Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021) - часть 1

Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021) - часть 1
Фото: http://russia-rating.ru/
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за январь-март 2021 года.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Реклама на веке
Как разместить

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Дмитрий ЖУРАВЛЁВ

Генеральный директор Института региональных проблем

Пандемийный период только усилил имеющиеся тенденции в работе мэров, как и в любой кризис, более ярко выявились узкие стороны в жизни. Стало ещё более очевидно, что на уровне городов явно не хватает денег. Федеральная власть влила средства. Ситуация показала: если бы они сразу там имелись, было бы намного лучше, например, если бы город располагал достаточным количеством больниц, и они бы функционировали, не надо было бы строить.

Говоря о мэрах, мы всегда понимаем, что есть мэр, возглавляющий городское поселение, муниципалитет – это «несчастный труженик», задач у которого много, а денег априори не хватает. А есть мэр региональной столицы, или какого-нибудь нефтяного города, или просто крупного города, такого, как, например, Балашиха, с огромным промышленным потенциалом. Это – разные истории.

Но и те, и другие оказывают влияние на политику, особенно в предвыборный год. Люди оценивают работу первого мэра по дорогам, магазинам, школам и больницам. А с другой стороны, такие мэры – как громоотвод, потому что всегда можно сказать: ну вот, смотрите, наш мэр виноват, не федеральная, региональная власть, а мэр.

Все ругают сегодня мэров за оптимизацию здравоохранения, и вроде бы обоснованно, но какой у него выбор? Он может починить одну поликлинику нормально или три – плохо. Он выбирает первый путь, потому что, если он плохо починит все три поликлиники, то через год надо будет чинить опять. Эти мэры – хозяйственники с социальным уклоном, как водопроводчик с грязными руками.

С мэрами региональных столиц ситуация другая. Они в большей степени политики, у них ресурсов больше, они на виду – все же меряют регион по региональной столице, поэтому их и губернатор деньгами поддерживает. С другой стороны, на уровне региональных столиц есть вечное соревнование. Региональная столица – это в среднем пол-экономики региона. В результате всякий мэр региональной столицы видит себя губернатором, а всякий губернатор совершенно не желает его там видеть. Поэтому, даже если мэра выдвинул сам губернатор, если это человек из его команды, всё равно некое соревнование между мэром и губернатором всегда существует.

У мэров-политиков цель – укрепить свой авторитет и тем самым укрепить авторитет власти, даже если они представляют оппозиционные партии. Самый простой способ «непровластным» мэрам испортить президентские выборы – завалить работу в регионе.

Поэтому, как ни посмотри, мэры – очень значимый ресурс будущих выборов, причём скорее даже не парламентских, а президентских: все выборы, в том числе ближайшие – это авангардные бои будущих президентских выборов.

Алёна АВГУСТ

Политконсультант, эксперт по коммуникация

Быть мэром в год пандемической реальности и в год больших выборов — не самая завидная доля. Пандемия влияет не только на физиологическое, но и на психологическое состояние людей. Врачи совершенно четко заявляют, что переболевшие буквально впадают в депрессию, а она, как мы знаем очень коварная штука. По оценкам психологов, полгода депрессии дают о себе знать ещё полтора года. А мировой эпидемиологический кризис длится практически год и, надо понимать, что быстро из него не выйти.

Поэтому крайне важным становится умение, о котором я всегда говорю — четко подбирать слова, уметь коммуницировать. От этого в ситуации, когда настроение на грани, зависит восприятие обществом происходящих событий.

К сожалению, многие российские мэры, да и другие чиновники, отличаются не особой аккуратностью в словах и выражениях, что нередко приводит к большим проблемам.

А сейчас нужно быть особенно трепетным к подбору слов. Нужно быть особенно тщательным в подборе инструментов коммуникации.

Кроме того, в этот выборный год нужно ждать сюрпризов от всех политических акторов. Потому что все, кому не лень будут костерить власть на все лады. А власть – это, в том числе и мэр, и ему будет за все «прилетать». Причём, это в большей степени будет сложностью для мэров-новичков.

А мэры-новички далеко не все готовы оправдываться и чувствовать себя виноватыми за то, в чем они не участвовали, отвечать за дела предшественников. Мэры-«старички», в свою

очередь, поопытнее, им легче. Но и для них такой год — тоже очень серьёзное испытание, ведь за годы управленческой деятельности они сами накопили много косяков.

Опять же: нужно быть аккуратнее в предпринимаемых шагах и заранее объяснять их людям, правильно подбирая слова. Мы понимаем, что население у нас эмоциональное, а в год выборов все эмоции и чувствительность обостряются. Поэтому коммуникации становятся чуть ли не главным оружием в работе.

Буквально вчера завершились выборы мэра Якутска. Выиграл с достаточно хорошим результатом кандидат от партии власти. Но мы видим, что на втором месте – представитель Справедливой России, журналист, вдруг захотевший стать мэром, без опыта. Это показывает, что выборы политизированные, выигрывать на них было не просто, но Григорьев, представитель Единой России – смог, на большой личной вовлечённости в кампанию, в свое дело.

Сейчас ещё многим мэрам придётся тянуть на себе и ситуацию, доставшуюся в «наследство», и даже партию. Например, в Уфе, новый мэр Сергей Греков, достаточно успешный, которому сейчас приходится разгребать дела предшественников, принимать многие непопулярные решения. При этом он очень открытый, даже очень демократичный, поддерживает диалог с людьми. Сейчас возглавил местное отделение Единой России, потому что в Уфе выборы, и, как правило, здесь они всегда сложные. Местные выборы совпали с большими выборами – в Госдуму. И мэру придётся разбираться со всем негативом, который в такой ситуации обязательно «всплывет».

Мэры-оппозиционеры, которых у нас не так много, тоже сейчас переживут не самый радужный период: ведь именно они будут препятствием для выигрыша оппозиционных сил. В период нахождения на своём посту они и олицетворяют власть. И если оппозиция у нас всегда выигрывает на постулате о том, что «власть плохая, не сделала то, или это», теперь критики оказываются перед дилеммой — ругать своего или не критиковать эту власть.

Но к власти всегда, традиционно, есть претензии, всегда будут вопросы.

Моя позиция очень четкая — мэр не должен быть лицом политическим. Мэр — это завхоз. У него все в городе должно работать, трубы не должны течь, дома должны блестеть, все должно работать по закону, и люди должны быть счастливы. Счастливы именно от того, что в том городе, где они живут, им комфортно. Мэр должен на одном языке с жителями разговаривать, правильно, достоверно, своевременно обо всем сообщать, вовлекать население в решение вопроса развития городов – это единственная возможная политика. Тогда всем нам будет счастье. Как только это превращается в политику другую, политическую критику губернатора, президента, партий, сталкивания их лбами – вопрос ремонта труб перестаёт решаться – некогда! Некоторые мэры сами загоняют себя в ловушку политики, изрядно хайпуя на этих вопросах, но не становясь хозяйственниками. Вопросы не решаются, накапливаются, градус недовольства растёт, все это принимает политический окрас, а политика, по мнению многих людей, — дело слишком грязное, чтобы считать кого-то в ней хорошим.

Павел САЛИН

Политолог

Интенсивность процессов в мэрском корпусе в последние несколько месяцев имела очень высокую амплитуду, однако в федеральной информационной повестке это практически не нашло отражения. В ней присутствовали более традиционные и глобальные сюжеты, связанные с протестами, противостоянием России и Запада и т. п., хотя рост напряжённости на муниципальном уровне был связан именно с этими трендами, которые находили отражение в местной повестке. Речь идёт о нарастающих противоречиях между теми сигналами и запросом, которые идут «снизу», и политикой, которая проводится «сверху».

В первую очередь речь идёт о «зачистке» мэрского корпуса от фигур, появление которых власть считает результатом «системного сбоя». В частности, в январе подала в отставку глава Якутска Сардана Авксентьева. В 2018 году она победила в результате протестного голосования, когда её поддержал не допущенный до участия в выборах предприниматель Владимир Федоров. За время нахождения в должности она сумела выстроить механизмы обратной связи с населением. Периодически у избирателей к ней также возникали вопросы, однако эффект «своего парня» позволял их нивелировать. Власть это учла и добилась ухода Авксентьевой «по-хорошему», «по состоянию здоровья». Теперь основная интрига – чем завершится ситуация с избранием нового мэра в условиях трёхдневного голосования.

