, потому что они не обладают рычагами распределения бюджета. Поэтому требовать с них самостоятельной политики немного наивно. Поэтому мы до сих пор имеем проблемы ещё советской власти – попытка выстроить советы на местах не удаётся, потому что они целиком зависят от траншей. Политику им диктует центр и региональный лидер. В таких условиях подавляющее число мэров российских городов можно оценивать лишь как исполнителей. Ответственность при этом лежит на главе региона или приравненному к таковому по статусу мэру, например, Москвы или Санкт-Петербурга.

Ключевым фактором, который влиял на позиции мэров в 2017 году, был фактор «назначения». Раньше конфликт лидера столичного города и главы региона (как, например, раньше мэр Казани и президент Татарстана были противостоящими фигурами) – был неизбежен. И он был обусловлен выборностью обеих фигур. Такие выборы почти сошли на нет, и в 2017 году тренд на назначение участников вертикали укрепился, фактически устранив внутрирегиональный конфликт. При этом я не устану повторять, что с водичкой выплеснули и дитя. Устранив выборность, фактически всю ответственность возложили на верховную власть. Решения многих вопросов в результате возлагаются на верховную власть, что мы наглядно видим по «прямым линиям» с президентом, которого люди считают панацеей от свалок, плохих дорог и проблем ЖКХ. А это значит, что на среднем и ещё более низком уровне начальники не способны принять решение, не потому что интеллектуально слабы, а, потому что, у них, возможно, нет необходимых полномочий для принятия решений.

Решив одну задачу – внутреннего сепаратизма, прежде всего, постельцинского режима, при этом упразднили и ответственность. Не то, что президент у нас решает все вопросы, а в том, что кроме него никто их не решает.

Небольшая подвижка наметилась к возвращению полномочий мэров в одни руки. Те, кто уже пробовал, так называемую, двухголовую систему власти в городе, снова возвращаются к единоначалию, совмещая в одном лице функции сити-менеджера и главы города. И это, на мой взгляд, правильно, потому что, при двух начальниках, так или иначе существует разброд и шатание и нет чёткой системы контроля. Вертикаль власти должна быть едина.

Но при этом надо, конечно, возвращаться к прямым выборам градоначальников, потому что невозможно навесить всю ответственность на вершину вертикали, иначе она не выдержит. К тому же власть сама, беря на себя всё больше ответственности и полномочий, даёт пищу оппозиции, которая всегда может сказать, что во всём виноват Путин.

Сергей МАРКЕЛОВ

Политтехнолог, политический советник, директор Коммуникационного агентства «МаркеловГрупп»

На муниципальном уровне в 2017 году появилось сразу несколько интересных – как негативных, так и позитивных трендов.

Сохранялась и где-то даже нарастала конфликтность между вертикалями власти. Самое яркое проявление этого тренда — иркутская ситуация, где произошёл конфликт муниципальных образований, как следствие выборов губернатора в 2015 году. Раскололась местная Ассоциация муниципальных образований (АМО Иркутской области), губернаторская структура создала своё подразделение МО. Другими словами, перезагрузка федералами губернаторского корпуса автоматически порождала нарастающую конфликтность. Поэтому практически все территории, где назначены новые губернаторы, в том числе, которые теперь избрались, это горячие точки конфликтности власти. Не важно, что там нет традиционных выборов мэров, а идёт назначение. Всё равно видоизменённые выборы есть — просто число участников разное. Достаточно вспомнить, что происходило в ходе недавней кампании за кресло градоначальника Омска. 47 участников было заявлено, а сыграла кандидатура только та, которую губернатор назначил. То есть, поле для конфликта осталось велико. Во Владивостоке более 60 человек заявляли претензии на кресло мэра.

На фоне общей федеральной перезагрузки мы имеем повышенную конфликтность на муниципальном уровне власти – этот уровень проходит стресс-тест. То есть, кто-то адаптируется в этом стресс-тесте, кто-то нет. И не важно, что губернатором назначен «свой» мэр – он же не назначил при этом лояльность местных элит. А мэру нужно будет когда-то создавать свою команду…

Второй тренд — на горизонтальные конфликты. Сама муниципальная власть внутри себя тоже находится не в ладах: наблюдаются вспышки между сити-менеджером и назначенным главой администрации или законодательной властью муниципалитета, между руководителем и депутатским корпусом. Депутаты часто не понимают функционала сити-менеджера и главы администрации. Особенно депутаты городских и поселковых дум, которые начинают играть в политические игры, пребывают в возбуждении на уровне серьёзной конфликтности.

Третья история — определенный хаос в содержании деятельности руководителей муниципальных образований. У нас, по-прежнему, не ясна ситуация, чем же должны заниматься руководители муниципалитетов. Зачастую непонятно разделение полномочий и между двумя головами. Вроде бы в каких-то установочных документах сверху всё расписано. Но на деле всё равно получается перетягивание одеяла, да ещё и губернатор подливает масла в огонь, и всё равно уникальная ситуация в каждом муниципалитете: как они разделили эти полномочия. Эта неразбериха, отсутствие ясно прописанных параметров законодательно, даже, несмотря на то, что они прописаны относительно точно – возникает неразбериха в их интерпретации.

Четвёртое. Обострилось напряжение, имеющее экономическую подоплёку, между региональными органами власти и областными центрами этих регионов. Не всех, но подавляющего большинства территорий, где региональная столица является донором для всей области, но денег практически не видит и не может ими распоряжаться. Распределение денег между городом и областью – предмет жесточайших споров в условиях жёсткой экономической ситуации в стране в целом. Повторюсь, я не имею в виду самые «вкусные» регионы.

Пятый тренд: к муниципальной власти в лице мэра и сити-менеджера предъявляется всё больше претензий. В целом за 2017 год доверие к муниципальным руководителям за редким исключением снизилось, а критическая позиция общества возросла.

Шестой тренд. Муниципальные органы власти, хотя и коряво, криво, но пытаются найти новые формы диалога с населением. Получается пока откровенно плохо. Даже если взять московскую систему «Активный гражданин» — и она барахлит. Можно ввести любые передовые технологии, но если исполнителям не интересна их профессия, то бесполезно что-либо делать. Можно создать великолепные программы и сайты, но это всё не решит проблему, потому, что есть недоверие к политикам и власти в целом.

Седьмой тренд: это постоянная кадровая чехарда. Почти все муниципальные команды, хоть и понимают, что надо это сделать, но так и не могут найти инструменты, чтобы отладить, например, систему ЖКХ в городе. Нет спецов. В этом году тренд закрепился. Чиновники стареют, а молодым не интересно, не престижно, зарплата маленькая, да ещё и силовики застращали. То есть идёт некий тренд на дискредитацию самого статуса муниципального чиновника. Конечно, желающих найти сложно, когда бытует мнение, что ничего делать не дадут, заодно обвинят в коррупции.

