Национальный рейтинг мэров (январь-март, 2019) - часть 1

Региональное измерение российской внутриполитической повестки последние недели было заполнено ожиданиями массовых губернаторских отставок, и не так давно эти ожидания стали оправдываться. Это явление получило название «губернаторопад», хотя никаким «падом» в данном случае и не пахнет.

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за январь-март 2019 года.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Реклама на веке

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Павел САЛИН

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Речь идет о плановой ротации губернаторского корпуса, которая со времен введения единого дня голосования уже много лет проходит в два этапа – осенью и весной, и эти этапы являются запланированными и предопределенными – интрига лишь в конкретных фамилиях.

А вот на уровне мэров региональных столиц такой предопределенности и запланированности не существует, там ротация до недавнего времени носила менее системный характер. При этом в последние месяцы именно среди глав региональных столиц наблюдался настоящий «мэропад», неожиданный и на первый взгляд хаотичный, который был обойден вниманием СМИ. С конца прошлого года минимум восемь мэров были отправлены в отставку, причем пятеро – с середины февраля по середину марта, когда политический класс и СМИ были полностью поглощены обсуждением циркулировавших списков губернаторов «на вылет».

При этом если отставки трех глав региональных столиц в конце прошлого года имеют прозрачное объяснение (двое градоначальников в Белгороде и Челябинске ушли на повышение в область, один, в Смоленске, проиграл оппонентами аппаратную схватку), то «мэропад» февраля-марта – вряд ли. Однако определенная закономерность в этих кадровых решениях все же наблюдается. Как минимум в одном регионе весенний «мэропад» стал закономерным продолжением осеннего «губернаторопада» — в Липецкой области осенью сменился глава, который, видимо, теперь «зачищает» и муниципальный уровень под свои нужды (похожий кейс произошел и в Курганской области, которая тоже получила осенью нового губернатора, но там он формально не затронул мэра, а Главу города). Однако в Бурятии, Тамбовской и Еврейской автономной областях главы сменились в 2015-2017 гг. Что симптоматично, покинувшие свои посты руководители областных столиц заняли свои должности примерно в то же время (Тамбов, Биробиджан), при этом двое из трех отставников (Тамбовская и ЕАО) – пришли в мэрии из областного правительства. Таким образом, для них это стало вариантом эвакуации после прихода нового губернатора, а все трое подавших в отставку мэров входили в команды предыдущих губернаторов, им удалось пролонгировать свою мэрскую карьеру еще на несколько лет при новой власти.

Однако всех подавших в отставку в феврале-марте мэров объединяет одно (кроме экс-главы столицы Чукотки, где нынешний губернатор и ушедший в отставку мэр давно работали в тандеме, но этот регион всегда держался особняком) – они входили в команды предшественников нынешних глав регионов, просто кто-то вынужден покинуть мэрский пост через 4-5 месяцев после назначения нового врио губернатора, а кто-то – через 2-3 года. Скорее всего, это свидетельствует о том, что местное самоуправление, по крайней мере, в региональных столицах, все больше встраивается в единую «вертикаль» власти и является продолжением губернаторской. Другими словами, как выразился в своей статье минувшей осенью глава Конституционного суда Валерий Зорькин, «органы местного самоуправления по своей природе являются лишь нижним, локальным звеном публичной власти в Российской Федерации». Следовательно, не нашедшим общего языка с новым губернатором представителям местной элиты найти убежище в органах власти областной столицы, как это часто случалось раньше, если не совсем невозможно, то в условиях распространения «вертикали» и на муниципальный уровень стало гораздо сложнее.

Светлана РАЗВОРОТНЕВА

Общественный деятель, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Член Центрального Совета Всероссийского Совета местного самоуправления

Рейтинги мэров в глазах граждан в январе-марте 2018-2019 годов во многом определялись состоянием коммунального хозяйства. Вообще отопительный сезон в России ежегодно является серьезным испытанием не только для работников коммунального комплекса, но и для представителей власти всех уровней. Для органов местного самоуправления проблемы ЖКХ вообще являются критичными – ведь, в соответствии с 131 Федеральным законом, именно органы МСУ отвечают за бесперебойное снабжение граждан теплом, водой, газом и электричеством. При этом состояние местных бюджетов не всегда позволяет выполнять эти обязанности в полном объеме. Инвесторы в сферу ЖКХ также не торопятся вкладывать средства.

Результатом является общее старение коммунальной инфраструктуры и участившиеся случаи аварий на сетях. Прошедшая зима на такие аварии выдалась особенно урожайной. 29 ноября 380 жилых домов, 16 детских садов, семь школ и три больницы остались без отопления в Биробиджане, где накануне произошла очередная авария на теплотрассе. Причем это была уже пятая авария с начала отопительного сезона. В феврале массовые аварии на тепло и водосетях привели к тому, что горячей водой были залиты несколько улиц Томска, целый ряд домов, школа и два садика надолго остались без воды.

Осень-зима в Самаре ознаменовалась 7 коммунальными авариями, крупные аварии на сетях отмечались также в Сызрани и Тольятти. В феврале почти сутки провел без тепла 142 квартирный дом в Якутске. В Новосибирске 29 ноября остались без тепла жители 54 жилых домов. 11 января в этом же городе жертвами коммунальной аварии стали еще 74 дома. Список можно продолжать. Следует отметить, что мэр только одного города из перечисленного списка ушел в отставку. Речь идет о мэре Биробиджана. Неизвестно, явились ли проблемы в коммунальной сфере главной причиной ухода градоначальника, однако они, несомненно, внесли определенный вклад в принятие решения об отставке. В остальных случаях чрезвычайные события, по-видимому, были признаны не виной, а бедой местных властей. Так ли это на самом деле и что реально могут сделать местные власти для предотвращения коммунальных аварий? При всей ограниченности местных бюджетов коммунальная инфраструктура столичных городов являются достаточно привлекательной для инвесторов, готовых вложиться в её модернизацию.

Главное условие успеха — планомерная и последовательная работа, минимизация коррупционной составляющей, при которой концессионные соглашения заключаются на странных условиях с «темными лошадками», которые не торопятся выполнять свои обязательства. Особенно хороший эффект достигается в тех случаях, когда местные власти работают рука об руку с региональными властями. Так, как это происходит в Перми, Екатеринбурге, Тамбове, Волгограде. Зачастую привлечение инвестиций тормозится заниженными тарифами на коммунальные ресурсы. Известно, что инвесторы редко заключают концессионные соглашения в сфере теплоснабжения там, где цена за гигакалорию ниже 2000 рублей. При этом у органов местного самоуправления есть право принять дополнительную надбавку сверх тарифа, установленного в регионы. Однако используют это право немногие, опасаясь политических последствий. Яркий пример – попытка мэра г. Новосибирска зимой 2017 поднять тариф на тепло (в Новосибирске он существенно ниже, чем в соседних регионах). Однако это решение немедленно привело к уличным протестам.

Вторым трендом зимы 2018-2019 стала борьба с сосульками и сугробами на городских улицах. Особенно ярко она проходила на фоне избирательной кампании мэра г. Санкт-Петербурга. Безусловно, травмы от падающих с крыши льдин – это всегда чрезвычайная ситуация. Однако снежная зима и работа оппозиции превратили проблему из коммунальной в политическую. Ярким PR-ходом стало появление на стенах лозунгов «Беглов – УБИРАЙся». Попытки исполняющего обязанности градоначальника принять экстренные меры и вывести на улицы для уборки снега бюджетников также были многими встречены без понимания. Таким образом, снег загнал будущего кандидата в мэры в неприятную ловушку, хотя, очевидно, что Беглов всего лишь пытался расчистить те проблемы, которые достались ему от предшественников.

Нечищеные тротуары являются проблемой для многих крупных городов. Тем приятнее отметить, что кое-кто уже научился с ними бороться. Так, Москва, испытывавшая в прошлом году серьезные проблемы с уборкой снега, особенно во дворах, в нынешнем сезоне сделала необходимые выводы и не позволила снегопадам парализовать жизнь города. Успех борьбы со снегом заключается не только в величине бюджета, но и в системной работе. Так, например, в городе Перми в штате мэрии работает целая служба так называемых «квартальных», которые проводят непрерывную проверку работы управляющих организаций, ТСЖ и юридических лиц-собственников земельных участков на предмет качественной уборки. Помогают им в этом многочисленные помощники-общественники. Все это приводит к тому, что проблемы с уборкой улиц и крыш в Перми практически отсутствуют.

Дмитрий ФЕТИСОВ

Политический консультант. Директор консалтингового агентства «NPR Group»

В последнее время в институте мэров происходят значительные трансформации. Всё чаще главы городов уходят от статуса «ничего не решающих замов губернаторов», превращаются в полноценные политические фигуры, претендующие иногда и на губернаторские должности. Пока эта тенденция не стала массовой, но подобные изменения наблюдаются всё чаще и чаще.