Ещё один новый сюжет, который вызревал давно, но вышел в открытую фазу последние несколько месяцев, связан с частичным кризисом системы сити-менеджеров и ростом движения «снизу» за возврат прямых выборов мэров. В частности, в последние месяцы всё чаще отменялись конкурсы на должности глав городов, например, в Сургуте, Екатеринбурге и Тамбове, прошлой осенью из региональных столиц конкурс был сорван в Магадане. Конкретные причины были разные, но типовая ситуация одна – рост противоречий между местными элитами и руководством регионов. Например, в Тамбове не удалось найти устраивающий всех игроков компромисс. Контролирующий городскую думу после выборов в сентябре 2020 года Максим Косенков не может избавиться от приставки «и. о.», поскольку имеет судимость, а предложить компромиссные кандидатуры, устраивающие всех игроков, региональная администрация не смогла.

На этом фоне оппозиция, причём те игроки, которых принято относить к системным, пытаются играть на теме возвращения прямых выборов мэров. В частности, в марте с такой инициативой выступили коммунисты в Тюмени, «эсеры» – в Ярославле, а «Новые люди», которые также считаются проектом Кремля, – в Челябинске. При этом, несмотря на явную «несистемность» подобных инициатив, при удачном стечении обстоятельств они имеют шансы на реализацию. Например, упорное лоббирование со стороны местных элит, фронтменом которых выступил бывший губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, привело к тому, что в этом регионе процесс сдвинулся с мёртвой точки.

Остальные сюжеты вписывались в уже давно получившие своё оформление тренды. Очередным признаком давления силовиков на мэрский корпус стал арест главы Майкопа Андрея Гетманова по подозрению в коррупции. Вменяемый ему в вину сюжет носит традиционный характер – вымогательство взятки от бизнесмена. В качестве громоотвода состоялась отставка мэра Симферополя Елены Проценко, которой был вменен в вину срыв целевых показателей при реализации ФЦП и региональной инвестиционной программы. Такие претензии федеральный центр обычно предъявляет региональным властям. В результате схожих претензий был вынужден покинуть свой пост глава Тольятти Сергей Анташев.

Отдельная сюжетная линия, давно уже ставшая традиционной, – противостояние губернатора-варяга и мэра региональной столицы, который выступает публичной точкой сборки интересов местных элит. Здесь наиболее показательным кейсом является Белгородская область, где врио губернатора Вячеслав Гладков ведёт сложную игру с главой областного центра Юрием Галдуном. Естественно, что реальным лидером региональной фронды является бывший губернатор Евгений Савченко, однако в настоящее время он предпочитает непубличную деятельность на посту сенатора.

В ближайшие месяцы напряжение по указанным линиям, особенно в том, что касается кризиса механизмов обратной связи на местном уровне, будет нарастать. Местные элиты, понимая, что федеральная власть в условиях многозадачности, которую предполагает транзит политсистемы, ослабит внимание за процессами в регионах, а губернаторы-варяги без такой поддержки серьёзно ослабят позиции, могут начать консолидированное наступление. Логика действий власти предполагает административно-силовой ответ, что, помимо активизации правоохранителей, может привести к отмене конкурсных процедур и переходу прямого назначения мэров региональных столиц губернаторами.

Игорь КУЗНЕЦОВ

Политолог, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ

Мэры – это политически значимые единицы, мощный ресурс, особенно если речь идёт о мэрах крупных городов, которые по влиянию и ресурсным возможностям сопоставимы с крупными федеральными фигурами или даже главами корпораций.

Поэтому в ходе подготовки к выборам, новому электоральному циклу и сентябрьскому голосованию, конечно, от позиций, работы градоначальников зависит очень многое. В том числе социальный и экономический климат городов и настроения электората.

Не секрет, что в городах общество наиболее критично и внимательно к власти, причём любого уровня: от муниципалитета до города федерального значения. Именно там социальный запрос на изменения – наиболее острый и последовательный. Мы этого можем не видеть в сельской местности, но мэры крупных городов это наверняка чувствуют.

Поэтому от того, как будет складываться повседневная жизнь в ближайшие полгода, зависит настроение людей. И это касается многих моментов, начиная от благоустройства городов, чистоты и нормальной работы транспорта и заканчивая ситуацией с тарифами на электроэнергию, ЖКХ и т. д.

Инструменты для этого у мэров есть. Нельзя сказать, что эти инструменты достаточны, и они могут всё – нет, здесь есть ограничения, например, влиять на естественные монополии сложно. Или решать проблемы инфраструктурного свойства, которые не решались десятилетиями – мэру сложно с этим справиться за короткое время. Но ресурсов немало, учитывая, что сейчас в крупных городах и бизнес, и налоговая база достаточно серьёзные.

Есть деньги, есть возможности, важно ими правильно распорядиться и делать реальным исполнение запросов от граждан, работать в контакте с людьми. Основная проблема – в том, что либо контакт недостаточный, формальный, либо имитационный, когда поддержка выражается при помощи контроля каких-то общественных структур, не всегда реально имеющих реальную базу. Мы знаем, это пиар, размещение и подготовка публикаций, освещение деятельности первого лица вместо регулярной серьёзной работы. Но, как правило, это всем быстро становится понятно, особенно в ситуации кризиса. Любые коммунальные аварии, стихийные бедствия, природные катаклизмы – сразу на поверхность выходят уровень и масштаб человека и задач. Если человек способен всё это правильно организовать, отработать, то гражданам совершенно чётко понятно: человек на своём месте. Если же (такое бывает, к сожалению) мэр в момент тяжёлых дней, испытаний предпочитает где-то отсидеться или уехать отдохнуть – тоже всем всё становится понятно.

Крайне важно, чтобы у городского руля находились только профессионалы, понимающие ответственность, осознающие цену ошибки в таких условиях. Этому надо уделять большое внимание не только губернаторам – у нас традиционно рассматривают губернаторов как представителей региональных элит, носителей специфических навыков. Но и мэры городов – это мощнейший институт, мощнейший кадровый ресурс, по крайней мере, по набору возможностей. В кресле градоначальника не должно появляться случайных людей, решающих собственные локальные задачи.

Удастся мэрам удержать и контролировать ситуацию – значит, потенциал невротической, стрессовой реакции будет ниже. Не удастся или, наоборот, будет провоцироваться ошибками в их работе – возникнут серьёзные риски для электоральной кампании и в целом стабильности в стране.

Дмитрий ЕЛОВСКИЙ

Генеральный директор коммуникационного агентства «АКТОР»

Последствия пандемии для мэров уже отошли на второй план. Однако сейчас наступает новая волна, связанная с коронавирусом, – реакция государства на работу различных уровней власти во время пандемии и пристальное внимание к коррупционной составляющей.

Во время пандемии на реагирование системы здравоохранения были брошены гигантские государственные деньги, вброшены огромные средства для помощи пострадавшим гражданам. С этими деньгами в большинстве случаев всё просто: они прошли через казначейскую систему. А вот деньги на здравоохранение шли через региональные бюджеты и отчасти включали в эти потоки работу местных руководителей. Сейчас начинается разбирательство: кто как деньги тратил, а главное – не было ли злоупотреблений или, что ещё хуже, коррупции.

В прошлом году мы видели целую серию арестов региональных министров и замминистров здравоохранения. Последние события нового года – арест губернатора Пензенской области и его важный аспект – «сопутствующий» арест руководителя федеральной компании г-на Шпигеля, которого обвиняют в даче взяток.

Объектом основных проверок будут, конечно же, региональные минздравы и региональные компании, потому что они были операторами бюджетных средств. Но, учитывая, что в процессах принимали участие и местные власти, я думаю, что к лету до них докатится волна разбирательств по итогам освоения «пандемийных» денег.