Есть и положительные тренды. Пока эпизодически, но в чём-то мэры начинают разбираться. Наконец-то стали интересно массово заниматься городской средой. Начали привлекать предпринимательские сообщества к благоустройству: ставить лавочки, вай-фай по городу пускать, остановки, пандусы в общественных местах, занялись парками. Это и Москва, и Иркутск, и Ростов, и Владивосток, и Хабаровск, и Тюмень… Конечно, средства везде вкладывают разные – в Тюмени больше, в Ростове поменьше. Но заметно, что стала интересной культурная жизнь, появляются какие-то небольшие местные творческие коллективы, театры, бизнесы на услугах. Это хорошая тенденция.

Ещё хорошая история: наконец-то стал горизонтально передаваться опыт. Если раньше какой-нибудь мэр на Кавказских минеральных водах и придумывал себе историю – а давайте-ка я буду делать молодёжный форум и этот формат был исключительным чем-то в масштабах всей России. Сейчас такие форумы, как, например, «Территория смыслов», стали проводиться повсеместно. Устраиваются молодежные слёты и на Байкале, и в Приморье, и на Камчатке, и на Кавказе. Руководители и организаторы перенимают опыт и делятся идеями.

И ещё позитивное: муниципальная власть стала замечать активистов. Велосипедисты, моржи –«давайте их поддержим». Можно сказать, что к концу 2017 года муниципальная власть стала приоткрываться к активности людей. Организуют совместные встречи и слушания, парламентские дискуссии, совместные дела, предлагают помощь. Вплоть до мелочей, которые, на самом деле, очень существенны для небольших некоммерческих объединений граждан. Например, в Новгороде починили домик для переодевания и подготовке к заплыву для местных «моржей». Где-то создают велодорожки для любителей активного отдыха на природе. То есть, диалоговые формы взаимоотношений активной части общества и муниципалитетов, хоть и эпизодами, но начались.

Ростислав ТУРОВСКИЙ

Политолог, вице-президент Центра политических технологий

Одним из наиболее интересных вопросов в истекающем году стало выстраивание отношений между мэрами и губернаторами. Может показаться, что эта тема совсем не новая. Но дело в том, что, во-первых, в регионах продолжает меняться модель местного самоуправления. Принимается всё больше решений в пользу т.н. «четвёртой» модели, представляющей собой одноглавую модель с сити-менеджером в качестве полноценного и официального руководителя города. Эта модель способствует укреплению вертикали исполнительной власти, поскольку формирование корпуса муниципальных глав оказывается в высокой зависимости от решений губернаторов, и появляются всё новые тандемы «губернатор – мэр». Например, в конце декабря такое решение принималось в Ульяновске, и это только часть масштабного процесса, развернувшегося по всей стране.

Во-вторых, Кремль активно менял самих губернаторов. И поскольку губернаторам легче стало влиять на городское руководство и проводить в нём кадровые замены, возникла важная интрига – кто и как будет это делать.

Во всей этой истории есть не только политическая, но и финансово-экономическая составляющая. Борьба за позиции городских руководителей тесно взаимосвязана с борьбой за «коммерческий» сектор городского хозяйства, а это, например, энерго- и теплоснабжение, управляющие компании в сфере ЖХК, не говоря уже, конечно, про «традиционное» строительство. И здесь есть ощущение, что крупные игроки федерального масштаба стремятся вытеснить игроков местных, и в этом им нередко помогают губернаторы, которым, в свою очередь, нужны ещё более управляемые мэры. Но это не единственный вариант: сценариев борьбы за городские ресурсы много, сама эта борьба нередко скрыта от глаз посторонних, возникает в ней и коррупционная составляющая. Поэтому интрига вокруг муниципальных руководителей имеет весьма сложный и многослойный характер, и её не стоит сводить к выстраиванию только политической вертикали.

Из регионов с новыми губернаторами, например, интересная ситуация возникла в Нижнем Новгороде, где на днях был арестован бывший мэр и крупный предприниматель Сорокин, по сути, до последнего сохранявший определяющее влияние на городскую власть. Напротив, во Владивостоке с мэрией воевал бывший губернатор Миклушевский (напомним, что бывший мэр Пушкарёв находится в СИЗО), а при новом врио губернатора Тарасенко, только что ставший мэром, Веркеенко устраивает и главу региона и прежнюю городскую команду во главе с Литвиновым (не исключено, что последний останется при власти). В Калининграде было много разговоров о желании губернатора Алиханова сместить опытного мэра Ярошука, выходца из крупного местного бизнеса, но в этом случае даже смена модели местного самоуправления не помогла – Ярошук остался главой города. Таким образом, одним губернаторам удаётся создать полностью удобные им «тандемы», другим приходится идти на компромиссы. А это значит, что мэры с собственными ресурсами и своим влиянием в центре пока ещё сохраняются, как класс.

Но в целом корпус мэров сильнее и самостоятельнее, конечно, не становится. В нём ещё больше хозяйственников, причём нередко малоизвестных и неинтересных даже для самих горожан, и всё меньше «политических» фигур. О возвращении прямых выборов мэров при этом вспоминают всё реже. Это совсем не нужно губернаторам. А в особой ситуации в Иркутской области попытка КПРФ и связанного с ней губернатора Левченко поднять вопрос о прямых выборах мэра областного центра потерпела неудачу. Происходящие в городах события, будь то выгодная губернаторам смена мэров, или «выживание» старых городских групп влияния, при этом мало влияют на общественные функции местной власти. Последняя слишком погружена в решение определённых «коммерческих» вопросов, в то время как её подотчётность гражданам остаётся сомнительной.

Павел САЛИН

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

В качестве главного события уходящего года, с точки зрения местного самоуправления в региональных столицах, можно назвать то, что города де-факто стали полноценными и самостоятельными субъектами федеральной повестки. Произошло это явочным порядком, на уровне дискурса, а не правовых норм. И не благодаря совокупности целенаправленных усилий каких-то игроков, а зачастую вопреки им. Наоборот, региональные власти продолжали концентрировать усилия по встраиванию мэров в свою «вертикаль», а федеральный центр им в этом способствовал, пытаясь тем самым компенсировать назревающее в регионах недовольство уменьшением финансовых поступлений при одновременном повышении социальной нагрузки. Однако, вопреки этому курсу, города (областные центры и некоторые другие крупные города регионов) стали полноценными субъектами федеральной повестки, той единицей, из которой складывается эта федеральная повестка.

Федеральная власть всё более чётко даёт понять, что удовлетворённость жизнью жителей крупных городов, прежде всего, региональных столиц, является для неё одним из индикаторов оценки деятельности губернаторов. Одновременно в федеральную повестку всё более системно входит тема урбанистики, которая вышла за пределы Москвы и «акклиматизируется» на местах, по понятным причинам, прежде всего в центрах субъектов Федерации. Субъектом массовой политики стал горожанин, а не просто россиянин. Этому способствует и сложная социально-экономическая ситуация в стране. Федеральная власть понимает, что население крупных городов является наиболее требовательным к качеству жизни, в отличие от более лоялистски и пассивно настроенных жителей отдалённой провинции, что, в случае чего, «рвануть» может именно там. На жителей областных столиц обратили внимание и лидеры несистемной оппозиции, в уходящем году предпринявшие отчасти успешную попытку выйти за пределы аудитории городов-миллионников.