В современных условиях от главы города в сфере управления городским хозяйством зависит не так много. Администрации городов де-факто находятся в прямом подчинении областных властей, не имея каких-либо серьезных полномочий и финансовых инструментов. И превращение отдельных мэров в самостоятельных фигур — это очень интересная тенденция. Кремль заинтересован в региональных менеджерах, способных успешно решать задачи по социально-экономическому развитию своих территорий в условиях ограниченности ресурсов. На фоне такой тенденции Кремль может присмотреться к отдельным главам городов, показавшим задатки эффективных управленцев и обладающих навыками публичных политиков, и начать рассматривать их уже в качестве потенциальных глав регионов. Но необходимо отметить, что многое зависит от того, как эти главы областных центров выстроят своё позиционирование, чтобы убедить Кремль в своем управленческом потенциале при претензиях на более серьезную должность.

Сергей МАРКОВ

Политолог, генеральный директор Института политических исследований

Массовое сложение своих полномочий мэрами крупных российских городов – не является тенденцией как таковой, присущей корпусу мэров. Мне видится, что после большой замены руководителей регионального уровня на технократов, в администрации президента задумали спуститься на этаж ниже и опробовать эту схему на мэрах. Поэтому градоначальники, которые пишут заявления, уходят не сами, а как в старом царском анекдоте: «прошу уволить меня по собственному желанию, но, если можно, то оставить».

А большой шум и проявление упорства в борьбе за нагретое собой кресло, как, например, в Смоленске, говорит нам лишь о том, что опытные политические игроки заранее таким образом готовятся к своим будущим избирательным кампаниям разного уровня, зарабатывая дивиденды, и увеличивая шансы на победу.

Не исключено, например, что вернутся прямые выборы мэров, потому что есть совершенно очевидный запрос, чтобы население влияло на разного рода начальников. Именно поэтому были возвращены прямые выборы губернаторов. Хотя, в отличие от губернаторов, единого закона о выборах мэра, как мы помним, нет. Но постепенно прямые выборы реальных мэров будут возвращаться в противовес выбором мэров «нереальных», как был Евгений Ройзман* в Екатеринбурге — без полномочий.

Сегодняшняя система губернатора и его «карманного» мэра плоха отсутствием конкуренции, значит, меньшим влиянием избирателей и большими возможностями сговоров и коррупционных схем. Центральная власть сегодня во многом утратила контрольные функции. Ими, по идее, должна обладать партия Единая Россия. Но сегодня она с трудом выживает и является весьма закосневшей структурой, чему пример – печальная история с «Росгеологией». Партия, которая должна отслеживать такие негативные тенденции, делать это не способна. ОНФ забюрократизирован. Депутаты от ЕР тоже фактически назначаются губернаторами, создавая элитные коалиции.

Против коррупции во власти поможет только частое перетряхивание колоды. Начальство должно чаще меняться. Лучше невыборные два срока – чем выборные – но без ограничения сроков. Губернатор – не больше двух сроков, мэр – не больше двух. Главное, чтобы приходили новые люди и перетряхивали схемы!

Андрей МИРОНОВ

Политолог. Политтехнолог. Президент Фонда Изучения электоральной политики

Прежде, чем оценивать работу мэров и отношение к ним населения, нужно понять какую роль сейчас играет должность мэра в жизни людей. После отмены прямых выборов мэра, городской глава превращается в номинальную фигуру, которая назначается губернатором.

Понятно, что это делается при помощи депутатского корпуса, но сам депутатский корпус в регионах в основном формируется региональными лидерами, так уж устроена система. Естественно, мэрами становятся люди, которых выбирают губернаторы. Поэтому оценка деятельности мэра сегодня напрямую связана с деятельностью руководителя региона.

На мой взгляд, попытки систематизировать достижения и вообще деятельность мэров — это пустая трата времени по одной простой причине. Мэр, в первую очередь, — хозяйственник? Существуют нормативные акты, штатные расписания, уставы города по которым он работает. Если перечислять то, что выполняет или не выполняет мэр — получится большая таблица.

Есть гораздо более простой способ определения эффективности работы — губернатора (а, значит, и мэра), чем, кстати, сейчас и занимается администрация президента: в основе рейтинга – замер протестных настроений. Все взаимосвязано: если у вас плохие дороги, если у вас большие цены на ЖКХ, если у вас ветхие фонды не обновляются – естественно, это вызывает недовольство. Если вы выйдете на улицу и проведёте нормальный опрос — как люди относятся к мэру, то вы получите либо негативный, либо позитивный ответ, который и позволит дать оценку эффективности работы городского руководства. Никогда население, если оно довольно мэром, а именно, довольно своими дорогами, платёжками ЖКХ, обновлением жилого фонда, такое население никогда не проявит негативного отношения к мэру.

В последнее время мы больше наблюдали недовольство граждан, и оно может продолжиться. И, хотя позитивные моменты стараешься подмечать, но больше запоминается плохое. Этой зимой бросались в глаза негативные примеры работы губернатора-мэра многих регионов. Весна безжалостно открывает такие яркие примеры удручающей «деятельности» властей, как состояние дорог, митинги в этой связи и тому подобные негативные метки. Яркий пример такой «заваленной» работы — Волгоград, город миллионник, а находится в ужасном состоянии, я бы даже сказал ужасающем.

Поэтому на выборах в сентябре вполне может повториться то, что произошло в Приморье, во Владимирской области, Хабаровском крае. Прямое голосование определит рейтинг или антирейтинг порядка полутора десятков губернаторов. Думаю, что и работа мэров, будет на этих выборах тоже будет оцениваться — положительно или негативно, и будет влиять на голоса в пользу того или иного кандидата в губернаторы.

Если уж мы перешли на систему мэров, зависящих от губернаторов, думаю, нужно выборы строить не через муниципальный фильтр, а прямым голосованием. Потому что муниципальный фильтр уже доказал свою неэффективность, в первую очередь, отсечением людей, в регионе популярных. Поэтому представляется оптимальным возврат к схеме, когда губернатор выбирается, и дабы избежать контр между мэром и губернатором, сам назначает руководителей городов. Плохо назначил — на следующий срок не выберут. Хорошо назначил – руководи дальше.

Первая группа рейтинга

Национальный рейтинг мэров (январь-март, 2019) - часть 1

Ильсур Метшин (Казань) не смог удержать место единоличного лидера, на которое его поставили в прошлом исследовании эксперты «Национального рейтинга».

Тяжелейшие травмы, которые получила пожилая женщина от падения наледи с крыши дома, существенно подпортили оценки мэра и репутацию казанских коммунальных служб. Свою лепту в данном случае внесли и просочившиеся в СМИ обвинения дирекции парков Казани в том, что её сотрудники якобы требовали откат за проведение детского праздника.

Президент Татарстана во время годового отчёта мэра, с неудовольствием напомнил руководству города о большом количестве жалоб бизнесменов на существующие в муниципалитете административные барьеры. Впрочем, сам по себе отчёт большинство экспертов посчитали вполне удачным.

Мечта, которую озвучил Ильсур Метшин на встрече со студентами, сделать проезд в Казани бесплатным, не могла не вызвать умиления молодежной аудитории. Эксперты же в этой связи указали на протесты многих горожан против периодических повышений стоимости пользования общественным транспортом. Мечты мэра, в данном случае, слишком очевидно расходятся с политикой проводимой мэрией.

В рассматриваемый период так же была достаточно широко представлена и положительная информация. Упоминалось, например, выделение на ремонт казанских детских садов 5 млрд. рублей. Финансирование благоустройства общественных пространств по сравнению с предыдущим годом будет увеличено на 212 млн. рублей. Впервые капитальный ремонт в Казани удастся провести без привлечения средств республиканского бюджета. Индекс промышленного производства здесь существенно превзошел показатели, как по России, так и по Татарстану. При этом более 200 детских садов работают в Казани без капитального ремонта уже более полувека. Наблюдатели отмечают некоторое уменьшение запланированных ранее объемов ремонта и то, что, например, на приведение в порядок школ и дошкольных заведений при существующих темпах потребуется более двух десятилетий.

Доброжелательно были восприняты результаты начала реализации пилотного проекта по раздельному сбору мусора. По имеющейся информации вывоз ТБО из города удалось существенно уменьшить.

Однако, в целом, позиции Ильсура Метшина в «Национальном рейтинге» ухудшились: он потерял в исследовании две позиции, хотя и вошёл в итоге в «тройку призёров».