Так что получается: для глав муниципалитетов городов сейчас главная угроза – внимание компетентных органов к тому, как они проводили эту работу. Мы видим, что силовые органы и государство в целом крайне нетерпимо относится к попыткам воровства на контрактах, связанных с борьбой с коронавирусом. Это – общая позиция, она уже зафиксирована. На месте тех мэров, которые попытались погреть руки на этой истории, я чувствовал бы себя крайне неуютно, потому что вероятность проскочить очень мала.

Вторая линия, которая сейчас должна мэров беспокоить, – это изменения, которые вносятся в систему органов власти, они связаны с поправками в Конституцию, принятыми летом. В том числе новая модель управления – муниципальные округа: как она будет выглядеть, мы в ближайшее время поймём. Возможны очень серьёзные изменения на муниципальном уровне власти. Сопутствующий процесс, который происходит уже давно, – изменение статусов различных муниципалитетов.

В России очень много муниципальных образований. Типичная ситуация: город, который сосредотачивает большую часть населения муниципального района, – 70-90%, при этом он является муниципальным образованием первого уровня, а район – муниципальным образованием второго уровня.

По-хорошему, такие муниципальные образования надо объединять и назначать единую администрацию. Это позволяет упростить управляемость и сэкономить средства на аппарат такими методами. В том числе политическую управляемость, потому что иметь дело с одним мэром, который управляет муниципальным районом, проще, чем с тем, который районом по факту не управляет, потому что большая часть населения живёт в городе, а мэр города не особо прислушивается к мэру района. Между этими мэрами постоянная борьба, и это региональным властям не очень нравится.

Поэтому во многих регионах региональные власти сейчас будут пытаться такие города с районами объединить. В этом есть свои плюсы, но есть и минусы. Во-первых, в текущей ситуации высвобождение 25-30% чиновников на таких территориях – как правило, достаточно депрессивных – это увеличение безработицы. Во-вторых, при этом упраздняется поселковый уровень, а на поселковом уровне есть немало депутатов поселений. Для многих из них это неплохой статус. Да, он не даёт серьёзных возможностей, но при этом это определённый статус для местной муниципальной элиты. Люди этот статус приобретали, они что-то для этого делали, а сейчас их просто решением сверху будут «выкидывать»? Было, допустим, на территории района с таким городом сто депутатов двух уровней, а останется двадцать. Восемьдесят человек окажутся резко без того статуса, к которому привыкли. Для кого-то из них это не так важно, потому что он как работал директором школы, так и работает, у него просто меньше проблем. Но для кого-то это совсем другой «коленкор», и он будет недоволен.

Я вижу уже по многим регионам, что губернаторы или региональная власть сначала говорят: «А давайте объединять». Но по мере того, как прорабатывается вопрос, выясняется, что далеко не все хотят, и губернаторы иногда бывают вынуждены «отползать в сторону», дезавуировать свои предложения.

Первая группа рейтинга

Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021) - часть 1

В числе заметных решений Сергея Собянина (город федерального значения Москва) – смягчение ограничений по коронавирусу. Что, впрочем, вполне укладывается в общероссийский тренд. Так, объявлено об отмене обязательного режима самоизоляции для москвичей «65+». По словам мэра, ситуация с COVID-19 постепенно улучшается: число ежедневно выявляемых случаев заболевания уменьшилось почти в 5 раз по сравнению с пиковыми значениями конца 2020 года. По оценке наблюдателей, события последнего года заставили правительство Москвы обратить большее внимание на здравоохранение, что может иметь долгосрочные положительные последствия для жителей столицы.

В то же время некоторые эксперты поставили в вину мэру «пренебрежение здоровьем людей» – нарушение противоэпидемических правил во время массового мероприятия – концерта по случаю годовщины воссоединения Крыма с Россией, который прошёл в Лужниках с участием Владимира Путина и самого Сергея Собянина. Столичный градоначальник подчеркнул, что Москва строит, ремонтирует, модернизирует в Крыму сотни объектов соцкульбыта — детские сады, школы, поликлиники, больницы, восстанавливает инфраструктуру, благоустраивает общественные пространства, что получило в основном благоприятный отклики.

Активно реализуются масштабные проекты в городской экономике. Главным направлением для технологической революции в Москве становится развитие технопарков. В ходе осмотра совместно с заместителем председателя правительства РФ Юрием Борисовым технопарка «Модуль» градоначальник уточнил, что в настоящее время в столице работают свыше 40 технопарков с персоналом в 67 тысяч человек.

Самым крупным проектом в сфере благоустройства 2021 года называют остров Балчуг. По словам мэра, весной-летом новый облик получат Раушская, Софийская, Садовническая и Космодамианская набережные и примыкающие к ним Садовническая улица, Фалеевский, Комиссариатский, 1-й и 2-й Раушские переулки, а также Репинский сквер. Основной идеей благоустройства территории столицы, сказал мэр, является условное разделение городского пространства на историческое и современное. Впрочем, часть экспертов с опасением воспринимают подобные проекты, считая их не первоочередными или даже ориентированными не на повышение качества жизни горожан, но на освоение могучего московского бюджета.

Многие эксперты посчитали, что попытка вернуть на Лубянку символ ЧК, памятник Дзержинскому – это признак активности «силовой «башни Кремля», и отнесли данную акцию не столько к городской, сколько к федеральной повестке. От разгона в столице форума независимых муниципальных депутатов с задержанием его участников мэр Москвы пытался дистанцироваться.

Подвергается Сергей Собянин традиционной критике и за необоснованные бюджетные траты. В частности, «яблочники» номинировали мэра Москвы на антипремию «Золотой ёршик» за приобретение 100 новых автозаков за 491 млн руб. Уборка города после сильнейших снегопадов получила достаточно много нареканий.

Тем не менее, большинство экспертов «Национального рейтинга» сошлись во мнении, что Сергей Собянин демонстрирует высокий уровень политической выживаемости, занимает доминирующее положение в федеральной повестке и на медийном поле в целом. Отступление ковидной угрозы также сыграло роль в том, что после непродолжительного отсутствия Сергей Собянин вернул себе первое место в исследовании.

После назначения Исы Хаджимурадова, с февраля 2020 года занимавшего пост мэра Грозного, заместителем руководителя администрации главы и правительства Чечни, должность градоначальника стала вакантной. Но пробыла таковой недолго: 2 марта «по рекомендации» Рамзана Кадырова и. о. мэра был назначен Хас-Магомед Кадыров. Глава региона, в частности, положительно оценил опыт нового мэра, полученный в городе Аргуне, который тот возглавлял ранее.

Биография Хас-Магомеда Кадырова, пожалуй, была бы невозможна в любом другом регионе РФ. Несмотря на молодые годы, он уже был начальником управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Чечне, в 26 лет, в звании младшего лейтенанта, руководил полицией Грозного, сумел побывать в должностях руководителя администрации главы и правительства региона, секретаря Совета экономической и общественной безопасности республики.

Эксперты сообщают о родственных связях нового мэра Грозного и Рамзана Кадырова. На последнее обстоятельство, как и на молодость выдвиженца, достаточно многие наблюдатели отреагировали критично.

Происшедшая ротация трактуется как продолжение политики на укрепление позиций главы Чечни и тейпа Беной, к которому он принадлежит. Рамзан Кадыров, кроме прочего, не даёт «застаиваться» на одних постах своим ставленникам и готовит лояльных молодых руководителей для республики на будущее.

При этом они самостоятельной роли практически не играют – все принципиальные решения принимаются самим Рамзаном Кадыровым.

В своё время тех, кто недоволен назначением его родственников на должности, глава Чечни назвал «козлами» и «шайтанами» – его явно не особо беспокоят подобные обвинения.

Однако в целом эксперты «Национального рейтинга» не одобрили слишком частую смену руководителя Грозного и, в первую очередь, по этой причине понизили рейтинг Хас-Магомеда Кадырова, по сравнению с его предшественником.