Региональные власти вполне адекватно осознают сложившийся тренд и пытаются продолжить политику «ассимиляции» элит областных центров за счёт упрочения контроля над мэриями. Первый шаг значительной части назначенных в 2017 году «губернаторов-технократов», после подтверждения их полномочий на выборах, — замена мэров региональных столиц на своих протеже, либо, что встречалось реже, активизация диалога с действующими градоначальниками. На первый взгляд, это приводит к позитивным последствиям, прежде всего, ликвидации традиционной для регионов конфликтной линии «губернатор — мэр регионального центра». Однако в перспективе ближайшего года-двух подобная ситуация приведёт к тому, что жители крупных городов начнут предъявлять претензии не столько к мэрам, сколько к их патронам-губернаторам, что добавит «молодым технократам» проблем. Таким образом, в интересах как новоназначенных губернаторов (а ротация губернаторского корпуса в наступающем 2018 году неизбежно продолжится), так и федерального центра — повышение уровня самостоятельности глав региональных столиц с целью канализации недовольства населения на муниципальном уровне. Главный тест для губернаторов – «молодых технократов» в 2018 году, помимо организации президентских выборов, — как они пройдут между Сциллой курса на ужесточение «вертикали» в условиях экономической стагнации и неизбежно следующего за ней роста недовольства населения, и Харибдой локализации этого недовольства в крупных городах.

Первая группа рейтинга

Лучшим мэром 2017 года назван Александр Моор - часть 1

По итогам 2017 года первое место в «Национальном рейтинге» занял Александр Моор (Тюменская область). Произошло это не без помощи некоторых из его соседей по таблице, которые также могли претендовать на лидерство. Однако полученные ими отзывы их несколько притормозили на финише. В течение года оценки работы Александра Моора со стороны экспертов «Национального рейтинга» не отличались стабильностью, однако он никогда не удалялся далеко от тройки призёров. Безусловно, на успех Александра Моора оказали влияние высокие позиции, полученные Тюменью в некоторых тематических исследованиях. Особо в этом смысле следует отметить рейтинг наиболее удобных для жизни городов России, составленный на основании социологических исследований Финансовым университетом при Правительстве РФ.

Конец года отмечен важным изменением системы управления муниципалитета: на законодательном уровне предопределён переход от двуглавой, к одноглавой модели, которая объединит должности главы города и главы городской администрации (мэра). Намеченная реорганизация только укрепила положение Александра Моора. Помимо того, что эксперты «Национального рейтинга» в основном считают одноглавую систему более эффективной, многие из них полагают, что Александр Викторович имеет отличные шансы занять в будущем году объединённую должность.

По своим ресурсам Тюмень заметно превосходят подавляющего большинства городов, мэры которых оцениваются в «Национальном рейтинге». Местная администрация имеет очень серьезные возможности для реализации собственных проектов (не без взаимодействия с областным руководством, разумеется). Она способна в финансовых вопросах быть гораздо более независимой от Москвы, чем почти все прочие муниципалитеты. Продемонстрировал это, в частности, её отказ от федеральных денег на благоустройство города к ЧМ-2018.

Среди событий самого последнего времени эксперты отметили отказ мэрии он сноса нестационарных торговых объектов. Тут можно было бы похвалить «отцов города» за гибкость, если бы дело обошлось без вмешательства прокуратуры.

Социальное благополучие муниципалитета опирается также на очень высокий по российским меркам средний уровень заработной платы. Однако то, что ресурсы сами по себе, не гарантируют итогового успеха в «Национальном рейтинге», наглядно показал пример Сергея Собянина, имевшего, к тому же, несоизмеримо больший политический вес, чем Александр Моор.

Спустя год с небольшим после переизбрания на новый срок Ирека Ялалова (Уфа) в столичной администрации произошёл ряд значимых событий, сказавшихся не только на аппаратных позициях мэра, но и повлиявших на управленческую модель и информационную политику мэрии.

После аномального январского «снежного коллапса» Ирек Ялалов, провёл с горслужбами оперативную «работу над ошибками». Кроме того, в нынешнем зимнем сезоне он сумел запустить и эффективно использовать механизм общественного контроля за работой коммунальщиков. В частности, в муниципальную практику были внедрены интерактивные карты с указанием ответственных структур за очистку от снега и наледи.

Одним из главных вызовов за минувший отчётный период стало преодоление двоевластия в администрации Уфы, что, в свою очередь, потребовало определённой общей «перезагрузки» всей её работы. Строительную и земельную отрасли, за которые ранее отвечал первый вице-мэр Уфы Александр Филиппов, несколько лет сотрясали крупные финансовые скандалы. После решения профильной муниципальной комиссии, Ирек Ялалов уволил «в связи с утратой доверия» высокопоставленного чиновника и провёл ряд «кадровых чисток», рекрутировав в муниципалитет новые лица, не связанные с группами местных «бизнес-интересантов». Всё это значительно оздоровило всю систему городского управления.

Процесс «перезагрузки» уфимской мэрии сказался и на качественном пересмотре информационной политики. Серия стримов в социальных сетях и еженедельных оперативок в прямом эфире повысили как рейтинг доверия Иреку Ялалову у горожан, так и существенно улучшили уровень открытости городской администрации.

Не остались незамеченными весенние «пикировки» мэра Уфы с республиканским минфином, по итогам которых сити-менеджер сумел убедить главу Башкортостана Рустема Хамитова увеличить республиканские дотации в городской бюджет следующего года на 1,75 млрд руб.

Обновление работы уфимской мэрии с населением, выразилось также в привлечении граждан к принятию важных решений социокультурного уровня. Горожане участвовали в выборе названий скверов и улиц, в интернет-голосовании о переносе «Дня знаний» с 1 на 3 сентября, в создании городской Общественной палаты и т.д. Очень хороший, по-настоящему добрый, резонанс получила инициатива мэра назвать одну из улиц именем уроженца Уфы Сергея Довлатова.

Не осталось незамеченным резкое улучшение положения Уфы в рейтинге ОНФ «Дорожная инспекция/Карта убитых дорог». В этом исследовании столица Башкортостана постепенно переместилась с 79-й позиции на 13-ю. Вхождение Уфы в первую десятку городов по основным показателям (рейтинги Финансового университета при Правительстве РФ) в 2017 году ещё раз подтвердило высокое качество работы городской администрации.