Городские службы не справились с мартовским снегопадом, обрушившимся на Ханты-Мансийск. Однако принимая во внимание масштабы стихийного бедствия (якобы был побит 126-летний рекорд по количеству выпавших осадков), большинство экспертов не спешили обвинять во всех смертных грехах Максима Ряшина. Тем не менее, именно последствия снегопада несколько ухудшили положение градоначальника в «Национальном рейтинге». В остальном его работа получала достаточно высокие оценки. Отчет мэра о проделанной работе депутаты городской думы приняли единогласно. Максима Ряшина переизбрали в региональный политсовет «Единой России». Финансово-экономические показатели городского хозяйства позитивны. Уровень безработицы в Ханты-Мансийске один из самых низких в стране. Городской бюджет имеет социальную направленность. В отличие от многих других городов, население которых сокращается и стареет, для Ханты-Мансийска характерен динамичный рост и большое число жителей активного трудоспособного возраста.

Кроме того наблюдатели отмечали качественную работу по сносу аварийного и ветхого жилья, проводимую в городе, а так же начало возведения четырех новых школ. Привлекла внимание программа автоматизации градостроительной деятельности, которая будет окончательно введена в действие в этом году.

Одобряются планы создания в городе инклюзивного парка и работа по включению данного проекта в федеральную программу по строительству объектов благоустройства.

В Ханты-Мансийске высокий, по сравнению с большинством других городов, уровень муниципальных дотаций школьного питания. Положительный резонанс получило заявление Максима Ряшина о необходимости расширить список льготников и о том, что школьное меню должно быть общим для всех категорий учащихся.

Тем не менее, рассматриваемый период был закончен городскими властями на минорной ноте, что нашло своё отражение в «Национальном рейтинге».

Положение Ивана Кононенко (Салехард) в «Национальном рейтинге» ухудшилось.

Драка главного редактора одной из местных газет и местного же бизнесмена, по мнению некоторых СМИ, может бросить тень и на репутацию мэра Салехарда. Драка эта якобы закончилась вымогательством у бизнесмена денег. Вымогательство это, в свою очередь, якобы организовал помощник мэра. Большинство экспертов исследования достаточно настороженно восприняли подобную трактовку, так как во всем случившемся слишком много белых пятен. Однако история получилась шумная и в любом случае для мэра неприятная.

Среди негатива — представление прокуратуры, потребовавшей расселить дом, который признавался аварийным ещё в советское время. В итоге только после «пинка» силовиков мэрия приступила к решению данного вопроса.

Данные опроса о доверии жителей к руководителям МСУ, опубликованные на сайте регионального правительства, вызвали двоякую реакцию экспертов. С одной стороны, по сравнению с другими главами муниципалитетов, результаты Ивана Кононенко оказались скромными. В то же время, доверие 65% населения – объективно очень хороший результат для мэров большинства городов России. Хотя для электронных голосований не характерен высокий уровень достоверности.

К положительной информации относятся планы реализации в Салехарде проекта «умный город», начало работы по благоустройству в нынешнем году сразу нескольких общественных пространств. Полностью одобряется продолжение «борьбы» мэрии с местными септиками и замена их на централизованную канализацию.

Часть экспертов «Национального рейтинга» сомневаются в том, что Ивану Кононенко удалось наладить прочные доверительные отношения с новым главой региона. Между тем именно эта тема является сегодня для мэра определяющей. Другое дело, что часть экспертов не считает пока Дмитрия Артюхова вполне самостоятельной фигурой, способной самостоятельно затеять ротацию руководства Салехарда.

Положение в рейтинге Евгения Первышова (Краснодар) не претерпело серьезных изменений, хотя в рассматриваемый период город столкнулся с очевидными проблемами с вывозом мусора. Однако многие эксперты сделали оговорку, что у муниципалитета нет никаких реальных рычагов воздействия на работу регионального оператора. Мэру остается только апеллировать к вышестоящим властям, обращая внимание на плохую работу последнего. В результате городу пришлось из своего бюджета выделять 50 млн. рублей, чтобы как-то нормализовать ситуацию.

Отчет Евгения Первышова о проделанной в прошлом году работе положительно оценили депутаты различных уровней, а так же представители региональной власти. Однако глава региона на докладе не присутствовал. Это обстоятельство насторожило некоторых экспертов.

На инвестиционном форуме в Сочи мэр представил проект новой ТЭЦ, которая будет сооружаться в Краснодаре. Инженерные коммуникации города, как это сплошь и рядом бывает, старые, однако их удается поддерживать в рабочем состоянии. В этой связи экспертами особенно хорошо было воспринято заявление Евгения Первышова о развитии существующих и создании новых инженерных сетей. Минувшая теплая зима с малым количеством аварий и уменьшением количества подтоплений в проблемных микрорайонах так же сыграла в пользу мэра.

Хорошее впечатление произвела новость о самой масштабной в истории города закупке новых трамваев.

Положительный резонанс вызвали планы мэрии увеличить площадь исторической части Краснодара. Этот проект уже привел к отказу застройщика от возведения многоэтажного здания в центре города. С другой стороны происшедший снос нескольких исторических зданий вызвал протест.

Некоторые эксперты подчеркивают, что достаточно давно в мэрии не случались коррупционные скандалы, а те, которые были зафиксированы ранее, были связаны с чиновниками из предыдущей команды.

Проект единой 39-ти километровой набережной, так же произвел должное впечатление. Некоторое недовольство вызвал только длительный, по мнению отдельных наблюдателей, срок реализации проекта – ждать набережную придется 10 лет.

Желание мэра ввести по московским образцам «вафельную разметку», напротив, привело к почти единодушному неприятию. Бюджет города по признанию самого Евгения Первышова перенапряжен и далек от оптимальных кондиций, хотя в прошлом году он впервые за пять лет чуть-чуть «не дотянулся» до бездефицитного.

Как утверждают отдельные эксперты, происходит стабилизация отношений между мэром и командой губернатора. По их словам, ушла в прошлое практика острой критики со стороны главы региона им же назначенного мэра. В тоже время отношения с городскими депутатами стали более прохладными. Сказывается ожидание новых выборов с грядущим уменьшением количества мандатов. Депутатский корпус в этой связи возбужден сильнее, чем обычно.

В нынешний год Магнитогорск и, соответственно, его мэр Сергей Бердников, вошли на трагической ноте. Взрыв, произошедший 31 декабря в многоэтажном доме, унёс 39 жизней. До сих пор нет точного понимания, что явилось причиной случившегося. Добавила напряженности в городе рассылка писем, сообщающих о предстоящих терактах. Эксперты отмечали целый ряд накладок, допущенных властями разного уровня при ликвидации последствий взрыва, в основном, накладок информационного характера. При этом особых претензий к действиям в возникшей ситуации собственно муниципальных служб и лично Сергея Бердникова большинство наблюдателей не высказывали, полагая, что причина возникающих коллизий находилась явно не в его компетенции. Более того, ряд экспертов отмечали оперативность и четкость действий городской власти по следам трагедии.

Резонансное задержание главы одного из городских районов Ивана Крылова тоже не особенно навредило репутации мэра. Дело в том, что по версии силовиков чиновник совершал свои противоправные деяния задолго до того, как Сергей Бердников занял свой пост. Кроме того, в рассматриваемый период завершилось следствие о другом корыстном преступлении, связанном с деятельностью муниципального детского центра «Апельсин». Руководство и сотрудники центра обвиняются в мошенничестве и служебном подлоге. На этот раз период преступной деятельности захватил так же и период работы нынешнего мэра. Поэтому он вполне логично получил представление силовиков, потребовавших от него устранить условия для возможного повторения подобных преступлений.

Если говорить об отрицательных оценках, некоторые эксперты обвиняют Сергея Бердникова в продолжающихся необоснованных увольнениях.

В остальном в рассматриваемый период доминировала положительная информация, касающаяся работы мэра и городской администрации. Неоднократно подчеркивалась хорошая уборка города муниципальными службами, развитие общественного электротранспорта, высокий уровень финансовых поступлений в городскую казну, выделение в этом году из бюджетов различного уровня более 400 млн. рублей на ремонт городских дорог, предстоящий ремонт Драматического театра, активное строительство Магнитогорска и особенно частных домовладений.

Успешно прошедшая в городе Зимняя Универсиада, высокая оценка, данная городским властям Владимиром Путиным, определили положительный тренд в «Национальном рейтинге» Сергея Ерёмина (Красноярск). Отмечаемые экспертами недостатки, в данном случае, не сыграли решающей роли. В частности, иронию вызвала рекомендация сотрудникам муниципальных учреждений поддерживать лайками позитивную информацию об Универсиаде. Некоторые наблюдатели утверждали, что в проделанной властями работе имелся элемент «потемкинской деревни». Так, для достижения должного благообразия и показного улучшения экологической обстановки, частным домохозяйствам на время якобы было запрещено использовать для отопления бурый уголь и дрова. Недостатки городской инфраструктуры тоже давали себя знать.