Желанием уйти от «групповой безответственности» объяснила Евгения Уваркина (Липецк) необходимость изменений в структуре городской администрации. Депутаты горсовета Липецка согласились с её предложениями. Помимо упразднения должности одного вице-мэра и перераспределения его полномочий, создаётся департамент развития территорий с ликвидацией управлений Левобережным, Правобережным, Октябрьским и Советским территориальными округами. В новом департаменте будет 115 штатных единиц (главным образом, действующие чиновники и служащие). В областном центре появятся 17 управ (впоследствии – 22), объединяющих территории от 1 до 3 избирательных округов. Говоря о создании офисов управ, Евгения Уваркина привела в пример соседний Белгород. Большая часть управ разместится в муниципальных помещениях, а некоторые построят по партийному проекту «Единой России». В мэрии из 16 управлений останутся 12. Предполагается, что расходы городского бюджета на фонд оплаты труда чиновников должны снизиться на 1,2 млн рублей. Однако эксперты в этой связи приводят мнение Счётной палаты города о том, что в результате преобразований штат горадминистрации со структурными подразделениями не уменьшится, а напротив возрастёт на 17 единиц, при этом фонд оплаты труда увеличится более чем на 5 млн рублей. Эксперты констатируют небольшую административную революцию в мэрии Липецка, но пока в основном не спешат делать прогнозы о том, приведёт ли она к позитивным или негативным последствиям.

Не осталось без внимания обращение губернатора Липецкой области Игоря Артамонова в горсовет областного центра о привлечении к ответственности мэра Евгении Уваркиной – региональная прокуратура выявила нарушения в её декларации, в частности, неполноту сведений о доходах, расходах и имуществе за прошлый год. Ещё ряд претензий касался сведений о доходах и имуществе её супруга. Впрочем, эксперты указывают на то, что в данном случае имел место обычный формально-протокольный перечень действий должностного лица: в адрес губернатора прокуратура вынесла представление о применении к Евгении Уваркиной мер дисциплинарного воздействия, а глава области, как и полагается в таких случаях, обратился в горсовет Липецка. Другого алгоритма действий не предусматривается.

Гораздо сильнее ударил по имиджу мэра прорыв теплотрассы, из-за которого два человека провалились в яму с кипятком и получили сильные ожоги. Среди негативной информации эксперты отметили попадание Липецка, по данным правительства РФ, в десятку наиболее загрязнённых городов России. Хотя многие полагают, что в этом случае мэр не отвечает за сложившуюся ситуацию. Во всяком случае, не входит в число главных её виновников. Отставка заместителя мэра по экономике Ольги Углевой тоже получила неблагоприятные отзывы.

Подведение итогов показало ухудшение позиций Евгении Уваркиной в «Национальном рейтинге».

Алексей Орлов (Екатеринбург) был и. о. мэра с конца прошлого года. Прошедшее в феврале голосование не только утвердило его в должности, но и продемонстрировало необычное единение депутатов городской думы. Алексей Орлов на данном этапе получил поддержку со стороны практически всех ключевых акторов екатеринбургской политики. Экс-мэр Александр Высокинский, ныне – первый зам. губернатора, покидал свой пост в состоянии острого противостояния со значительной частью местного политикума, так что стартовые позиции нынешнего градоначальника воспринимаются экспертами «Национального рейтинга» как очень хорошие. Подтверждением чему, в частности, явилась договоренность о регулярных – два раза в месяц – встречах депутатов и руководителя муниципалитета. Глава Екатеринбурга поддержал и инициативу депутата Алексея Вихарева о том, чтобы муниципальные депутаты курировали муниципальные медицинские учреждения. Значимой формой поддержки нового руководителя стало приобретение для города меценатами Фонда Святой Екатерины 25 автомобилей скорой помощи.

Тем не менее, пока сложно говорить о формировании новой команды управления муниципалитетом. Как считают эксперты, на это влияет борьба отраслевых игроков за назначение близких себе протеже – как, например, в случае с затянувшимся увольнением вице-мэра по строительству Алексея Бирюлина. Недавно появилась информация о том, что на эту должность может быть назначен куратор строительства объектов к Универсиаде-2023, заместитель генерального директора «Синары-Девелопмент» Олег Мороков. В своё время он был исполнительным директором близкой действующему губернатору Евгению Куйвашеву строительной компании «Брусника».

Кроме того, часть экспертов полагают, что пока не выработано единой позиции по организации управления муниципалитетом, что особенно ощущается на районном уровне: до сих пор (на момент написания этих строк) нет руководителя в Железнодорожном районе, куда, по имеющейся информации, ожидал назначения нынешний вице-мэр по вопросам потребительского рынка и услугам Владимир Боликов; временно отстранен от обязанностей из-за проходящего расследования глава Кировского района Александр Лошаков.

Кроме того, никак не решается вопрос о создании поста вице-мэра по экономике и инвестициям, на который прочили нынешнего главу Ленинского района, бывшего подчиненного Алексея Орлова по работе в областном правительстве Дмитрия Ноженко.

Неприятным сюрпризом для городских властей стало коллективное обращение работников ДЭУ Ленинского района в правоохранительные органы по нарушению трудового законодательства, махинациям с вывозом снега и обеспечением топливом коммунальной техники. Также Алексею Орлову пришлось дезавуировать заявления своего вице-мэра по транспорту Алексея Бубнова, представителя прежней команды, о грядущем повышении стоимости проезда в городском общественном транспорте.

Мэру придётся решать конфликт с владельцами киосков, который остался в наследство от Александра Высокинского. При нём городская власть запустила кампанию по перезаключению договоров с целью уменьшения объектов нестационарной торговли в два раза, что вызвало прогнозируемую негативную реакцию собственников с обращениями в различные инстанции. Неприятным сигналом стали проверки МАУ «Город», где у правоохранительных органов имеются подозрения о мошенничестве с закупкой сувенирной продукции для ветеранов. Однако, по мнению аналитиков, это пока не бьёт по имиджу мэра, так как речь идёт о работе подчинённых ушедшего в областное правительство Александра Высокинского.

Несмотря на сложность вопроса, особенно в условиях бюджетных потерь из-за пандемии, оцениваемых для города в 500 миллионов рублей, Алексей Орлов не намерен отказываться от реализации идеи строительства второй ветки метро, за что практически все эксперты «Национального рейтинга» поставили этому мэру «плюс».

Сергей Ерёмин (Красноярск) запомнится фразой «я страшно злюсь», которой он прокомментировал попавшее в федеральную повестку резонансное ЧП, связанное с массовым отравлением учащихся 25-ти учебных заведений города. В числе пострадавших – больше ста детей. Полицией и СКР возбуждены уголовные дела о нарушении санитарных норм и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Возбуждено уголовное дело и по статье УК РФ, карающей за халатность, в отношении должностных лиц муниципального учреждения «Центр питания». Прокурорская проверка показала, что дети в школьных столовых отравились овощными салатами. Мэр уволил двух чиновников – заместителя руководителя управления образования города и руководителя «Центра питания».

К сожалению, лимит отравлений в Красноярске на этом не был исчерпан. В феврале здесь 92 человека пострадали от острой кишечной инфекции после отравления водопроводной водой в микрорайоне Студгородок. В целом город по уровню загрязнённости возглавил экологический антирейтинг от IQAir, обогнав Лахор (Пакистан), Дели (Индия) и Катманду (Непал).

Существенный урон Красноярску нанёс коронавирус. Сергей Ерёмин, подводя в горсовете итоги прошлого года, констатировал: снизились темпы социально-экономического развития города, значительно пострадал малый и средний бизнес. Тем не менее, Красноярску удалось снизить муниципальный долг на 1,5 млрд рублей, почти 450 млн рублей сэкономлено на замещении коммерческих кредитов. Облигации города размещены на Московской Бирже, и спрос превысил предложение. В итоге Красноярск вышел на бюджет 2021 года с профицитом, что, безусловно, является немалым достижением.

Негативно влияют на авторитет муниципальной власти коррупционные скандалы. Выявлен новый эпизод в деле бывшей красноярской чиновницы Ирины Тюриной. Экс-заместитель руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений обвиняется в получении взятки, а два депутата – заксобрания Евгений Козин и горсовета Иван Азаренко – привлечены к уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве в особо крупном размере.

В итоге эксперты посчитали, что позиции Сергея Ерёмина в «Национальном рейтинге» понижаются.