Среди достижений Ирека Ялалова эксперты часто упоминают проект реконструкции «Башнефтью» очистных сооружений филиала «Уфанефтехим», расположенных на территории муниципалитета. Это крупнейший экологический проект компании с объёмом инвестиций 11,5 млрд руб.

Конечно, получал мэр в нынешнем году свою долю критики. Так, например, Уфа «отличилась» очень низким уровнем собираемости налогов, и на этом направлении Иреку Ялалову ещё работать и работать. Хотя, впервые, администрации Уфы в 2017 году удалось запланировать бездефицитный бюджет, настораживает намерение широко привлекать кредиты (до 690 млн рублей) для погашения имеющейся задолженности. Однако позитивные оценки и положительная информация, касающаяся Ирека Ялалова, в течение рассматриваемого периода явно преобладали, что определило его успех в «Национальном рейтинге».

Закономерность, что имеют немалые преимущество города, расположенные в регионах с углеводородными ресурсами, подтвердил пример Салехарда. Во всяком случае, считая Ивана Кононенко, три из четырех ведущие позиции в «Национальном рейтинге» оказались заняты мэрами именно таких муниципалитетов. В течение всего 2017 года эксперты высоко оценивали деятельность Ивана Кононенко. Подключение домов к централизованному водоотведению, с учётом традиционного использования в городе септиков, является чрезвычайно важным для Салехарда. По сути, это одно уже является подлинной «коммунальной революцией». Продолжается строительство многофункционального спортивного комплекса. Поднял авторитет мэра пуск двух прекрасно оборудованных детских садов на 300 мест каждый. Впечатляют масштабы озеленения Салехарда. Десятки объектов инфраструктуры были введены в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». В частности, отмечается проводимая мэрией работа по благоустройству спортивных и детских площадок, созданию новых рекреационных зон. На транспорте в 2017 году появилась система расчётов за проезд с помощью банковских карт, осуществляемая по пониженному тарифу. Кроме того, хорошо было принято появление в парке общественного транспорта удлинённых маршруток «Мерседес». Запомнился день города, состоявшийся 10 сентября, который мэрия превратила в демонстрацию успехов масштабной программы благоустройства – состоялась презентация въездной стелы в город, ряда крупных спортивных уличных объектов, городского парка.

По-прежнему, Иван Кононенко остаётся одним из основных членов «команды губернатора», сохраняя с ним рабочие и дружеские отношения. Очередным подтверждением чему стала награда «За заслуги перед городом Салехард», врученная губернатором мэру в День города. У Ивана Кононенко практически отсутствуют «трения» с городскими депутатами. По итогам довыборов в городскую Думу 10 сентября с.г. все 20 депутатов города теперь представляют «Единую Россию». Всё это, безусловно, укрепляет позиции мэра.

В то же время, образцовое благоустройство отдалённого поселка Пельвож, по сообщениям некоторых экспертов, никак нельзя считать успехом: жители, по просьбам которых в своё время начала реализовываться эта программа, в значительной своей части переселились в Салехард. В летний период недовольство вызывали недоработки, связанные с вывозом мусора. Свои неприятности жителям и администрации Салехарда доставили многодневные снегопады, обрушившиеся ещё в ноябре. Мэрия признала, что справиться с ними она не в состоянии. Впрочем, в данном случае большинство экспертов делают скидку на особенности существования города в полярных широтах.

В 2017 году ключевым событием политической жизни Якутска стало уверенное переизбрание Айсена Николаева на должность мэра. Не менее важным было то, что произошло это без скандалов. Следует напомнить, что в последнем электоральном цикле, даже формально хорошие результаты «партии власти» не избавляли местных руководителей разного уровня от неприятностей в тех случаях, когда выборы давали существенные поводы для нареканий.

Важным достижением мэрии явилась оптимизация городского бюджета. Признание получила удачная работа Айсена Николаева по продвижению важных инвестиционных программ. В памяти осталось успешное проведение национального праздника Ысыах, посвящённого 385-летию Якутска. Эксперты отмечают большую работу, проведённую в нынешнем году по улучшению состояния дорожной сети, выполнение в Якутске программы расселения из аварийного жилья, усилия, направленные на формирования комфортной городской среды, строительство комплекса круглогодичных теплиц, для обеспечения в ближайшие годы жителей свежими овощами, улучшение внешнего вида города.

При оценке работы Айсена Николаева экспертами учитываются экстремально суровые природные условия, характерные для Саха (Якутии). Кроме того, в то время, как для многих городов России характерен отток населения, Якутск, напротив, интенсивно притягивает людей. Это создаёт серьёзную дополнительную нагрузку на инфраструктуру, ставит перед городской администрацией дополнительные серьёзные задачи. Большинство экспертов сходятся во мнении, что задачи эти муниципальными властями решаются.

Отмечается способность Айсена Николаева налаживать на пользу Якутску конструктивное взаимодействие с различными политическими и общественными организациями, представителями городской общественности и республиканскими властями.

В конце года высокое качество управления Якутском подтвердил диплом Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. Награда была получена по итогам смотра-конкурса лучших городских практик.

Также, среди событий последнего времени, большой резонанс получила позиция Айсена Николаева, связанная с требованием некоторых представителей мусульманской общины города ввести изменения в меню школьных столовых. Практически все эксперты положительно оценили твёрдую и разумную линию мэра в этом вопросе.

Весь 2017 год для Алексея Ладыкова (Чебоксары) в «Национальном рейтинге» прошёл под знаком стабильности и постепенного прогресса в рамках лидирующей группы.

Эксперты отмечали профессионализм этого мэра, доверие к нему со стороны большей части жителей, заметную работу, проводимую для улучшения сферы ЖКХ, масштабы благоустройства дворовых территорий, объёмы дорожных работ. Отдельно выделяется проведённое благоустройство городской набережной. Авторитет мэра столицы Чувашии, выходящий за пределы региона, подчеркнуло его избрание заместителем председателя Ассоциации городов Поволжья.

Конфликт между городским и региональным уровнем власти — и по содержанию, и по ходу, большинство экспертов трактует в пользу Алексея Ладыкова.

Однако, несмотря на достаточно высокую общую оценку, к городским властям имелись обоснованные нарекания. При большом объёме проводимых работ, порой хромает их качество. Это признаётся самой городской администрацией. Отчасти, причина в халатности подрядных организаций, отчасти виновата сама погоня за максимальным объёмом и максимальным охватом.

Другой больной темой остаётся транспорт, к ситуации с которым эксперты на страницах «Национального рейтинга» уже не раз обращались в течение года. Для выводов, в данном случае, необходимо дождаться окончания преобразований, на которых настаивает Алексей Ладыков. Неодобрение вызвала оптимизация (сокращение) сети городских библиотек.

В то же время, Чебоксары и работа Алексея Ладыкова очень неплохо смотрятся на общероссийском фоне и получают от большинства экспертов благоприятные отзывы.

