Предложение Минфина заключается в разделении льгот по госпрограммам и оценивании их эффективности. Налоговые расходы ведомство предлагает оценивать в два этапа. На первом этапе будет определяться цель госпрограммы, а на втором – оцениваться ее эффективность.
В 2017 году затраты на льготы составили 2,5 трлн. рублей, что составляет 2,6% ВВП. Большая часть льгот (85%) выделена с целью поддержания экономики. На здравоохранение приходится 12%, на соцполитику - 3%. Лидирует по льготам среди налогов НДС (1,2 трлн. рублей в текущем году), среди отраслей — нефтяная с показателем более 500 млрд. рублей.
В 2014 году потери бюджета из-за налоговых льгот составляли 2,19 трлн. рублей, в прошлом году — 2,4, а к концу десятилетия, по прогнозам Минфина, они возрастут до 2,8 трлн. рублей.
Выпадающие из-за льгот доходы практически не отличаются от расходов, но в настоящее время они не учитываются в бюджете. Как отмечают в Минфине, льготы необходимо не только распределять по госпрограммам, но и оценивать их эффективность и размер на регулярной основе.
О «наведении порядка» в системе налоговых льгот Минфин говорит уже не первый год. Ранее с требованием увеличить адресность льгот и упразднить те из них, которые продемонстрировали свою неэффективность, выступил президент РФ Владимир Путин.
В конце июня в распоряжении СМИ оказалась межведомственная переписка Минфина, Минэкономразвития, «Опоры России» и сенатора Игоря Фомина. В ней обсуждался вопрос возвращения малому бизнесу утраченной им с начала этого года налоговой льготы. Речь идет о пониженной до 20% ставке страховых взносов в Пенсионный фонд, установленной для части малого бизнеса, которая работает на упрощенной системе налогообложения.