Светлана РАЗВОРОТНЕВА

Председатель комиссии Общественной палаты по ЖКХ, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»

Одним из главных факторов, определяющих рейтинги мэров городов в 2020/2021 году, стала пандемия. Она приготовила градоначальникам непростое испытание: было необходимо

принимать решения в условиях полной правовой неопределённости, поскольку режим ЧС так и не был объявлен, рамочные законы, регулирующие принятие решений регионалами и муниципалами, на федеральном уровне не приняли. Было необходимо лавировать между необходимостью остановить пандемию и потребностью поддержать бизнес, сохранить рабочие места.

Одним из самых сложных городов для управления в этих условиях оказалась Москва – всероссийский и международный пересадочный узел с высокой плотностью населения. В этих условиях мэру С. С. Собянину хватило решимости ввести крайне жёсткие ограничительные меры. Эти шаги, наряду с оперативным разворачиванием мобильных госпиталей, привели к тому, что процент смертности в Москве оказался сравнительно ниже, чем в других регионах.

По данным на середину марта, он составил 1,57%. (Для сравнения, в Самарской области – 1,88%, в Нижегородской – 2.58%, Омской – 2,99%, Санкт-Петербурге – 3.06%, Свердловской области – 3.15%, Новосибирской – 4.11%). Москва стала общероссийским лидером прививочной кампании, к 13 марта процент вакцинированных составил 5,2%. Однако нельзя сказать, что все эти достижения однозначно повлияли на имидж мэра. Одной из самых серьёзных точек социального напряжения в начале 2021 года стала блокировка транспортных карт, обеспечивающих бесплатный проезд для пенсионеров. Всё это люди старшего поколения восприняли как большую несправедливость – ведь пандемия идёт на спад, а они продолжают ездить за свои деньги, и риск заражения так же велик в магазинах, которые никто не отменял.

Мэр отреагировал на народное недовольство, и транспортные карты были разблокированы раньше, чем ожидалось – в начале марта. При этом на настроение москвичей и их оценку деятельности руководителя города влияли не только глобальные проблемы. Невиданные снегопады, обрушившиеся на Москву зимой, неготовность коммунальных служб навести порядок в кратчайшие сроки стали новой почвой для критики. Как не странно это звучит, высокие стандарты работы столичной мэрии и городских служб стали причиной определённых имиджевых проблем градоначальника.

Во многих других регионах и муниципалитетах граждане зачастую ничего не ждут от властей и потому не разочаровываются. В Москве ждут всего и сразу, и потому, если что-то идёт не так или делается недостаточно быстро, это вызывает шквал возмущения. Ярчайший пример – история с реновацией. Раздача бесплатного жилья жителям ветхих домов для большинства регионов представляется несбыточной мечтой. В Москве же она обернулась публичными протестами.

Все эти факты иллюстрируют так называемый парадокс Москвы: несоответствие между качеством жизни москвичей и уровнем их удовлетворённости. И это значительно усложняет работу мэра столицы.

Дмитрий ЖУРАВЛЁВ

Генеральный директор Института региональных проблем

Москва – огромный город, который из-за пандемии стал ещё более стрессоопасен, чем прежде. Но надо сказать, что проблемы стресса решались и решаются в Москве качественно. Ограничения эпидемиологические были, но их никто не заметил – вот самый лучший способ борьбы со стрессом.

В тактике Сергея Собянина, по сути, ничего не изменилось: продолжается процесс довольно эффективного управления огромным хозяйством. Но жизнь меняется, и что-то меняется вместе с ней. Сохранить и развивать экономику в условиях ограничений – задача нетривиальная. Значительная часть экономики Москвы – это услуги, по ним ограничения ударили очень сильно.

Пандемия не отступила с зимой 2021 года. Разворачивание медицинских мощностей, которые после первой волны были свёрнуты, организация работы с больными была выстроена чётко. Главная хозяйственная проблема в Москве – это транспорт. Здесь идёт упор на общественный транспорт, бурное, явно опережающее развитие метрополитена, новые транспортные линии – это хороший способ разгрузить город.

Москва – финансовый центр и центр услуг, центр управления, заводов здесь почти не осталось. Производственную экономику в Москве сохранить вряд ли удастся при здешней цене земли. Юрий Лужков делал упор на строительство жилья, он считал, что это даст импульс другим экономическим отраслям – так многие страны живут. Сергей Собянин сшивает другое узкое место – транспорт, и продолжает это делать столь же успешно, как до ковида. Транспортная проблема в Москве не исчезла и не исчезнет, но она явно стала намного слабее.

Москва – особый город. Поэтому, говоря о позициях человека, который возглавляет этот мегаполис, и его, условно, не свергли: этот человек уже априори в топе.

Самсон ШОЛАДЕМИ

Генеральный директор рекламного агентства «Сеть Морфеус» (г. Москва)

Жирный минус Сергею Собянину по итогам зимы можно поставить за уборку в городе снега, проваленную его подчинённым Петром Бирюковым, вице-мэром Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

И списать всё на форс-мажор в виде рекордного за последние 100 лет снегопада не получится. Один раз можно, но не несколько же. Районные управы и сайт «Наш город» завалены жалобами москвичей на нерасторопную работу дворников и на то, как по несколько недель не убирали сугробы, не чистили дороги и не вывозили снег. Оправдания, что мало дворников, и рабочих рук не хватает, не принимаются. А платить больше гастарбайтерам не пробовали (и на мёртвые души их ставки не записывать), чтобы и москвичи на такую работу потянулись?

В то же время меня очень смущают и напрягают озвученные правительством Москвы летние планы потратить на благоустройство в 2021 году 107 млрд рублей, которые станут рекордными суммами за всё время. После годовой паузы, связанной с пандемией, продолжится программа «Мой город»: опять весь город перекопают.

В качестве плюса Собянину с определённой натяжкой можно было бы записать в актив стабилизацию и спад распространения коронавируса в столице. Правда, статистика по избыточной смертности в Москве на протяжении последних трёх месяцев не сильно спадала.

Анатолий КОРНЕЕВ

Член Общественной палаты города Ханты-Мансийска. Член Союза журналистов России

Тридцать лет я, так или иначе, связан с организацией системной работы по взаимодействию общества и органов власти разного уровня. Замечу, многие из тех, кто занимал и занимает руководящие должности в исполнительной власти муниципального уровня, уверены, что система информационного сопровождения деятельности мэра или главы муниципалитета должна строиться на их личном пиаре и создании позитивного имиджа в сообществе.

Глава Ханты-Мансийска Максим Ряшин в этом кардинально отличается от многих своих коллег. Его принцип прост: работа по социально-экономическому развитию города, бесперебойному функционированию всех систем и структур обеспечения его жизнедеятельности, благоустройству и созданию модели будущего Ханты-Мансийска – дело общее, а популярный ныне лозунг «Мы – вместе!» для него не просто слова. Этот принцип он не только декларирует, но и последовательно реализует на практике уже десять лет.

В феврале прошло традиционное Городское собрание, на котором Максим Ряшин представил отчёт о работе администрации города за прошедший год. В связи с известными ограничениями на этот раз в зал КТЦ «Югра-Классик» были приглашены депутаты думы города, но была организована онлайн-трансляция для всех горожан. И получилось самое масштабное общественное обсуждение отчета главы – более 4 тысяч человек приняли участие. Горожане имели возможность оставить свои оценки и комментарии к отчёту, направить свои предложения, которые зафиксированы, систематизированы и включены в план работы администрации в 2021 году.

Можно заполонить средства массовой информации, социальные сети и все прочие каналы информирования населения фанфарными сообщениями о мнимых и сомнительных успехах в работе чиновников, но не иметь уважения и доверия у городского сообщества. А можно просто понимать, что нужно городу, что ожидают горожане в будущем, и методично это реализовывать. А люди сами увидят результаты этой работы и по достоинству её оценят. Тем более, когда эта работа в принципе общая и совместная.

Мне кажется, что именно в прямом общении с горожанами, в прямых ответах на их запросы и ожидания, в оперативной реакции на озвученные горожанами проблемы и есть смысл работы структур исполнительной власти по выстраиванию рабочей модели взаимодействия «власть – общество». Максим Ряшин это понимает и так работает.