Высокое место Андрея Шохина (Владимир) в итоговом рейтинге не стало сюрпризом. На протяжении всего года эксперты отмечали, что опытный хозяйственник и администратор умело выстраивает эффективное взаимодействие с депутатами Горсовета, общественными организациями, бизнес-сообществом и, что особенно важно – жителями Владимира. Показательно, что у них нет усталости от сформированного медиа и PR-инструментами образа Шохина, а этого можно добиться только в том случае, когда ведётся реальная и кропотливая работа по эффективному управлению городским хозяйством. Образно говоря, городская власть Владимира понятна людям, не производит плохих новостей, и каждый год запоминается чем-то важным в социальной или дорожной инфраструктуре.

Сергей БЕЛОКОНЕВ

Руководитель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ

Уходящий год для сити-менеджера Уфы Ирека Ялалова стал одним из самых трудоёмких и сложных периодов в его профессиональной деятельности. Значительное обновление руководящего состава уфимской мэрии, нивелирование негативных экстрафакторов, связанных с коррупционными историями экс-чиновников строительного сектора, продвижение новой муниципальной повестки с опорой на общественное мнение уфимцев и ребрендинг республиканской столицы с ее активным позиционированием как инвестиционно-привлекательного мегаполиса, укрепили аппаратные позиции и популярность мэра.

Немаловажным нюансом стали и практические умения Ирека Ялалова балансировать между консервативным менеджментом и ситуационным, перестраивая не только свои управленческие подходы под новые реалии, но и мобилизуя команду муниципалитета для решения различных проблем, как говорят, не в отдалённой перспективе, а «здесь и сейчас».

Необходимо отметить, высокий уровень медийной активности Ирека Ялалова. Особенно это очевидно на фоне малозаметной фигуры председателя Горсовета Валерия Трофимова, так и не сумевшего перестроить «камерный подход» заседаний депутатских комиссий на открытый формат для всех СМИ. В отличие от последнего, внедрение современных коммуникационных технологий и «опубличивание» работы администрации Уфы добавляет Иреку Ялалову симпатий жителей города.

Глава администрации Уфы Ирек Ялалов, будучи заметной на федеральном уровне фигурой, прочно интегрирован в региональную вертикаль власти.

Также необходимо отметить, что прогрессивные выступления о развитии городских агломераций мэра Уфы, сегодня отражают не только его личное мнение, но и позицию сообщества муниципалитетов страны. Например, вопрос о финансировании федеральным центром приоритетных инфраструктурных проектов в городах-миллионниках и крупнейших агломерациях, в той или иной форме уже высказывались в кулуарах, но ранее не находили должного внимания.

Шамиль ВАЛЕЕВ

Публицист, директор ИА «Медиакорсеть», пресс-секретарь АНК «Башнефть» (2009-10 гг.), главный редактор госинформагентства «Башинформ» (2010-16 гг.)

2017 год для мэра Уфы Ирека Ялалова оказался прорывным и в чем-то революционным. Не желая этого явным образом, он стал субъектом политики в зыбком башкирском истеблишменте. И отчасти компенсировал, отчасти балансировал паралич политической воли, который сложился Башкирии за семь лет под руководством Рустэма Хамитова.

С января по декабрь можно было наблюдать прогресс градоначальника Уфы в политическом, и как следствие управленческом амплуа. Из информационного и репутационного изгоя Ялалов превратился в народного героя городских легенд — сначала молва ему приписала вину за снегопады, потом стала ассоциировать со всеми городскими невзгодами.

Зима-2017 года в Башкирии началась снегопадами. И город утопал в снежном плену все январские праздники из-за отсутствия необходимого финансирования и снегоуборочной техникой. Информационная блокада не позволила Ялалову объясниться с жителями города по традиционным каналам коммуникации. Тем временем башкирский Белый Дом сделал главным виновником снежного коллапса мэра Уфы. Жесткие блоки на упоминание фамилии мэра Уфы существуют и сейчас в региональных государственных СМИ.

Ялалов, фамилию которого за зиму выучила половина из миллиона уфимцев, пошел на прямые контакты с горожанами, призвав их к лопате и взяв единолично вину за неочищенный вовремя город на себя. Горожане оценили искренность и прямодушие мэра, немного поворчав, стали его ассоциировать с властью, которая что-то может решить. Отсутствие снобизма и возможность увидеть городского начальника в обычных уфимских магазинах, где он, в частности, одевается, добавили популярности Ялалову. С ним начали фотографироваться, сочинять про него анекдоты, рассказывать легенды.

Весной этого года мэр выполнил антикоррупционные указания Центра и, в том числе, отправил в отставку своего вице-мэра, упомянутого в докладе комиссии АП РФ по конфликтам интересов, и который сейчас ходит в суд в рамках уголовного дела.

Этот заместитель, кстати, был навязан мэру региональным руководством, и Ялалов показал пример невиданной политической субъектности и независимости.

В мае этого года мэр Уфы выдержал аппаратную атаку, которая заключалась в пристальном интересе контрольно-финансовых органов республики, и не увенчалась успехом. Теперь идёт обработка депутатов Горсовета, с целью аппаратным путём низложить мэра, который назначается Советом как сити-менеджер. Но Горсовет пока не прогибается.

Вся эта борьба присутствует в неявной форме: как по башкирскому обычаю, так и, следуя команде из Кремля, накануне больших выборов, местные политические элиты «взяли тишину». Ни о каком явном противостоянии между городом и региональной властью речи не идёт.

Так или иначе, власти региона были вынуждены прекратить порочную практику финансового вымораживания Уфы (между прочим, донора бюджета республики) и начать считаться с Ялаловым и городом, в котором живет 600-700 тысяч избирателей. Столицу Башкирии постепенно начали снимать с сухого пайка, возобновилось адекватное финансирование ряда городских программ. А это очень важный шаг, потому что комфорт и безопасность горожан не должны быть ущемлены, чтобы не происходило в политике. И думать, что в Уфе живет один Ялалов, забывая о миллионе уфимцев — очень глупо. Надеюсь, региональные власти это поняли и, по крайней мере, до выборов уняли свою страсть подставлять столичного мэра под монастырь на каждом шагу.

Владимир ШАПОВАЛОВ

Политолог, заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета

2017 год в целом стал успешным для Сергея Собянина, укрепив его политические позиции. Ключевым фактором при этом стала ситуация с программой реновации жилья в Москве. Программа значительно улучшает качество жизни москвичей, и изначально, безусловно, являлась мощным позитивным фактором по отношению к имиджу и позициям мэра. Однако, благодаря усилиям оппонентов, был спровоцирован серьёзный скандал, который грозил нанести ощутимый удар по имиджу московского градоначальника. Тем не менее, команда Собянина, проведя успешную контригру, смогла не только переломить негативную тенденцию, но и значительно укрепить свои позиции. Результатом стало улучшение имиджа мэра, рост одобрения его политики со стороны населения.