По словам самого мэра, среди городских проблем ключевой является вывоз мусора. При этом все полномочия находятся у краевых властей. В отношениях с которыми, к неудовольствию некоторых экспертов, городская администрация абсолютно бессильна и несамостоятельна. Отличной новостью является запланированная в этом году сдача в Красноярске семи детских садов. К визиту Владимира Путина город изрядно «вылизали». Мэр обещал, что и в дальнейшем уровень поддержания чистоты в Красноярске повысится, по сравнению с «доуниверсиадскими» временами. В результате большинство экспертных оценок были для Сергея Ерёмина благоприятными.

Положительная динамика в «Национальном рейтинге» нового мэра Оренбурга Дмитрия Кулагина только отчасти объясняется существенным ухудшением положения других градоначальников. В принципе, большинство экспертов всегда оценивали работу городской администрации достаточно высоко (периодически ссылаясь, например, на ситуацию в соседнем Челябинске или упоминая первый бездефицитный бюджет, которого удалось добиться в прошлом году). Тем не менее, проблемы с силовиками предыдущего мэра, Евгения Арапова, привели, начиная с августа прошлого года к резкому провалу представителя Оренбурга в таблицах исследования. На этом фоне появление на посту Дмитрия Кулагина воспринято, как прекращение времени политической нестабильности в мэрии и возращения к нормальной работе. С другой стороны, ключевую роль в продвижении Дмитрия Кулагина сыграл ушедший в отставку Юрий Берг и в этой связи нельзя уверенно сказать, что отношения нового главы и мэра обойдутся без коллизий. Тем более что уже сейчас Дмитрий Кулагин начал выступать за большую финансовую самостоятельность муниципалитета. Данный посыл экспертам понравился, но гарантий, что такой же благоприятной будет реакция нового губернатора, никто дать не может.

Главным событием городской жизни Липецка явилось заявление об отставке, поданное мэром города Сергеем Ивановым. При этом Сергей Вячеславович до 30 марта формально продолжает оставаться мэром, хотя и находится в отпуске. Поэтому именно он продолжает фигурировать в настоящем «Национальном рейтинге», тем более что практически весь рассматриваемый период именно он возглавлял городскую администрацию.

Добровольный уход Сергея Иванова оказался для экспертов и ожидаемым, и неожиданным одновременно. Было известно о попытке нового губернатора Игоря Артамонова сместить мэра административного центра области. Ряд экспертов сообщали, что причиной этого являлись не только предвыборные резоны, но и подозрения мэра в губернаторских амбициях.

Сам Сергей Иванов озвучил предложение губернатора, так же публично отказавшись покидать свой пост. По большому счёту, тем самым мэр бросил прямой вызов региональному главе. Учитывая немалый потенциал муниципальной власти Липецка, а так же открытую поддержку Сергея Иванова некоторыми представителями липецких элит, многие посчитали весьма вероятным грядущее затяжное противостояние городского и областного лидеров.

Часть экспертов полагает, что причина быстрой ликвидации не успевшего разгореться конфликта, заключена в энергичном вмешательстве федерального центра. Не менее интересной представляется позиция, что слабость мэра была предопределена безразличием к его судьбе со стороны НМЛК.

В целом, работу уходящего мэра эксперты «Национального рейтинга» оценивали без восторга, но как вполне качественную. Смена его произошла по чисто политическим основаниям. Однако моментальное поражение в едва наметившемся противостоянии липецких элит, продемонстрировало их подчиненность и несамостоятельность по отношению к губернатору, не говоря уже о более высоких этажах власти. Все это, волей-неволей нанесло по имиджу городской администрации удар. Вне зависимости от того, какая фигура в будущем займёт кресло мэра. В настоящий момент среди кандидатов на эту должность экспертами наиболее часто упоминается руководитель холдинга «Трио» Евгения Уваркина.

Ольга ВОРОНИНА

Журналист, предприниматель, генеральный директор сайта «ПАРК72» (г. Тюмень)

Год 2019-й для главы начался с того, что он принял на себя удар по областным проблемам. Все дело в том, что реакция на «мусорную реформу» была неожиданной. И разобраться в проблеме предложили Общественной палате города. А значит, и глава должен был быть рядом и, что называется, «разруливать» ситуацию. Он вполне серьезно выдерживал нападки на него и старался помочь разобраться в «мусорной реформе». В Тюмени проходило не всё так гладко — граждане с начала года провели несколько сходов, где просили выйти к ним и пообщаться губернатора Тюменской области Александра Моора. Но он не пришёл к тюменцам ни на один митинг. Руслану Кухаруку пришлось взять на себя ряд функций, которые должны были выполнять областные чиновники, вопрос усложнялся ещё тем фактором, что ряд ответственных лиц за «мусорную ипотеку» были на «зимних каникулах», то есть в разъездах. Он серьезно относился к возникшей проблеме, но многие его предложения заместитель губернатора Вячеслав Вахрин попросту отклонил. Реакция не заставила себя долго ждать — жители возмущались и организовывали новые митинги.

Также Руслан Кухарук активно стал продвигать тему благоустройства города. И то, что Агентство стратегических инициатив выбрало проект благоустройства озера Алебашево, это его заслуга: он ездил в Сочи и поднял тему экологической проблемы на озере. Сейчас у ряда областных чиновников не будет повода не заниматься этим вопросом. О проекте рассказали всем, а именно о создании там природной зоны для комфортного отдыха граждан, ведь этот объект каждые выходные посещают сотни тюменцев. Данный проект уже находится под контролем Владимира Путина.

Активно с января стал продвигаться проект «Тюмень — наш дом», это сайт администрации г. Тюмени, где каждый горожанин может извлечь для себя нужную информацию или пожаловаться на проблему, которая будет оперативно решена городскими службами. Количество обращений стало в разы больше. Ведутся переговоры о мобильном приложении, и глава города лично контролирует все. Неслучайно он ездил в Калугу и делился опытом, как выстраивать работу таких ресурсов, как вести диалог с жителями, ведь такие проекты будут обязательны для всех городов.

Тюменский мэр находит время для неформальных встреч. Так, к примеру, он приехал недавно в школу № 27 и общался с учениками кружка по моделированию. В общем, везде, где происходят городские события, неважно — масштабные или будничные, можно встретить Руслана Кухарука.

Георгий ФЁДОРОВ

Политический и общественный деятель, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект»

Позитивным штрихом в деятельности московской власти за последнее время для меня стала смена сфер влияния некоторых лиц команды Сергея Собянина. Анастасия Ракова перешла с темы внутренней политики на другое направление, что не может не радовать, потому что ее методы управления внутренней политикой были абсолютно авторитарны. Надеюсь, новое руководство будет более чутко прислушиваться к мнению жителей столицы в общественно-политических делах.

Но в целом в московских реалиях позитивной динамики нет: местное самоуправление сворачивается, находится фактически в кастрированном состоянии. Власти продвигают волюнтаристскими методами решения по плотной застройке жилых районов, по расширению автомобильных парковок и увеличению платы за них.

Горожан это всё очень раздражают. В целом сегодня протест существует, хотя и не общемосковский, а локальный: Кунцево, Останкино. Протестные настроения здесь преобладают, люди выходят защищать свои права.

Поэтому выборы в Мосгордуму, которые пройдут в сентябре этого года, могут показать неожиданные результаты, могут отразить отрицательную динамику настроений в отношении мэра Москвы. И, если появится альтернатива Собянину, не горлопан какой-нибудь, то мэру придётся подвинуться.

Но пока повода для оптимизма в этой связи нет. Не потому, что нет возможности выбора, а из-за того, что оппозиция сегодня очень разрозненна, погрязла в интригах, мощного оппозиционного фронта нет.

Всеволод ЧАПЛИН

Священник Русской Православной Церкви, протоиерей. Член Общественной палаты РФ (2009-2017 гг.)

Москва сегодня функционирует лучше, чем до Сергея Собянина. Особенно заметно развитие транспорта. И пробок стало меньше, и, в общем, инфраструктура города в порядке.

Можно поспорить на счёт плитки, я вижу, как она плохо пережила зиму. Некоторые гораздо более старые покрытия переживают минус гораздо лучше! Всё-таки нужно помнить слова Бродского: «На улице, чай, не Франция!».

Но, хочу отметить, что я дружу со многими московскими чиновниками. В большинстве своём, московские чиновники достаточно неплохие люди, они гораздо более доброжелательны, чем принято считать.

Но есть одна большая проблема – коммерческое жулье. Во многих местах города вдруг вырастают огромные здания. Иногда вместо исторических памятников или вопреки протесту местных жителей. В марте ко мне за помощью обратились люди из Кунцево, которые выступают против строительства большого жилищного комплекса компании ПИК рядом со своими жилыми домами. К сожалению, политизированные общественные движения, которые остервенело борются со строительством храмов, подчас не замечают вот этого элитного жулья, а также огромного количества ресторанов и магазинов, которые вырастают недалеко от жилых домов. Самое удивительное, что всё эти новые здания, особенно элитные корпуса, часто стоят полупустые. Насколько я знаю, строительный бизнес сегодня переживает не лучшие времена, за арендаторами арендодатели города сейчас бегают. И очень важно, чтобы решение по строительству новых крупных офисных и жилых зданий обсуждались бы с населением города. Не только с местными жителями, а со всей организованной общественностью – нужно вернуться к идее полноценного генплана, когда общественность города принимала бы участие в обсуждении того – а нужно ли нам большое количество элитных комплексов, где их строить, заполнятся ли эти здания?