Наталия ЕЛИСЕЕВА

Политолог, публицист, автор практических тренингов «Политическая психосемиотика»

У главы Санкт-Петербурга Александра Беглова продолжаются сложности с оперативным решением текущих проблем в городе. Осенью прошлого года в Санкт-Петербурге наблюдались колоссальные проблемы с системой здравоохранения, весной же в городе были затруднения с осуществлением вакцинирования населения. При этом Санкт-Петербург до сих пор остаётся на первом месте по количеству смертей на 100 000 человек.

Беглов успел отметиться и неоднозначными инициативами, так, он внёс в ЗакС проект закона о новом празднике – «Дне работника уголовно-исполнительной системы», хотя этому дню был присвоен государственный статус ещё в 2010 году.

Также вместо решения имеющихся проблем, например, в сфере ЖКХ, Беглов решил придать себе цитируемости с помощью тем, не связанных с городской повесткой. Так, в его поле зрения попал суд над Навальным. Цитируемость Беглов себе, конечно, повысил, но точки социальной напряжённости никуда не делись, что не добавило благосклонности жителей Санкт-Петербурга к губернатору.

Поэтому все те базовые проблемы, с которыми Беглов вошёл в 2021-й год, так и остались нерешёнными.

Александр МАЛЬКЕВИЧ

Журналист, политолог. Член Общественной палаты РФ. Генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург»

Александр Беглов, безусловно, политик федерального уровня и масштаба, федеральных связей в самом высоком смысле этого слова. Он может решить очень многие вопросы и, конечно, решает их для города, как говорится, одним звонком, но при этом ему действительно нравится быть хозяйственником. И главное – у него получается!

Беглов каждый день объезжает районы города, инспектирует различные объекты. Я говорю это со знанием дела: третий месяц абсолютно погружён во внутреннюю повестку города и в режиме 24/7 отслеживаю здесь информационную картину.

В мае Александру Дмитриевичу исполняется 65 лет, и этого никто не скрывает. Беглов пребывает в отличной физической форме, работает в очень высоком темпе и говорит, что для него сейчас самое важное – его имя и память, которую он оставит о себе как о губернаторе города, поэтому темп постоянно повышается.

И вот некоторые результаты и цифры его именно хозяйственной деятельности.

По итогам прошлого года в Петербурге заменили 437 лифтов, это практически в 5 раз больше, чем в 2019 году.

Хозяйственные вопросы по-прежнему занимают ключевое место в повестке Смольного. Так, Петербург первым отреагировал на требование президента решить вопрос изношенных труб в регионах. 158 километров сетей и 30 тепловых пунктов реконструирует ГУП «ТЭК» в 2021 году. 3,5 миллиарда рублей потратят из бюджета и более 6 миллиардов – собственных средств предприятия.

Вопросы создания и поддержания инфраструктуры города – на особом контроле. По поручению Александра Беглова Гостройнадзор инспектирует социальные объекты на предмет нарушений, соблюдения сроков и норм. Так, после жалоб жителей Колпино глава надзорного ведомства побывал на стройплощадке местного детского сада.

На острове Котлин стартует строительство новой развязки с Кольцевой автодорогой. Проектно-изыскательские работы начнутся в ближайшее время.

Вопросы комфортной городской среды – в приоритете. В этом году в Петербурге установят 5 тысяч светодиодных фонарей на детских и спортивных площадках, у садиков и школ, вдоль дорожек внутри кварталов. Новое освещение появится в Московском, Невском, Кировском и Красногвардейском районах.

Сохранение архитектурного и исторического наследия – отдельная важная часть работы градоначальника. Александр Беглов поручил уделить особое внимание содержанию системы водоводов фонтанов Петергофа. На возмещение затрат по содержанию, эксплуатации и капитальному ремонту гидротехнических сооружений водоподводящей системы фонтанов Петергофа предусмотрена субсидия в размере 30 миллионов рублей.

В ходе подготовки к празднованию 800-летия святого благоверного князя Александра Невского планируется комплексная реставрация Александро-Невской лавры. По словам главы города, на 2021 год на эти цели будет выделено более 93,5 миллиона рублей. Ремонт и реставрацию Благовещенской церкви планируют завершить в августе. В 2020 году была закончена реставрация Подпорной стены Восточного двора и Митрополичьего сада.

Показательно в работе градоначальника и то внимание, которое уделяется городскими властями новому поколению: это реализация программы «Молодежи — доступное жильё». Город выделил 750 миллионов рублей, которые пойдут на выдачу беспроцентных займов молодым семьям, благодаря чему 220 молодых семей смогут приобрести квартиры.

Без преувеличения можно утверждать, что в Санкт-Петербурге мы являемся свидетелями новых хозяйственных, строительных прорывов. И меня, в первую очередь, как жителя города, это очень радует.

Дмитрий НЕЧАЕВ

Политолог, профессор, председатель экспертного совета «Института политического анализа и стратегий»

Юрий Галдун, как человек относительно новый в своем нынешнем качестве, попал в очень специфическую ситуацию.

Сейчас в самой Белгородской области идёт период трансформации, потому что Евгений Савченко, который «правил» с 1993 года, перестал быть главой региона. Понятно, что вся система региональной элиты выстраивалась под него. Причём эта элита была и остаётся меритократической, то есть почти все ключевые участки во власти и бизнесе были заняты ответственными деятельными людьми, и Галдун тоже к ней принадлежал.

Сейчас временно исполняющий обязанности губернатора Вячеслав Гладков обращает очень большое внимание на Белгород, где сконцентрирована вся активная часть населения региона, и именно с ней глава региона пытается выстроить отношения посредством социальных сетей и напрямую. Думаю, что это обижает Галдуна, и он чувствует себя очень неуверенно – это первый важный момент.

В Белгороде за последние 5-6 лет поменялись четыре городских руководителя. Это создаёт турбулентность в управлении. И Галдуну было не так просто принять город и работать: на фоне региональной встряски менялась и местная команда, а это отражается на развитии столичного города.

Впрочем, при Галдуне вся ранее выстроенная система работает, как машина. На сегодняшний день Белгород является одним из самых обустроенных городов из шести областных центров ЦФО, если не брать во внимание Москву. А Юрий Галдун внёс в развитие города свой вклад.

Однако можно с некоторой уверенностью говорить, что Галдун находится в ожидании, и не исключено, что это ожидание связано с его отставкой. Мэр понимает: ему придётся уходить. И поэтому в последние месяцы он ослабил свои усилия в работе в определённой степени, потому что не знает, какова его дальнейшая судьба. С другой стороны, вся иерархия в городе сегодня также нарушена. Поэтому и Белгород, и Галдун находятся в ожидании.

У региона – новый лидер, а, как правило, одно из первых кадровых решений «новой метлы» во главе субъекта – замена главы областного центра. Полагаю, что на сегодняшний день, поскольку у Вячеслава Гладкова основная цель – трансформировать региональную элиту, потому что она представляет собой для него вызов, не исключено, что в плоскость этого решения попадёт нынешний мэр города.

Поэтому его нахождение во главе города можно назвать временным. Хотя никаких больших стратегических ошибок Галдун не совершил, Белгород продолжает уверенную поступь в своём развитии по инерции, в силу того, что всё работает, как машина, и сам Галдун – достаточно деятельный человек. Но политическая нестабильность, связанная с приходом нового главы региона, отразится на Белгороде и судьбе Галдуна.

Дмитрий МИХАЙЛИЧЕНКО

Политолог

В уфимской мэрии с приходом С. Грекова – масштабные кадровые перестановки. Новый «министр» Уфы (так в республике принято говорить, намекая на прямое подчинение мэрии башкирскому белому дому) формирует свою команду с опорой на приоритетные группы влияния в республике. В частности, в мэрию приходят люди, хорошо зарекомендовавшие себя работой в республиканском правительстве.

В целом Уфа нейтрально восприняла появление нового градоначальника. Негативного бекграунда у С. Грекова практически нет, ожидания от него у уфимцев касаются активизации хозяйственной активности. Сам Греков пользуется безусловной поддержкой главы Башкирии Р. Хабирова, и никаких внутриэлитных конфликтов не ожидается. В то же время ряд скептиков отмечают, что работа для нового градоначальника окажется сложной, и он через какое-то время сам захочет покинуть свой пост. Тем не менее, ставки на него сделаны Р. Хабировым достаточно серьёзные. Также можно отметить, что по хозяйственной деятельности С. Греков намерен активно и конструктивно работать с главой республиканского правительства А. Назаровым.