Существенное увеличение медийной активности Сергея Собянина в последние месяцы, вызванное, в том числе, и кампанией реновации, также привело к усилению позиций мэра.

Ещё одним значимым фактором, имевшим позитивное значение для имиджа Сергея Собянина, в оценке его деятельности населением, стала транспортная политика. Грандиозное строительство транспортной инфраструктуры, вызывавшее в прошлом не только и не столько позитивную, сколько негативную реакцию москвичей (из-за неудобства, вызванного строительными работами), наконец стало давать эффект. В 2017 году количество построенных транспортных объектов переросло в качество. Заработало в полную силу Московское центральное кольцо, появились новые станции метро, новые развязки в сложных участках. Уже сейчас жители столицы почувствовали позитивные эффекты от проводимой мэром транспортной политики. В перспективе, позитивные эффекты в этой сфере будут только нарастать, а негативные – уменьшаться.

Неоднозначное влияние на позиции мэра оказали ход избирательной кампании и результаты муниципальных выборов 2017 года. К негативным эффектам необходимо отнести, во-первых, низкую явку и обвинения в адрес команды мэра в искусственной «сушке» явки, во-вторых, относительный успех оппозиционного блока Дмитрий Гудков – «Яблоко». В частности, негативным для московской власти эффектом от последнего стала полная победа оппозиции на ряде важных территорий. К позитивным эффектам от избирательной кампании необходимо отнести уверенную победу кандидатов «Единой России» и увеличение количества депутатов-единороссов. Это позволяет сохранить и усилить позиции мэра в муниципальном сегменте политического пространства. К позитивным эффектам также необходимо отнести высокую степень прозрачности и открытости, продемонстрированные в ходе избирательной кампании и дня голосования.

Владимир ЧЛЕНОВ

Президент Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия), депутат Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) (2008-2013 гг.)

2017 год был удачным для города Якутска его окрестностей. Значимо укрепилась инфраструктура городского округа. Дороги, свет, порядок, новые современные детские площадки и ещё много полезных дел для города, а также благотворительных и социально значимых акций — всё это случилось в 2017 году. С точки зрения благоустройства Якутск полностью соответствует заявленному здесь в прошедшие 12 месяцев Году добра, итоги которого на днях подвели в столице республики. Все семь направлений — «Будущее Якутска», «Добровольцы столицы», «Строим Якутск», «Цветущий Якутск», «Якутск — город возможностей», «Якутск молодой», «Якутск юбилейный» — в рамках этой замечательной акции были активизированы и работа по ним и далее будет продолжаться.

Ярко обозначился и агрокомплекс Якутска. Новые технологии, разработанные окружной администрацией совместно с японскими специалистами, теперь позволяют развивать аграрное направление в нашем специфическом климате, в круглогодичных экспериментальных теплицах уже собирают первые урожаи овощей – огурцов и помидоров, которые поступают не только в магазины Якутска, но и включены в меню детских садов. Также интенсивно развивается птицеводство, свинокомплекс, открываются новые молочноварные фермы. Большую поддержку города ощутили садово-огороднические хозяйства. Значительно возросло количество горожан, получивших земельные участки.

В сентябре Айсен Сергеевич переизбрался на очередной срок в качестве мэра Якутска. В продлении его полномочий никто не сомневался. Даже соперники на выборах публично признавали политическую силу Николаева и значимость его деятельности для столицы Республики. Региональный авторитет у него безукоризненный.

Впрочем, этот год принёс Николаеву ещё большую значимость и на международном уровне. Мы в очередной раз убедились, что мэр Якутска не только рачительный хозяйственник, но и дальновидный политик. Ещё три года назад он заложил основы сотрудничества с Турцией. В этом году дни Якутска в Стамбуле стали апогеем дружеских и при этом взаимовыгодных отношений между нашими странами и городами. Якутск оказался в тренде, и основы взаимодействия, заложенные ранее, сегодня уже дают колоссальные плоды. Достигнуты не просто какие-то словесные соглашения, но создан филиал ТПП Якутска в Стамбуле, намечены конкретные совместные мероприятия.

Итоги выборов мэра подчеркнули статус Николаева, как народного лидера. Особенно это видно при обсуждении общественных программ с его участием, на встречах мэра с населением, предпринимателями и общественниками. Мне хотелось бы отметить такие его качества, как открытость и доверие. Он прекрасно владеет материалом, ситуацией в городе, поэтому, обсуждая напрямую с людьми или журналистами ту или иную проблему, говорит и о самых болевых вопросах, не пытается их умалчивать, а наоборот предлагает решения. Мне это напоминает стиль российского президента Владимира Путина: принципиален, убедителен, последователен и доходчив.

Николаев культивирует диалог с общественностью, принимая активное участие в таких значимых для будущего Якутска мероприятиях, как «Форум неравнодушных горожан» и традиционный молодежный образовательный форум «Синергия севера». Любые юбилейные и праздничные события в Якутске, а этот год стал юбилейным для национального праздника «Ысыах Туймаады-2017» – не просто развлечение – это демонстрация возможностей, в том числе и экономических. Якутск вложил в этом году колоссальные средства по всем направлениям развития. Олицетворением такой работы, в том числе, является открывшийся недавно замечательный детский технопарк «Кванториум». Многие очередники благодаря усилиям города в этом году сменили ветхое жильё на новые квартиры. Возросло количество предприятий малого и среднего бизнеса.

Работы и дальше предстоит много: 2018 год объявлен в Якутске – годом новаторства. Но перспективы оптимистические!

Александр КОНФИСАХОР

Психолог, доцент кафедры политической психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета

И горожанам, и экспертам, всем, кто пытается оценить деятельность губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, очень сложно это сделать. Нам не видно, ни что он делает, ни что он предполагает, какие у нас здесь есть интересные проекты, и каким должен быть город через два года или пять лет по его представлению. Жителям Санкт-Петербурга об это ничего не известно. Лично моя оценка складывается событийно по факту того, что я заметил по пути – строящийся мост или дорогу, развязку. А о том, что я сам не увидел, к сожалению, мне никто не расскажет. А люди должны замечать и видеть и знать – кто это делает и почему. Жители могут не знать о работе председателя комитета, министра, но градоначальник должен людям, как минимум, анонсировать, как в его представлении будет развиваться и изменяться город, его статусность, привлекательность и что в этой связи делается в текущий момент. Политик – он на то и политик: в отличие от чиновника, он находится в диалоге с обществом, показывает свои дела. Чиновник может себе сидеть в кабинете, его можно и не замечать, лишь бы работа была. А губернатор – это совсем другой статус.

Но структура губернатора Санкт-Петербурга абсолютно закрытая, а сам Георгий Сергеевич – человек не публичный. Естественно, это исходит из его психологического типа и та установка, которую он пытается проводить — «за нас говорят наши дела», она, на мой взгляд, ошибочна. Дела говорить не могут, если не озвучивать соответствующим образом. Игнорирование связи формы и содержания не играет на руку политика.