Нужно иметь в виду и вот что – люди в неволе не размножаются. Самый лучший способ убить демографию — исполнить мечту господина Кудрина и переселить всю Россию в несколько крупных агломераций. И стремиться будут прежде всего в Москву. Сейчас в Подмосковье можно увидеть чудовищные новые микрорайоны, в которых вплотную друг к другу стоят десять или более 30-этажных домов. Между ними маленькие дворики, нет инфраструктуры. Я с ужасом представляю себе, как эта масса людей, а жить в таком микрорайоне может, по идее, тысяч 10-20 народу, то есть целый город, перемещается утром на работу в Москву, а вечером – с работы.

Мне больше нравится идея «размосквичивания» Юрия Крупнова, специалиста по демографии. Если дать возможность иметь собственный дом и работать удаленно, а это могут люди самых разных профессий, и это улучшит демографическую ситуацию, и даст возможность жить нормально.

Строительное лобби в Москве очень сильное. Но я надеюсь, что и мэр, и вышестоящие инстанции от его влияния будут избавляться. Что-то мне подсказывает, что перед выборами в Мосгордуму влиятельность этого лобби может сильно измениться. Тем более, оно и само переживает не лучшие времена: об этом говорят тёмные окна небоскребов по вечерам – либо квадратные метры плохо распродаются, либо люди. Город должен развиваться, не исходя из аппетитов застройщиков, а исходя из самоощущения людей. А диалог между властью и обществом в Москве нуждается в оживлении и систематизации.

Дмитрий СОЛОННИКОВ

Политолог, директор Института современного государственного развития (г. Санкт-Петербург)

Картина происходящего сегодня в Санкт-Петербурге складывается сразу из нескольких направлений. Во-первых, мы сегодня видим активные действия Александра Дмитриевича Беглова в кадровой политике. Как новый руководитель Санкт-Петербурга он действительно подбирает под себя новую команду, отличающуюся несколькими особенностями. Привлекаются люди, имеющие богатый опыт федерального управления и связанные с федеральным центром. Это важно для города, так как город собирается активно включаться в федеральную повестку и привлекать федеральные инвестиции развития важных городских объектов инфраструктуры и промышленности. С другой стороны, это молодёжь, которая должна привести новый взгляд в развитие Петербурга, как-то соответствовать новым тенденциям, новым взглядам на развитие экономики и промышленности. Обновление команды происходит планово и постепенно. Это не попытка с плеча рубить все головы из предыдущей команды, нет, там действует принцип, что нет плохих людей – есть управленцы не на своем месте. И постепенно идёт выстраивание новой команды. Идёт реструктуризация администрации. Если при Георгии Сергеевиче Полтавченко целый ряд экономических блоков был растащен по нескольким комитетам, то сейчас их собирают в один кулак.

Зимой Беглов столкнулся с бюджетом, сформированным предыдущей командой, в расчете на теплую зиму. До середины февраля в городе была сложная ситуация с уборкой снега. Но разобравшись, в том числе, и подручными средствами, и с помощью бюджетников, и личным примером, трудный месяц власти достойно пережили, и после середины февраля никаких катаклизмов уже не было. Спекуляции некоторых телеграмм-каналов о большом числе жертв снежной стихии в Санкт-Петербурге действительности не соответствуют. Паника тех нескольких недель прошла.

Стоит заметить, что если Георгий Полтавченко пришел в город при, в общем, позитивной экономической конъюнктуре – в 2011 году, когда вся страна выходила из первой волны кризиса, восстанавливался рост экономики, когда все считали, что последующие несколько лет надо будет заниматься правильным перераспределением финансовых потоков, никакого прорыва, никакой серьезной борьбы не нужно было, то сейчас совершенно иная ситуация. Город стоит перед интереснейшими вызовами, как и вся страна. И в этой ситуации должна быть другая структура управления городом. Именно её перестройкой занимается Беглов. Идёт сбор в единое целое экономического блока, сбор в единое целое, раньше разрозненного, блока внутренней политики, постановка над ними сильных фигур управленцев, которым глава города, безусловно, доверяет.

Важным для петербуржцев, конечно же, оказалось активное личное вмешательство Александра Дмитриевича в целый ряд насущных проблем города. Он появляется в тех местах, где нужно «здесь и сейчас» решить вопросы, и решает их. Ему не нужен для этого вице-губернатор, который разбирается в городском хозяйстве и понимает что такое «теплотрасса». Он сам прекрасно разбирается в тонкостях устройства жизни мегаполиса и не нуждается в прослойке между собой и системой городского хозяйства. Таким образом, целый ряд вопросов он оперативно закрывает.

Многолетняя проблема с Метростроем, с неосвоением денег и невыплатой зарплаты работникам сдвинулась с мертвой точки. Перед Новым годом большая задолженность была погашена и разбирательство продолжается. Беглов лично решает вопросы обманутых дольщиков, и как бы сложно ни было говорить с людьми, попавшими в тяжелую ситуацию, поставлена задача в этом году 85 % обманутых дольщиков обеспечить жильем, а остальным предоставить квартиры — в следующем.

Оперативное участие Беглова в судьбе закона о запрете хостелов в жилых помещениях без сомнения спасло Санкт-Петербург накануне туристического сезона от больших потерь. Закон наносил удар по экономике Санкт-Петербурга как одного из самых популярных туристических центров нашей страны и мог обрушить целый основополагающий пласт городской экономики. Александр Дмитриевич не мог этого допустить, его личные контакты с сенатором от Санкт-Петербурга, спикером верхней палаты Валентиной Матвиенко помогли отложить принятие угрожающего городу чудовищным уроном закона.

Публичность, острые заявления, непосредственно личное вмешательство во многие сложные процессы – это новая форма работы, которую привнес в образ градоначальника северной столицы Александр Беглов, новое лицо городской власти, которое контрастирует со стилем предыдущего главы Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.

Анатолий КОРНЕЕВ

Политолог, член Союза Журналистов России (г. Ханты-Мансийск)

В Ханты-Мансийске, на мой взгляд, эффективно отлажена система взаимодействия власти и общества. Общественное мнение изучается через многочисленные фокус-группы, при обсуждении городских проблем на краудсорсинговой площадке «Мы вместе!», на заседаниях общественных советов, на ежегодном Городском собрании и учитывается в повседневной и перспективной работе органов местного самоуправления.

Мэр города Ханты-Мансийска Максим Ряшин не боится выносить проблемные вопросы на всеобщее обсуждение. Отмечу, к примеру, что городские проекты «Обеспечение эффективной «обратной связи» и «Укрепление межнационального мира и согласия» признаны лучшими в Югре.

Оценивать просто, поскольку управленческий стиль мэра известен каждому горожанину – он жестко требует со своих подчиненных исполнения их обязанностей и безусловной реализации озвученных населению планов: «Каждый из вас отвечает за конкретный участок работы, и отвечать за него вы должны в полном объеме, вплоть до самой незначительной, на первый взгляд, мелочи». Этого он добивается от всех структур местной администрации.

В Ханты-Мансийске успешно реализуется программа сноса аварийного и ветхого жилья, которая, кстати, всегда обсуждается на Городском собрании с приглашением ветеранов, общественников и активистов. В конце прошлого года снесен последний двухэтажный дом с печным отоплением. Таких домов было двадцать один. Всего в прошлом году снесено более тридцати домов по этой программе. 810 семей смогли улучшить свои жилищные условия в 2018 году. Утверждена программа и на предстоящие три года, по которой 620 семей обретут новое жилье, а 70 аварийных и ветхих домов будет снесено.

Эффективно выстроил Максим Ряшин и взаимодействие с региональными властями и потенциальными инвесторами. Наиболее плодотворно идет сотрудничество с ПАО «Газпромнефть», соглашение с которым предусматривает направление средств на финансирование социально значимых проектов более 1 миллиарда рублей в течение трех лет. А всего в Ханты-Мансийске реализуется почти сорок инвестпроектов.

В этом году начнется строительство четырех новых школ. Три из них – с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Кстати, в прошлом году впервые в России в Ханты-Мансийске заключены концессионные соглашения по строительству двух школ.

На мой взгляд, Максиму Ряшину удалось выстроить эффективные отношения с региональными и федеральными органами власти. Особенно это заметно в том, как привлекается в местный бюджет дополнительное финансирование. Так на решение актуальных проблем в реализации программы сноса аварийного и ветхого жилья из регионального бюджета будет привлечено более 200 миллионов рублей на приобретение жилья для граждан сносимых домов. А всего в бюджет города из регионального бюджета дополнительно будет выделено 560 миллионов рублей.