Дмитрий НЕЧАЕВ

Политолог, профессор, председатель экспертного совета «Института политического анализа и стратегий»

Глава администрации городского округа Вадим Кстенин реализует собственную стратегию работы, и она существенно отличает его от предшественников. Он сконцентрирован исключительно на хозяйственной работе. Это позволяет ему и его администрации полностью погружаться в экономическую и социальную деятельность. Это строительство развязок, столь важных для крупного мегаполиса, дорог и других инфраструктурных объектов, благоустройство города. Эта цепочка приоритетов в деятельности мэра четко прослеживается и даёт свой результат. Тем не менее, в начале 2021 года Кстениным решались две серьёзные задачи: завершилось строительство и ремонт одного из мостов, который соединяет Северный район Воронежа с центром. Ведётся и ремонт городского виадука.

Показательно, что в городской думе у Кстенина нет даже «своего» депутата.

При этом мэр выстроил достаточно эффективные отношения с губернатором Александром Гусевым, и сегодня Воронеж получает приоритетное финансирование из областного бюджета и различных внебюджетных источников, что позволяет решать масштабные инфраструктурные проблемы.

Главной же проблемой команды Кстенина является минимальная завязанность на привлечении инвесторов. Это обедняет работу мэра. И учитывая факт, что Воронеж за последние 20 лет потерял индустриальный статус, и только сейчас губернатор Александр Гусев реализует новый проект в этом направлении, Кстенину просто необходимо интегрироваться в этот процесс.

В то же время дала о себе знать коррупционная тема: задержан вице-мэр по строительству Юрий Бавыкин, хотя претензии к нему связаны с его прежней работой в должности главы одной из управ. Но очень хорошо, что в этом отношении мэр города оказался совершенно не задет. Имидж города и его градоначальника не пострадал.

Втянуть Вадима Кстенина в интриги или скандалы, к счастью, не удаётся. И последние месяцы показали, что он старается аспекты, связанные с политикой, вывести из своего функционала. Например, последние два месяца активно обсуждается вопрос о введении должности вице-мэра по внутренней политике – это будет восьмой заместитель мэра, который будет заниматься политической работой. И по этому решению видно, что Кстенин хотел бы переложить на отдельного человека определённую политическую работу и не вмешиваться в неё. Кстенину уже удалось свести к минимуму возможность каких бы то ни было скандалов между ним и различными группами интересов. Это некая консенсусная демократия Кстенина, которая позволила ему выстроить объективные отношения со всеми шестью «центрами» нашего региона.

Максим ВАСИЛЬЕВ

Заместитель директора Института социальных и экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Недавно назначенный мэр города Грозного, Иса Хаджимуратов, до этого занимал должность заместителя мэра. В Республике идёт динамичная ротация чиновников, республика растёт численно, застраиваются кварталы, новые районы. Поэтому и идёт определённая ротация, и те чиновники, которые показали себя умелыми управленцами, получают возможность кадрового роста. Пример тому – бывший мэр Грозного Якуб Закриев, сейчас он – зампред правительства Чеченской Республики и министр сельского хозяйства.

Всё руководство Чечни, начиная от советников, глав различных отраслей, работают, как единое целое, выполняют общерегиональные задачи. И не важно, кто из чиновников определённого уровня станет мэром или министром: «машина» всё равно будет ехать по заданному пути. Если в ряде регионов нашей страны приход нового градоначальника значит переформатирование всей программы и прекращение каких-то инициатив, затухание каких-то проектов, то в Чеченской Республике это невозможно. Там намечено развитие на 20 лет вперёд, и все участники этого процесса выполняют единые задачи, идут к этой цели. Ротация кадров внутри республики этому не мешает.

Очень внимательно здесь относятся к обращениям граждан. Отвечают как в прямом эфире местного телевидения, так и на личных приёмах. Причём личные приёмы длятся бесконечно долго, приходит огромное количество людей. Снимаются на видео разбитые дороги, недостроенные объекты – и такое бывает. И в прямом эфире главы округов, районов, которые за это отвечают, называют дату выполнения обещания. Во многих регионах можно увидеть, что не все допускаются в эфир, не все могут дозвониться, и затрагиваются вопросы для галочки, а не что-то наболевшее, а в Чеченской Республике, в городе Грозном такое невозможно представить.

Очень сильно развит соцблок: строительство школ, больниц, новых корпусов – в связи с необходимостью из-за достаточно быстрого роста населения республики. Всё это выполняется в очень сжатые сроки. Я никогда не видел в других регионах, чтобы школу полностью построили за два месяца и оснастили её, или построили улицу за сорок дней. А в Чечне это возможно, и мэр отвечает за это. Самое главное, что каждый руководитель, и мэр города в первую очередь, отвечает за свои слова, за обещания, данные гражданам.

Поэтому Грозный быстро и эффективно развивается из тех руин, которые он представлял собой менее двадцати лет назад. Ведь стоял вопрос о переносе столицы и невозможности построить на месте полностью разбитого города с разрушенной инфраструктурой новый. Но это удалось сделать. Думаю, многим руководителям городов стоит поучиться срокам и качеству работ и ответственности перед населением у чеченцев.

При всём этом общий расход бюджета города Грозного на 2021 год составляет порядка 6,5 млрд рублей, что не является большой суммой для столицы региона. Эффективность использования бюджета приближается к 100%.

Игорь КОЛОМИЙЦЕВ

Член общественной палаты города Краснодара, Заместитель директора ООО «Редакция газеты «Краснодарские известия»

С начала 2021 года мэр города Краснодара проявлял достаточно большую активность, а больше всего, наверное, обозначился новыми проектами.

Например, проект «Семь улиц», который вызвал широкий резонанс. Не могу сказать, что все его поддержали, проект связан с тем, что значительную часть центральных улиц города предлагают сделать пешеходными. И разрешить там проезд только для велосипедистов и маломобильного транспорта. Количество полос для автомобилей, соответственно, уменьшить. Вокруг этого проекта развернулась широкая полемика, эта тема уже несколько месяцев держится в топе местных новостей.

Много вопросов и дискуссий вызвала ситуация по «Солнечному острову». Это крупнейший парк, где сейчас мэрия ведёт реконструкцию, в том числе уменьшает количество кафе, аттракционов, ларьков и т. д. И опять: предприниматели – с одной стороны, а жители города – с другой стороны. И также много откликов.

Что касается взаимоотношений мэра с краевой властью, то в последнее время они были более-менее стабильные, скорее, позитивные. Но буквально на днях разразился большой публичный скандал на одной из стройплощадок, где губернатор, его заместители обвиняли мэра в том, что слишком много ведётся «не того» строительства: не уделяется достаточного внимания поликлиникам, социальной инфраструктуре. На этом фоне можно сказать, что обострились отношения. Но насколько глубоко обострение, и к чему оно приведёт – сказать пока нельзя.

В целом работу мэра я бы оценил на 4+ и даже 5 баллов. Он – достаточно активный, молодой, энергичный, не боится брать самые спорные проекты.

Сергей НАСЛЕДКОВ

Политконсультант

Глава города Самары Елена Лапушкина пришла на занимаемый пост как давний соратник губернатора Дмитрия Азарова. Её главной задачей было и остаётся проведение политики губернатора в главном муниципалитете региона. Е. Лапушкина – не политический мэр, всё свое внимание она уделяет административно-хозяйственным вопросам.

При этом сотрудники городской администрации спровоцировали довольно громкий скандал в январе этого года. От самарских учителей потребовали «организовать ежедневный постинг ярких, красочных фотографий города Самары… согласно прилагаемому списку территориальных объектов». Местная блогосфера была возмущена вмешательством чиновников в частную жизнь граждан.

Зима 2020-21 года в Среднем Поволжье выдалась холодной и снежной. Муниципальные власти не смогли организовать уборку и вывоз снега в необходимых объёмах, так, чтобы погодные катаклизмы не сказались на жизнедеятельности миллионного мегаполиса. Дело дошло до того, что сам губернатор вмешался в ситуацию и предложил городским чиновникам выйти на «воскресник» по уборке снега.

