В минувший вторник депутаты нижней палаты российского парламента приняли во втором и окончательном чтении поправки к федеральному закону «О рекламе». Новый документ позволит российским телеканалам отводить под рекламные блоки, демонстрируемые в эфире не 9 минут, как это было ранее, а на 33% больше времени. Проще говоря, отныне продолжительность рекламного блока на ТВ составит цельных 12 минут. Авторами этой законодательной инициативы стали депутаты от фракции «Единая Россия» Марина Мукабенова и Антон Горелкин. Позднее соавторами документа стали еще три парламентария. Сам проект был внесен на рассмотрение Думы 6 июля. То есть, все два чтения он прошел довольно стремительно.
Ждем программ уровня Sci-Fi, НВО и Fox?
Примечательно, что сами законодатели видят в принятых поправках сплошной позитив. По их мнению, изменение допустимой продолжительности рекламного блока позволит отечественным телеканалам нарастить объемы предложения рекламодателям, что немного стабилизирует цены на медиарынке – ведь в последние годы они росли завидными темпами. Об это ранее уже говорили топ-менеджеры крупных рекламных компаний. Даже Национальный рекламный альянс, который был учрежден телевещателями для урегулирования этого сегмента рынка, минувшей осенью давал прогноз на 20-процентное удорожание рекламы на ТВ.
Теперь же у двух десятков федеральных каналов с принятием нового закона ожидается примерно 8-процентный прирост рекламного инвентаря, считают эксперты. Также отмечается, что в России до сегодняшнего дня фиксировался один из самых жестких в мире рекламных лимитов для телевидения. По словам телевещателей, которые, вероятно, и лоббировали принятие этого закона, увеличение продолжительности рекламных блоков подведет российское телевидение к европейским нормам. Более того, они утверждают, что закон будет полезен и простым зрителям – ведь, если каналы начнут зарабатывать больше, они смогут предложить аудитории контент более высокого качества.
Любимые передачи превратятся во вставки между рекламой?
Вообще, серьезных поводов для беспокойства у российского телезрителя быть, казалось бы, не должно. Ведь общую суточную продолжительность рекламы новый закон никак не затрагивает – она остается на прежнем уровне и не может превышать 216 минут в сутки. Проще говоря, общее суточное количество рекламных роликов не увеличится.
Но в действительности дела обстоят немного иначе. Стоит понимать, что, зарабатывая на показе рекламы, каналы четко выстраивают сетку вещания. Надо ли рассказывать, что показ рекламного ролика в перерыве рейтинговой телепередачи обходится рекламодателю значительно дороже, чем демонстрация того же рекламного контента в 4 часа утра или в 2 часа дня по будням, когда аудитория канала снижается в разы. То есть, в обозримом будущем российский телезритель столкнется с весьма неприятной для него ситуацией, когда рейтинговые программы в прайм-тайм будут набиты 12-минутными рекламными блоками, прерываясь на них по нескольку раз за трансляцию. Все, ведь, хорошо понимают, что в часы, когда у экранов телевизора практически никто не сидит, показывать рекламу каналам попросту невыгодно.
Разговор же о качестве контента, и вовсе, не хочется заводить. Не нужно ломать голову и быть медиаэкспертом, чтобы заметить, качество контента в российском эфире повышается лишь после того, как западные каналы снижают ценники на отработанные франшизы, иногда перестраиваться в лучшую сторону российские каналы заставляет отток аудитории. Никаких других факторов, ведущих к пути наверх, мы, к сожалению, заметить не можем.