В перечне поручений премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, составленном по итогам обсуждения в нижней палате парламента отчета о результатах работы в 2016 году правительства страны, значится, в частности, следующий пункт: «Минтруду России (М. А.Топилину), Минфину России (А. Г.Силуанову), Минэкономразвития России (М. С.Орешкину) подготовить проект федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения и внести его в Правительство РФ».
Выступая в Госдуме в апреле с отчетом о работе правительства РФ, Медведев заявил, что в ближайшие несколько лет МРОТ будет повышен до уровня прожиточного минимума работающего человека.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории страны и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Эта норма действует с 1 февраля 2002 года, но российские власти уже 15 лет не могут выравнять эти две величины. Складывается парадоксальная ситуация, когда люди могут зарабатывать меньше, чем необходимо для существования.
Комментируя поручение Медведева о подготовке законопроекта относительно повышения МРОТ и доведения его до размера прожиточного минимума, депутат Оренбургского Заксобрания (фракция КПРФ) Максим Амелин назвал его «точечной мерой», которая не изменит общей картины. По его словам, увеличение будет давить на бизнес и из-за этого рабочие могут лишиться части премий и иных денежных выплат.
Ранее эксперты даже предполагали, что повышение МРОТ приведет лишь к росту безработицы, так как у людей, имеющих низкую зарплату, будет совсем другая альтернатива: остаться без работы вообще.
1 июля текущего года МРОТ будет повышен до 7 тыс. 800 рублей. Отметим, что ранее в социальном блоке правительства РФ настаивали на куда более существенном увеличении. Профильный зампред правительства Ольга Голодец заявляла, что показатель должен быть увеличен с нового года на 17% и составить 8,8 тыс. рублей. Что касается Минтруда, то поставленная ранее ведомством задача вывести к 2020 году минимальный размер оплаты труда на уровень прожиточного минимума для трудоспособных граждан остается актуальной. Пока же размер МРОТ достиг лишь 70% от прожиточного минимума.
Ранее во время обсуждения в Госдуме в Минтруда выступил с идеей регионализации МРОТ, суть которой заключалась во введении дифференцированного МРОТ для каждого региона. Свое предложение ведомство объясняло тем, что в настоящее время прожиточный минимум в каждом регионе разный.
Впрочем, как сообщила накануне Ольга Голодец, правительство отказалось от идеи регионализации. По ее словам, в законопроекте, который разработают в кабмине по поручению премьера, речь будет идти о федеральном МРОТ, который должен быть приближен к федеральному прожиточному минимуму.
Вице-премьер также отметила, что пока все вопросы вокруг законопроекта о повышении МРОТ не решены. В частности, по ее словам, представители сторон работодателей и работников в рамках Российской трехсторонней комиссии при правительстве пока не договорились относительно того, какими темпами он должен повышаться.
Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов считает, что от повышения МРОТ до прожиточного минимума выиграют и бюджет, и экономика, и работники. Он отмечает, что человек с зарплатой ниже прожиточного минимума не может быть финансово самостоятельным, в связи с чем государство вынуждено выделять дотации на таких работников, что создает дополнительную нагрузку на бюджет. При этом повышение минимальной зарплаты способствует росту уровня экономической самостоятельности, позволяет легализовать расходы компаний на зарплату, а также повысить доходы внебюджетных фондов, поскольку их доходы зависят не только от тарифов (страховых взносов), но и от размера фонда оплаты труда. Легализация этих отношений будет способствовать росту и доходной базы бюджета в части налога на доходы физических лиц, заключил он.