Возможно, в тиши кабинетов кипит обсуждение, вырисовываются какие-то планы. Но не секрет, что с инвестициями у нас, мягко выражаясь, очень большие проблемы.

Единственное, что наиболее заметно в городе – это подготовка инфраструктуры к грядущему Чемпионату мира – стоится мост и завершилось строительство многострадального стадиона. Но, я не думаю, что это заслуга градоначальника. Скорее это была острая необходимость, но не его инициатива.

В городском хозяйстве Санкт-Петербурга, благодаря снова малоснежной зиме и отсутствию морозов, всё более-менее спокойно. Хотя и немало прорывов труб.

Статус и позиционирование Полтавченко за прошедший год не изменилось. Он как был губернатором с определённым набором функций, так им и остался. С его подачи ничего яркого, сногсшибательного и любопытного за это время в городе не произошло. Но и протестной активности тоже, впрочем, не наблюдается.

Дмитрий ФЕТИСОВ

Политический консультант, директор консалтингового агентства «NPR Group»

Глава Чебоксар Алексей Ладыков определённо может записать уходящий год себе в актив. Дистанцирование от политических конфликтов, да и вообще от политической деятельности позволяют Алексею Ладыкову формировать имидж мэра-хозяйственника, собственно, что и требуется от главы муниципалитета.

Сама федеральная повестка в этом году оказалась благоприятной для мэра. После того как президент в своем Послании Федеральному Собранию подчеркнул важность тем благоустройства и повышения качества городской среды, эту тему активно подхватила и стала внедрять в повестку «Единая Россия». Алексей Ладыков прекрасно разбирается в вопросе, и именно при его руководстве Чебоксары стали считаться одним из самых благоустроенных городов России. Поэтому весь год Алексей Ладыков, работающий в данном направлении, фактически действовал в рамках федерального тренда.

Примечательным фактом уходящего года стало и то, что мэр стал чаще общаться с жителями напрямую. Это позволяет ему получать полноценную обратную связь от жителей города и быть в курсе проблем горожан. А также показывает, что Алексей Ладыков прекрасно чувствует запросы общества и соответствует трендам, которые задает федеральный центр.

И, наверное, не случайно это умение улавливать тренды, задаваемые федеральным центром, а также репутация главы города, как успешного хозяйственника, эффективно справляющегося со своими обязанностями, ведут к тому, что всё чаще и чаще звучат разговоры о том, что Алексей Ладыков может претендовать на дальнейший рост, возможно, на федеральном уровне.

Юрий БОРИСОВ

Политолог, член Общественной палаты города Владимира

Для города Владимира уходящий 2017-й в целом был спокойным и позитивным. Наконец введена Лыбедская магистраль, ставшая альтернативой центральным улицам Дворянской, Большой Московской и Большой Нижегородской; готовится к вводу новая школа в микрорайоне 8-ЮЗ; активно реализовывался проект «Городская среда», позволивший благоустроить десятки дворов и несколько скверов.

Конечно, как в любом другом городе, были и проблемы, но они не были критичными. В экономической и общественно-политической сферах властям Владимира удалось соблюсти баланс. Например, представители оппозиции — от Явлинского до Удальцова — во время визитов смогли встретиться и пообщаться со своими владимирскими сторонниками. Важной для понимания будущего города была дискуссия, вызванная предложениями КБ «Стрелка» по потенциальному благоустройству центра Владимира. Обмен мнениями столичных урбанистов и местных экспертов позволил иначе взглянуть на привычные городские пространства.

Впереди у городской власти новые вызовы, в частности, связанные с развитием дорожной инфраструктуры — проектированием и строительством Рпенского проезда, расширением улицы Чапаева, продлением Октябрьского проспекта до улицы Дворянской.

Юрий БАРБАРУК

Философ, младший научный сотрудник Магаданского института экономики (Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики)

Конец года для муниципальной власти ознаменовался выходом на первый план социально значимой темы – строительства новой школы в Третьем микрорайоне. Казалось бы, идея возведения первой за 30 лет новой школы в областном центре должна была бы быть принята на «ура» всеми жителями города, но нет: проявления узкогруппового социального эгоизма жителей нескольких близлежащих домов позволили мэру весь декабрь получать массовую поддержку горожан в ходе запущенного Общественной палатой города Магадана общественного обсуждения этой темы.

Именно тема новой школы позволила по-настоящему консолидировать все конструктивные общественно-политические силы столицы Колымы, вытолкнув противников мэра из магаданского штаба одного из радикальных российских оппозиционеров в общественную изоляцию. Чётко и ясно о необходимости строительства новой школы заявил губернатор Магаданской области В.П. Печеный, тем самым недвусмысленно поддержав Юрия Гришана. Градоначальник смог заручиться поддержкой региональных отделений всех парламентских политических партий. Полным провалом закончился организованный внесистемной оппозицией в начале декабря митинг под лозунгами отставки градоначальника и возврата прямых выборов мэра. Горожане в очередной раз проигнорировали данную акцию, тем самым признав, что оголтелая, ничем не подкреплённая оппозиционная пропаганда не востребована местным сообществом.

Таким образом, гиперактивность магаданской оппозиции, которую можно было наблюдать в соцсетях в ноябре-декабре, дала прямо противоположный результат – позиции мэра Ю. Гришана стали интенсивно укрепляться. Власть консолидировалась и в вертикальном измерении, а это важный результат накануне большого события начала 2018 года — президентских выборов.

Другие итоги уходящего года для мэра также весьма неплохи: бюджет города исполнен на «отлично», улучшилось качество управления долговыми обязательствами, сэкономленные средства пошли на социальные программы и благоустройство. Полностью выполнен план благоустроительных работ, предусмотренных на 2017 год. С начала года запущены и отлично себя зарекомендовали, были очень хорошо восприняты населением новые проекты по открытости муниципалитета – «Открытый Магадан», «Народный контроль», «Открытый бюджет».

Антон ЧАБЛИН

Политолог, журналист, обозреватель интернет-изданий «Открытая газета», «Кавказ пост» и «Свободная пресса» (г. Ставрополь)

Мэр Ставрополя Андрей Джатдоев в 2017 году окончательно оформился в роли политического тяжеловеса. Это главный для него итог уходящего периода. Сегодня он конкурирует, если не на равных выступает, с главой региона Владимиром Владимировым и не скрывает губернаторских амбиций. В прошлом году об этом не говорили. В этом – тенденция явно прослеживается.

Поворотной точкой, на мой взгляд, в формировании нового статуса Джатдоева, стало 240-летие Ставрополя, в процессе подготовки к которому градоначальнику было многое подчинено. И праздник удался. Город получил персональное поздравление Владимира Путина, который прислал поздравительную телеграмму. На торжества собрались главы всех регионов СКФО. Пришли и федеральные деньги. Перед празднованием в Ставрополь приезжал Вагит Алекперов. Для Джатдоева было очень важным символическим шагом — привлечь сюда первых лиц. И он приложил к этому основные усилия и позиционировал этот факт как свою личную заслугу.