После посещения Ханты-Мансийска заместителем председателя Правительства РФ Виталием Мутко новый импульс получила программа «Формирование комфортной городской среды». Министерству строительства и ЖКХ поручено рассмотреть возможность прямого участия в финансировании трех городских проектов в размере 2,5 млрд. рублей в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

Кроме того, Виталий Мутко дал высокую оценку городской системе коммунального хозяйства и поручил Министерству строительства РФ провести совещание в Ханты-Мансийске по заимствованию лучших практик управления системой ЖКХ на примере нашего города.

И еще один пример хотел бы добавить. В День защитника Отечества в Ханты-Мансийске прошла уже IV патриотическая акция «Экстремальный снегоходный пробег к слиянию Иртыша и Оби». С каждым годом эта акция набирает все большее количество участников, в этом году их стало уже 270. К акции подключились жители Москвы, Новороссийска, Нижневартовска и Сургута, а также гости Международного кинофестиваля «Дух огня» из Польши, Чехии и Греции.

Вывод очевиден – мэр города и его команда работают в интересах горожан. Причем, работают в ежедневном напряженном ритме, вызывая уважение и благодарность у жителей Ханты-Мансийска.

Дмитрий НЕЧАЕВ

Политолог, глава Института политического анализа и стратегии, заведующий кафедрой социологии, политологии и гуманитарных дисциплин Воронежского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Белгород, как областной центр ЦФО, развивается достаточно динамично. В некоторых вопросах Белгородская область вообще успешнее многих соседей. С точки зрения социального, промышленного и инновационного развития она существенно опережает другие территории Центрального федерального округа.

Успех этот во многом определяют правильные кадровые решения. Поэтому весной губернатор Евгений Савченко произвел очередную ротацию — в городской власти, исходя из поставленных им более высоких результатов работы региона. Константин Полежаев, проработавший мэром Белгорода один срок, стал заместителем губернатора по ЖКХ, а Юрий Галдун именно с этой должности перемещён на городское хозяйство областного центра.

Думаю, перед ним ставят задачи ещё более ускоренного развития белгородской столицы.

Вообще, на мой взгляд, на примере Белгородской области мы наблюдаем самую объективную и оптимальную кадровую политику. Эта подтверждает та же история «племянника Евгения Савченко», которого пророчили в градоначальники, но этого не произошло. Губернатор укрепляет муниципальную власть сильными кадрами и сегодняшняя замена не только логичная, но и принесет свои позитивные плоды.

Тимур ХАЛИЛОВ

Политолог, заместитель главного редактора научного журнала «Историческая и социально-образовательная мысль» (г. Краснодар)

Деятельность главы Краснодара Евгения Первышова за первые месяцы 2019 года может быть описана в достаточно нейтральной тональности. Данной оценке способствовали два события.

Первым важным кейсом является снос нескольких домов в квартале от мэрии Краснодара. Эти дома экспертами в области исторического наследия признаны ценными. Инвестор считает, что его действия законны. Горожане возмущены. Журналисты пишут громкие тексты. Все стороны конфликта ждут реакции местного начальства. Однако внятной позиции муниципальной власти, которая в обычном режиме работает достаточно публично и оперативно, на этот раз не было обозначено. Данный факт вызвал серьезное недовольство в среде городских общественных активистов и пользователей социальных сетей.

Второе событие, заслуживающее внимания — ежегодный отчет главы Краснодара об итогах деятельности городской власти за предыдущий год. 5 марта послушать мэра собрались многие видные политические, бизнес- и общественные деятели. Но на мероприятии не было губернатора Краснодарского края. Отсутствие главы Кубани на публичном отчете мэра Краснодара может свидетельствовать о наличии между ними определенных противоречий управленческого типа. Сам же доклад главы Краснодара носил инфраструктурный характер.

Евгений Первышов отметил важность децентрализации города. В своем выступлении он сказал: «Нам нужны новые территории притяжения. Промышленные зоны, технопарки, относительно небольшие территории для развития предприятий малого бизнеса. Причем в разных частях Краснодара. И не только в полях за городом. Необходимо планировать развитие так, чтобы жители могли выбрать жилье неподалеку от работы».

Доклад мэра Краснодара прошел в формате презентации Стива Джобса. Это не могло не обрадовать молодое поколение жителей столицы Кубани. Вместе с тем, отчет о деятельности Евгения Первышова не получил столь однозначно положительных оценок в высших политических кругах региона, которые по своим ценностным ориентациям более консервативно ориентированы.

Антон ЧАБЛИН

Политолог, журналист. Обозреватель «Свободная пресса» (Москва)

За январь-март 2019 года публичная активность главы администрации Ставрополя, на мой взгляд, сильно снизилась. В прошлом году Андрей Джатдоев в публичной политике был представлен гораздо ярче. В этом году есть ощущение, что мэр стал больше аппаратным игроком. Навскидку за первые три месяца невозможно припомнить каких-то значимых и интересных инвестиционных проектов, которых он бы публично проводил и представлял, каких-то мероприятий, серьёзных, крупных, где бы он засветился.

С чем это связано — определить сложно. Возможно, что нет информационных поводов. А, может быть, это результат договорённости с губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым, которому в сентябре этого года предстоят выборы. Возможно, «молчание» Джатдоева, если это договорённость, не должно перебивать имиджевую составляющую губернатора на фоне избирательной гонки. Все крупные проекты Ставрополя, например, анонсированное на днях строительство крупной автодороги «Ставрополь-Михайловск», реконструкция стадиона «Динамо», строительство медицинских учреждений, все эти городские проекты продвигаются губернатором и ассоциируются с ним же. Мэр в этой ситуации на вторых ролях. Но при этом на городе вообще никак не отразились отставки в областном кабинете, скандалы вокруг губернатора. Из администрации Джатдоева тоже, кстати, периодически уходят люди, к этому все привыкли. За 7 лет работы Джатдоев поменял массу замов, недавно распрощался с очередным. Он постоянно производит ротацию своей команды, в каждом комитете, наверное, уже поменялось по десятку начальников. Думаю, таким способом, во-первых, он устраняет своих потенциальных конкурентов, во-вторых, налаживает какие-то связи, лавирует между группами интересов. Он такой «старый хитрый лис», который не зацементировал команду и сидит с ней 20 лет, а кого-то приближает, потом отдаляет. Такая у него своя политическая стратегия. Позиции его сегодня довольно устойчивы, предпосылок к отставке нет.

Юрий КОЛОМЕЙЦЕВ

Политолог, директор Центра социальных инноваций «Чёрный куб»

Несмотря на то, что сами выборы мэра столицы Сахалина состоятся в сентябре, уже к концу весны комиссия отберет, наверное, двух-трёх кандидатов, за которых будет голосовать уже новый созыв думы. Конечно, с точки зрения здравого смысла, заниматься и избранием мэра, и формированием комиссии по отбору кандидатов должен новый состав думы и избранный руководитель субъекта. Сегодня же получается так, что одни люди отбирают кандидатов, а в сентябре избирать будут уже другие.

На мой взгляд, делается это для минимизации политических рисков. Ситуация на Сахалине неоднозначная. Если по Сергею Надсадину вопросов меньше (он был вероятным «преемником» Кожемяко на посту губернатора поначалу и буквально накануне он заявил СМИ, что пойдет на непрямые выборы мэра), то по Валерию Лимаренко ситуация более неоднозначная, согласно опросам Центра социальных инноваций «Чёрный куб», проведенным в регионе в сентябре, стартовый рейтинг у него в районе 15-20%. Да, сейчас правительство запустит свою социологию, в ходе которой эти рейтинги будут пытаться нарастить, вероятно, через агитработу.

Но доходы у населения в области снижаются, а губернатору ставят в минус его желание достичь некоего технологического прорыва в регионе и все «оцифровать». Идея, конечно, неплохая, только «сытый голодного» пока не убеждает, а значит риски, о которых я сказал, в преддверии выборов губернатора сохраняются. К тому же протестное голосование с губернаторских выборов может перенестись на думские, а это (если мы говорим о будущих непрямых выборах мэра) куда более серьезно.

Поэтому нынешним властям такая подстраховка была нужна. Думаю, что среди кандидатов, отобранных комиссией, будет Надсадин и одна или две известных в регионе персоны с низким аппаратным весом. В основном, как показывает общероссийская практика проведения выборов мэров через комиссию, сама процедура складывается подобным образом. Поэтому считаю: все, что сейчас делается в Южно-Сахалинске направлено на максимальную «отвязку» будущей процедуры избрания мэра от возможных неблагоприятных последствий выборов губернатора и депутатов гордумы.