Скоро будет 6 лет, как Джатдоев управляет городом. Поэтому понятно его желание попасть в историю, естественно, в более высоком статусе. Деньги он, конечно, смог привлечь в республику немалые.

Но у жителей вызывает серьёзный вопрос, почему бюджетные средства облекались перед празднованием юбилея во внебюджетный вид. Например, все знают, что Лукойл вложил деньги в реконструкцию центральной части города, а позже в ходе расследования журналистов выяснилось, что существенную часть из этой суммы вложил бюджет, что не афишировалось. Таким образом, обосновывались огромные траты на помпезный приём различных дорогих гостей. Часть денег была потрачена, скажем так, не очень прозрачно. Эффективность этих трат вызвала сомнение общественности. Но в конечном итоге это сыграло на повышение политического имиджа Джатдоева. А в политике все средства хороши.

В общем, с одной стороны, город преобразился. Во главу угла было поставлено благоустройство: памятники, фонтаны, пешеходные зоны. Но при этом ряд серьёзных проблем так и не был решён – стал заметнее контраст между обшарпанными окраинами и отремонтированным центром города. Конечно, у жителей это вызывает вопросы.

При этом у Джатдоева не самые лучшие отношения с губернатором края. Единственная политическая сила, с которой в этом году у Джатдоева были прекрасные отношения – это городская Дума. Она была избрана ещё в прошлом году и таким образом, что там не оказалось оппозиции. И в этом году местный парламент свою задачу выполнил на 100% — ни одного вопроса по деятельности администрации, по обоснованности бюджетных средств, тратам на благоустройство. Теперь администрация и Дума живут душа в душу. Но при этом вопросы задаёт прокуратура города. В частности, по прозрачности госзкупок, подрядов.

Интересуется деятельностью мэра и Контрольно-счётная краевая палата, недавняя проверка которой расходования средств в муниципальном предприятии «Теплосеть» завершилась сменой руководителя. Это только маленький штришок.

Следующий год для Джатдоева, думаю, будет не такой радужный, как уходящий. Бравировать прошедшим юбилеем на региональном и федеральном уровне уже не получится. Всё. Отпраздновали, отгуляли. Теперь столько денег никто не даст. А проблем осталось много! Да и шесть лет «мэрства» накладывает отпечаток. Чувствуется усталость градоначальника. Если за столько лет проблемы не были решены, не думаю, что он вдруг прозреет и начнёт заниматься окраинами.

Наталья БАЛЫНСКАЯ

Политолог, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления и управления персоналом Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова

Мэр Магнитогорска Сергей Бердников за год проявил себя противоречиво. С одной стороны, в городе (если оценивать с точки зрения обывателя, простого горожанина) поддерживается чистота: убираются улицы, вовремя отремонтировали большое количество дорог, это замечено и оценено.

С другой стороны, если присмотреться к проводимой политике более пристально, возникает ряд вопросов, которые остаются без ответа. Так, например, совершенно неясны мотивы, по которым были сделаны, очевидно, большие финансовые вливания в строительство парка напротив администрации. Освещение, облагораживание территории – всё это красиво и, наверное, делается для комфорта горожан. Однако есть ли уверенность, что на эту территорию придёт малый бизнес, чтобы привлечь народ в этот парк? Будут ли хоть как-то окупаться вложенные финансы? Пока яркие фонари освещают пустынное место, в то время, как в городе хватает участков, ждущих освещения…

Неясным остаётся и вопрос взаимоотношений главы с местным бизнес-сообществом. Почему отказали бизнесу в проведении митинга? Ведь и митинг бизнес собирался проводить не просто так, а в ситуации, когда с главой не нашли общий язык. Не лучше ли было выслушать представителей бизнеса? Ситуация осложняется тем, что комментариев в официальном информационном пространстве нет. А где нет чёткой информации, рождаются слухи и сплетни, которые вряд ли приносят власти очки.

Пожалуй, самым проблемным остаётся отсутствие внятной стратегии в отношении оттока молодежи из города. 30% выпускников остаётся в городе, 70% — уезжают. Это тревожная тенденция. От главы по-прежнему ждут действий в решении этой проблемы.

Антон ВАСИЛЬЕВ

Юрист, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Алтайского государственного университета

Глава администрации Барнаула Сергей Иванович Дугин заметно укрепил свои позиции после единого дня голосования 10 сентября 2017 года. Муниципальный список кандидатов на выборы депутатов в Барнаульскую городскую Думу от партии «Единая Россия», возглавляемый барнаульским градоначальником, одержал уверенную победу. Список набрал 49% голосов избирателей. Благодаря чему, с учётом одномандатных округов, партия власти получила 31 мандат депутатов из 40. Таким образом, деятельность Дугина на посту главы администрации Барнаула приобрела достаточный уровень легитимности в виде поддержки большинства горожан. Высокое доверие избирателей стало веской причиной в назначении Сергея Дугина на пост главы города Барнаула по итогам конкурса. 30 депутатов высказалось в поддержку кандидатуры Дугина. Серьёзных политических конкурентов у мэра Барнаула не оказалось.

Нельзя не отметить достижения барнаульского мэра на ниве благоустройства города и в развитии проекта «Барнаул горнозаводской город». В юбилей Алтайского края в старой части города была открыта пешеходная улица на так называемом «барнаульском Арбате», достойно были проведены праздничные мероприятия.

Заметна активность Сергея Дугина в привлечении инвестиций в Барнаул, строительстве новых промышленных объектов. Ведутся переговоры о размещении на территории Барнаула новых инновационных предприятий. Так, свою заинтересованность выразили представители машиностроения — «Алтайский завод самоходных машин «ПРОГРЕСС» и «Алтайский завод автотракторного спецоборудования». Вполне возможным является создание машиностроительного кластера в Барнауле.

Среди политических экспертов бытует мнение, что глава Барнаула имеет достаточный вес в региональной политической и экономической элите, пользуется поддержкой руководства Алтайского края.

С другой стороны, имеет место проблема зависимости С.И. Дугина от руководства региона, его способность принимать самостоятельные решения. В течение года, те или иные самостоятельные решения С.И. Дугина вызывали как сомнения среди общественности, так и критику губернатора края. Так, неоднозначное отношение вызвали такие вопросы, как место размещения полигона для твёрдых бытовых отходов, а также вырубка старых деревьев в центральной части города. В каждом из случаев заметен бюрократический подход к решению управленческих задач без учёта общественного мнения.

Определённую напряжённость вызывала тема высокой явки на досрочном голосовании на муниципальных выборах депутатов в Барнаульскую городскую Думу. Однако, нарушений не было выявлено и итоги голосования были признаны действительными.

Продолжение следует ...

Последние новости