Илдус ЯРУЛИН

Политолог, директор Института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского государственного университета, руководитель Хабаровского краевого отделения Российского общества политологов (РОП)

Прошедшие полгода на должности мэра Хабаровска можно считать для Сергея Кравчука достаточно спокойным временем, когда ему удалось сконцентрироваться на решении хозяйственных вопросов. Хабаровск стал абсолютным чемпионом в смотре-конкурсе лучших городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить». В разных номинациях краевая столица заработала 11 дипломов. Награды вручены городу за создание условий по поддержке одаренных детей, за работу с гражданским обществом, за меры по снижению неформальной занятости населения, за организацию игровых, спортивных площадок и вовлечение в занятия физической культурой людей с ограниченными возможностями здоровья. Комиссия высоко оценила реализованный проект по строительству мусороперегрузочной станции «Южная», внедрение автоматизированной системы по предоставлению компенсации на оплату коммунальных услуг, строительство станции ультрафиолетового обеззараживания сточных вод. Отношения с региональной властью пока стабильно неплохи. Отлажены деловые взаимоотношения с губернатором Хабаровского края С. И. Фургалом, что позволяет решать имеющиеся проблемы в городском хозяйстве. Пока руководители находят баланс в своих отношениях, которые способствуют решению как назревших и перезревших проблем, так и новых задач. Хотя до полного их решения еще очень далеко. В то же самое время внутри аппарата мэрии отношения между мэром, новыми и прежними руководителями отделов и структур на сегодняшний день еще не оптимизированы. Этому во много способствует продолжающее сопротивление тех группировок в мэрии, которые не хотят снижения своего влияния на процессы принятия решений.

В январе Сергей Кравчук поручил структурным подразделениям администрации снизить расходы на 10%. В марте он пришел к выводу, что это распоряжение исполняется не слишком эффективно, и заявил о планах оптимизировать штатную численность мэрии. Особую пикантность складывающейся ситуации в городе придает то обстоятельство, что предстоящие в сентябре 2019 года выборы депутата Государственной думы будут проходить по округу, который включает в себя как Комсомольск-на-Амуре, так и два округа Хабаровска – Краснофлотский и Железнодорожный. Кроме того, предстоят выборы в Краевую Законодательную думу и Думу города Хабаровска. А поскольку эти выборы будут проходить в условиях снижения и трансформации влияния партий, составляющих основу партийной системы России, мэру Хабаровска С.Кравчуку предстоит держать политический экзамен, от результатов которого будет зависеть его будущее.

Леонид БЛЯХЕР

Политолог, профессор Тихоокеанского государственного университета (г.Хабаровск)

Несмотря на перемену лиц, принципиальной смены власти в Хабаровске не было. Сергей Кравчук – выдвиженец команды прошлого мэра, вице-мэр, который поднялся на одну ступеньку. Городская команда, а значит и политика города, существенно не изменилась.

За всю зиму была одна скандальная история, и то, на мой взгляд, по надуманному поводу – перелета Кравчука во время командировки — бизнес-классом. Но мэры вообще очень редко пользуются «экономом».

Зима в этом году выдалась нетипично тёплой и не принесла проблем городским службам. Политически — насколько все бурно на краевом уровне – настолько всё тихо на уровне города.

Поэтому позициям Сергея Кравчука, на мой взгляд, ничего не угрожает. Онтологически столичная управленческая команда сложилась еще с конца прошлого века, выглядит сегодня солидно и устойчиво, в то время как губернаторский этаж Хабаровского края на фоне городских функционеров наблюдатели пока сравнивают с «ребятами в коротких штанишках».

Андрей РУСАКОВ

Политолог, директор Центра европейско-азиатских исследований (г. Екатеринбург)

Смена сезонов всегда в Екатеринбурге время испытания муниципальной власти. Тут, проще говоря, не до большой политики. Зима переходит в весну с традиционным набором типичных для «миллионников» вопросов – уборка снега, грязь и т.п. Новым здесь является только то, что в Екатеринбурге новый глава Александр Высокинский и значительно обновленный корпус заместителей и глав районных администраций. Объезд территорий в выходной день практически в прямом эфире и с пулом журналистов — тоже новый подход в информационном сопровождении деятельности главы. Естественно, приводить город «в себя» от зимней и весенней грязи можно и без выхода в прямой эфир, но как знать, может, это реально будет иметь эффект. Но как бы там ни было, в пылу текущей действительности проходит и действительно стратегическая работа, уже совместно с губернатором региона Евгением Куйвашевым – обсуждение подготовки города к празднованию 300-летнего юбилея Екатеринбурга. И дело даже не в самой дате, отмечать которую будут в 2023 году. В наших условиях это реальный повод подвести итоги и обсудить стратегические направления развития одного из крупнейших российских городов. Каким будет Екатеринбург в будущие столетия? Достижение общественного и элитного согласия, консолидация всех сил для развития – вот реальный вызов для новой муниципальной власти. И это далеко не только проходящая сейчас дискуссия о строительстве храма Святой Екатерины в центре города. В русле стратегии развития Екатеринбурга и предложение президента России Владимира Путина стать местом проведения Универсиады.

Закрепивший статус главной промышленной выставки России «Иннопром» необходимо дополнять новыми статусными мероприятиями мирового масштаба в других сферах – спорте, культуре, науке. Словом, время ждет перехода от тактики к стратегии. Вновь возникающие сложные вопросы, такие как проходящая сейчас «мусорная реформа», никуда не денутся, и им всегда придется уделять время. Один в поле не воин, и ближайшее будущее покажет смог ли Высокинский сформировать из своих топ-менеджеров работоспособную команду, способную стартовать из весенней распутицы в светлое будущее, облик которого только предстоит обсудить. В данный момент это, судя по ситуации с неожиданным и не особо ясным увольнением вице-мэра по внутренней и информационной политике Анатолия Гагарина, тоже «зона турбулентности». А пока «пристегните ремни», полет продолжается.

Татьяна ДЕНИСОВА

Политолог, политтехнолог, журналист. Член Оренбургского регионального центра политических исследований

Испытание снегом пройдено. Дмитрий Владимирович Кулагин, как человек опытный, правильно реагировал на «погодные колебания» настроений горожан. Впереди испытание паводком и городскими дорогами. Но это текущие проблемы любого российского мэра. Очевидностью является то, что в кабинетах администрации Оренбурга на ключевых постах не замечены люди, которых можно назвать – командой Кулагина.

Назначение первым заместителем Сергея Чуфистова — реальный плюс нового мэра. Объективно выбор был в пользу профессиональных качеств. В областном центре уже чувствовалась разбалансировка. И «правая рука» мэра не лишнее звено. Опыт работы в муниципалитете, знание проблем города все-таки у заместителя выше. Чего не скажешь о назначении Анатолия Киланова заместителем главы Оренбурга по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству. Где система ФСИН и где муниципальное хозяйство? Кулагин невнятно прокомментировал это назначение, и тем более за кадром осталась вся негативная информация о последнем месте работы Киланова. Хотя, что удивляться! Оренбуржье на определенный период стало «кузницей кадров» высшего руководства ФСИН. Правда, мягко говоря, не слишком удачным оказался выпуск. С учетом того, что сфера деятельности у заместителя по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству почти «расстрельная», то и друзья, и враги Кулагина будут пристально следить за любой мелочью. В короткие сроки невозможно отрегулировать механизм, который давным-давно запущен в этой части городского хозяйства. И она часть доходного бизнеса. Будет ли передел? Наивно полагать, что если нашли человека за тридевять земель, то лишь потому, что он всю жизнь мечтал навести порядок в оренбургском городском землепользовании…

Все решит «набережная Урала». Или ее наконец реконструируют (ООО «СКИБ» выполнит гарантийные обязательства и вместо «фигового листа» появится спуск к Уралу) и политические дивиденды получит Кулагин и Киланов, или рикошетом этой «странной строительной истории» могут стать серьезные проблемы для избирательной кампании губернатора субъекта в Оренбурге.

Галина ШЕШУКОВА

Политолог, профессор Оренбургского института (филиала) «Московский государственный юридический университет им О.Е. Кутафина», Руководитель социологического центра «Общественное мнение»

Всем известно, что прежний мэр Оренбурга Евгений Арапов был арестован еще осенью по обвинению в получении взяток. В течение нескольких месяцев он находился под следствием в СИЗО, а сейчас находится под домашним арестом. После некоторого ожидания было принято решение инициировать процедуру избрания нового легитимного мэра. Реакция на это сообщение экс-мэра, находящегося тогда под арестом, была адекватной. Он мог бы опротестовать подобную инициативу городского совета но не стал этого делать, хотя и не признает свою вину.

Было также принято решение о максимально открытом конкурсе на пост главы Оренбурга. И в ответ, что большая редкость – 34 человека подали документы, изъявив желание поучаствоватьв борьбе за кресло градоначальника. При наличии нескольких весомых соперников победил теперь уже бывший вице-губернатор и глава аппарата правительства Оренбургской области Дмитрий Кулагин.

Впрочем, и экспертный опрос, который я в то время проводила, показал, что в случае прямых выборов более 90% экспертов выбрали бы Кулагина.

Новый мэр уже успел пройти испытание снегом. Уборка улиц шла постоянно, в этом году осадков выпало много. Но в целом городская администрация справилась с этим вопросом. И это уже большой плюс Кулагину.

Теперь, ранее остававшийся в тени губернатора Берга, Кулагин стал самостоятельным политиком, которого в новом качестве глава региона- Ю.Берг поддерживал. Мэр заново выстроил структуру городской администрации, изменил сферы ответственности заместителей. Остается теперь наблюдать, как обновлённая структура по управлению городом заработает в интересах жителей Оренбурга.

Александр СКИПЕРСКИХ

Политолог, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета Высшая школа экономики

Отставка Сергея Иванова с поста главы г. Липецка, наверное, является самым крупным событием в политической жизни Липецкой области с момента назначения врио И. Артамонова. Следовавшие до этого отставки в областной администрации и появление новых фигур в окружении врио являлись исключительно техническими практиками, направленными на формирование видимости активного рекрутинга, связывающегося с технократическим мифом самого И. Артамонова.

Бюрократия перемещалась по горизонтали. Из областной администрации – в городскую. Из вице-губернаторов – в советники и т.д. Практически все фигуры, составляющие сегодня окружение И. Артамонова, достаточно известны экспертам и политконсультантам, наблюдающим за текущими процессами в липецкой политике. Дефицит лояльной бюрократии, привезённой врио в Липецкую область извне, не вызывает сомнений. То ли по этой причине, то ли из-за легитимационных эффектов новой властью периодически анонсируется рекрутинг в региональную власть. Впрочем, реальные цифры, говорящие о том, какой у данной инициативы есть feedback, не становятся достоянием экспертов и общественности.

Понятно, что отставка С. Иванова не могла случиться сразу – просто так, моментально, мэров столиц субъектов РФ назначенцы Кремля не могут менять. Пока, на наш взгляд, отставка С. Иванова понимается исключительно на уровне догадок. Отставка липецкого мэра выглядит достаточно сложным событием, воспринимать которое нельзя исключительно в диспозиции И. Артамонов VS С. Иванов. В этом перманентном конфликте участвует гораздо больше акторов, чем на самом деле.

В публичном пространстве активно представляется история о недовольстве И. Артамонова состоянием дел в самом городском хозяйстве, катастрофическом состоянии дел с уборкой города, состоянием дорог и тротуаров областного центра, проблемами ЖКХ. Безусловно, технократический язык преимущественно виртуальной политики нового врио постепенно начинал вступать в очевидное противоречие с реальной ситуацией. Безусловно, имеет смысл увидеть причины недовольства С. Ивановым со стороны врио, наверняка, считающего, что реформы должны проводиться гораздо быстрее, и быть гораздо чётче визуализированы для обычных липчан. Есть ощущение, что в логике врио политические процессы в рамках конкретного политического локуса должны иметь такую же моментальную скорость исполнения и результативность, равно, как в банковском офисе или госкорпорации. В липецкой блогосфере появились метафоры утопания врио в «чернозёме», что он ступил в «трудную землю», которая вряд ли потерпит поверхностного и демагогического отношения к себе. Столичный вкус и некая светскость И. Артамонова периодически перепроверяются в региональном политическом дискурсе симпатиями врио к бадминтону и шахматам, что, безусловно, пока находится весьма далеко от понимания общественности.

Отставка С. Иванова назревала некоторое время, хотя, в итоге, она случилось без какого-либо общественного резонанса и сожаления со стороны общественности. С. Иванов не избирался «снизу», поэтому, дефицит его легитимности не вызывает сомнений. Отставка липецкого мэра значительно ослабляет позицию городского Совета депутатов и его спикера – Игоря Тинькова. Вообще, в подобных аппаратных играх позиция липецких депутатов выглядит не слишком стратегической и просчитанной. Так, незадолго до отставки С. Иванова, казалось бы, липецкий горсовет публично противопоставил себя врио, защитив мэра, но в самый критический момент в стенах горсовета у липецкого мэра уже не нашлось поддержки. Противоречивую позицию липецких депутатов разделила всего одна неделя.

Нет сомнений, что отставка С. Иванова была каким-то образом представлена О. Королёву, иначе у липецкого мэра не мог бы так быстро появиться потенциальный преемник. В качестве преемника называют соучредителя ГК «Трио», депутата Липецкого областного Совета депутатов Евгению Уваркину. В период губернаторства О. Королёва ГК «Трио» пользовалась невероятными преференциями, и, скорее всего, И. Артамонов сегодня понимает, как глубоко данная компания интегрирована в областную экономику. Как-то в дебюте «вхождения» в Липецкую область И. Артамонов признавался, отвечая на вопросы отсутствия интереса к области со стороны инвесторов, что в Липецкой области нет свободной земли. Наверное, вовсе неслучайно, что сегодня именно Е. Уваркина проводит экскурсию для И. Артамонова по сахарному заводу в Ельце по всем законам жанра длинной политической игры.

Есть ощущение, что за столь резкой отставкой липецкого мэра может просматриваться и фактор А. Костомарова – нового вице-губернатора Липецкой области. В функционале чиновника из Подмосковья – проведение предстоящей губернаторской кампании. Если рассматривать данную отставку в перспективе сентябрьских выборов, то именно сейчас стоит задача создать максимально комфортные условия для победы назначенца из Кремля, что предполагает жёсткую зачистку любых источников неопределённости и сомнения. Популярность И. Артамонова у населения Липецкой области сложно назвать высокой, поэтому, зависеть от политиков, которых сложно определить, как исключительно лояльных, было бы слишком опрометчиво. В этом смысле, именно голосование в Липецке могло бы стать для И. Артамонова самым большим сюрпризом. Что касается сельских районов, то, некоторые главы уже не стесняются свидетельствовать о безоговорочной поддержке врио в предстоящей электоральной кампании.

Наверное, у претендента на позицию Главы Липецка из бизнес-среды будет куда больше искушений точно следовать в фарватере политики И. Артамонова. В этом смысле, фигура Е. Уваркиной как претендента вполне естественно вписывается в данную логику.

Владимир СЛАТИНОВ

Политолог, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета

Липецк сегодня находится в режиме ожидания, поскольку Сергей Иванов, проработавший на посту мэра более трех лет, весной фактически ушел со своего поста – сначала в отпуск, но с последующим увольнением.

Долгое управление регионом Олега Королева сформировало серьезные ожидания перемен у жителей областного центра. Поэтому с отставкой Королева, желание сторонников изменений, а больше всего их в Липецке, как в областном центре, только усилилось. К тому же отставка Иванова, как представителя прежней команды, мобилизует электоральный ресурс в пользу новой власти, чего и добивается нынешний руководитель региона Игорь Артамонов.

Мэр региональной столицы – фактически заместитель губернатора по областному центру. Таким «замом» Королева и был Иванов, которого даже прочили в преемники прежнего регионального главы. В этом свете понятно, что Игорь Артамонов, естественно, предпочёл бы видеть в качестве «помощника» по столичному городу своего человека.

Такой «своей» персоной может стать руководитель холдинга «Трио» Евгения Уваркина. Она пользуется доверием Артамонова, хотя была в прекрасных отношениях и с Королевым. Возглавляет крупный местный агрохолдинг. Уваркина удобная для губернатора фигура: с одной стороны, она представляет липецкие элиты, она бизнесвумен и близка Артамонову по типу мышления. С другой стороны, она не принадлежит к тем или иным политическим стратам области, а значит, если предположить, что именно она выиграет конкурсную процедуру, то будет всем обязана только Артамонову.

Подводя итоги работы Сергея Иванова, можно сказать, что он пытался за городом следить. Поэтому наследство достанется новому градоначальнику во вполне удовлетворительном состоянии. Иванову удалось существенно увеличить бюджет Липецка. Он активно решал проблему городского транспорта, успев обновить половину подвижного состава. Пытался заниматься благоустройством: при нем отремонтирован, хотя и с нарушением сроков, стадион «Металлург», обновлён Петровский мост.

Сложнее была ситуация со стройкомплексом – есть и обманутые дольщики, и вообще серьезные претензии к качеству работы строительного сектора. Из обоснованных прет также называют недостаток внимания со стороны Иванова к общественным пространствам и традиционные трудности с вывозом снега зимой. Но, в целом, Иванов был не хуже, чем большинство мэров соседних регионов, и набор претензий к нему вполне стандартен.

Продолжение во второй части статьи...

Оригинал материала:
http://russia-rating.ru/info/15233.html
*
Экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
Кабинет Мэй не будет проводить новый референдум по Brexit Национальный рейтинг мэров (январь-март, 2019) - часть 2