Несмотря на отмеченные проблемы, Елена Лапушкина по-прежнему пользуется поддержкой губернатора; её перспективы сохранить своё место не вызывают сомнений.

Антон ЧАБЛИН

Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты», руководитель Аналитического центра «Акценты»

Для Алексея Копайгородского завершился один период турбулентности, связанной с формированием новой федеральной территории «Сириус», и начался другой – связанный с запуском новой корпорации «Туризм.РФ». Политическая волатильность прошлого года была предопределена, в том числе, разделением неформальной сферы полномочий между Сочи и Сириусом, которому в итоге отошло всё самое ресурсоёмкое.

Более того, мы видим, что в нагрузку новой федеральной территории передали ещё и земли, а также школу и детский садик. Обозначены и впечатляющие планы развития Сириуса, население которого должно вырасти в 3 раза. Теперь же для Копайгородского новый вызов – это появление федерального «центра силы» в лице госкорпорации, которую к тому же возглавил Сергей Суханов – многолетний заместитель мэра Виктора Колодяжного. Краснодарские элиты не сомневаются и даже надеются, что Суханов будет особый интерес проявлять именно к своей прежней вотчине. В том числе в вопросах финансирования инфраструктурных проектов, которые ни сам сочинский, ни кубанский бюджеты не потянут. А это, естественно, залог конкурентного столкновения Копайгородского и Суханова.

Впрочем, вряд ли позиции мэра Сочи это пошатнёт: он в городе чувствует себя уверенно, серьёзных скандалов с его участием (в отличие от предшественника Пахомова) нет, информационных войн пока не ведётся.

Максим ВАСИЛЬЕВ

Заместитель директора Института социальных и экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

В сегодняшней непростой экономической ситуации, связанной с тотально развивающейся пандемией коронавируса, которая привела к замедлению экономического роста во всём мире и переформатированию многих городских процессов, мэру города Курска Виктору Николаевичу Карамышеву удалось грамотно выстроить работу. Удалось сломать «синдром Собянина» (когда руководитель региона или муниципалитета старается изо всех сил, показывает лучшие результаты по сравнению с предыдущей властью, но к нему всё равно относятся с недоверием и пытаются во всём найти другую сторону медали). В этом году мэру Курска удалось сломать данное восприятие его как руководителя.

Собственные доходы города растут – 500 млн в год. Понятно, что это не только прибыль, которую получает город, но и грамотное взаимодействие с региональной властью. Хотя и с муниципальным имуществом порядок наведён. Сегодня все процессы, связанные с арендой, продажей и так далее, публичны, выставлены на конкурсную основу и приносят дополнительные средства.

С центральных улиц пропадают несуразные ларьки и павильоны, и на их место приходят новые общественные пространства. Разработан и выставлен на конкурсную основу проект реконструкции центральной улицы Ленина с детальной проработкой каждого свободного уголка, с изменением устоявшихся мест. Огромная победа – снос торгового объекта, похожего на рынок 90-х годов, в центре города, рядом со стадионом «Трудовые резервы». В ближайшем будущем там появится сквер.

В целом все вопросы, связанные с благоустройством города, с проведением культурно-массовых мероприятий, украшением города к праздникам решаются на высшем уровне. Многие процессы решаются за счёт спонсорской помощи, не затрагивая бюджет. Жёстко контролируется работа подрядчиков: нет невыполненных федеральных целевых программ. Они выполняются без особых нареканий, а те подрядчики, которые затягивают время выполнения работы или нарушают другие заданные показатели, подвергаются штрафу.

Разработан проект, и скоро будет проведён конкурс на чистку реки Тускарь – это центральная водная артерия города, вдоль которой размещены зоны отдыха и самый большой городской парк «Боева дача».

Впервые за долгие годы после зимнего периода, когда во многих городах асфальт сходит вместе со снегом, подрядчики, выполнявшие эти работы, привлечены к восстановлению более 60 участков и территорий, которые они выполнили в прошлом году.

Наталия ЕЛИСЕЕВА

Политолог, публицист, автор практических тренингов «Политическая психосемиотика»

Мэр Липецка Евгения Уваркина может служить примером градоначальника, адекватного современности. В начале своей работы, всего два года назад, Уваркина правильно определилась с трендом на благоустройство — напомню, Липецк является крупнейшим металлургическим центром со всеми его проблемами. При новом мэре началась долгожданная реконструкция улиц, парков, борьба с точечной застройкой, а также в период её руководства открылись несколько школ и детских садов. Кроме того, все подразделения городских властей имеют аккаунты в соцсетях, где могут узнать из комментариев о реальном положении дел.

Результатом всего это стало регулярное попадание на высокие места в рейтингах мэров. Особо стоит отметить 16-е место из 88-и в рейтинге мэров крупных российских городов, 6-е место в рейтинге «Медиалогии» по ЦФО и, пожалуй, самое комплиментарное для Уваркиной попадание в топ-10 рейтинга успешных мэров-женщин мира издания Forbes Woman. Других россиянок в десятке нет.

Тёмным пятном в карьере мэра стал слитый разговор с губернатором о дезинфекции улиц во время коронавируса и угрозе для жителей. Хотя фразу «как клещей потравят» произнёс глава региона, негатив распространился на Уваркину тоже.

Ещё одним негативным фактором стала публикации доходов в 2019 году, когда, как оказалось, мэр при зарплате 1,4 млн рублей в год заработала больше 52 млн. Происхождение этих денег людям не объяснялось.

Александр СКИПЕРСКИХ

Политолог

Евгения Уваркина руководит Липецком уже два года. Сложно сказать, что есть какие-то принципиальные изменения в настройках работы городской администрации – по крайней мере, деятельность администрации не визуализируется отчётливо.

Для экспертного сообщества Е. Уваркина продолжает оставаться фигурой, которая близка к прежнему губернатору Олегу Королёву. Экономическая империя Е. Уваркиной вырастала в период непосредственного правления О. Королёва, и сложно представить, что можно дистанцироваться от массы обязательств и взаимных уступок, которые сопровождали строительство её бизнеса. Безусловно, понимает это и Игорь Артамонов, для которого фигура Е. Уваркиной была, скорее всего, изначально неким условием его легитимации в качестве губернатора Липецкой области.

В настоящий момент отношения между Е. Уваркиной и И. Артамоновым сложно назвать близкими. По крайней мере, в публичном пространстве конструируется максимально «рабочий» и официальный формат их коммуникации, несколько охлаждающийся после довольно эффектных картинок двухлетней давности. От прежнего мэра Липецка С. Иванова новому главе города досталось наследство в виде изнашивающейся инфраструктуры, сферы ЖКХ, нуждающихся в благоустройстве общественных пространств.

В наследство остались и интересы крупного строительного бизнеса, которые необходимо удовлетворять уже в новой политической и социальной реальности. В настоящий момент глава Липецка работает в ситуации, когда к ней есть максимальная лояльность со стороны корпуса городских депутатов. Правда, подобная, на первый взгляд, удобная позиция наверняка со временем будет усложняться за счёт необходимости удовлетворять ожидания И. Артамонова, с одной стороны, и общественности – с другой. И. Артамонов живёт в Липецке и прекрасно видит разрыв между декларациями городской администрации и текущим состоянием дел.

Свою дееспособность Е. Уваркиной и периодически обновляющейся липецкой администрации приходится постоянно подтверждать перед горожанами, а это значит, что каждое новое отключение воды, каждая новая транспортная проблема или дорожная яма будут негативно сказываться на её имидже, что, в свою очередь, не замедлит отозваться на самом губернаторе, положение которого сложно назвать устойчивым.

Илья ПАЙМУШКИН

Политолог, руководитель Агентства «Социальные коммуникации»

Глава администрации Тулы Дмитрий Миляев – опытный управленец. При нём Тула получила новый импульс развития. С учётом федеральных связей губернатора Тульской области Алексея Дюмина городу и другим муниципалитетам удаётся участвовать во многих федеральных программах и привлекать внебюджетные средства, а эффективное использование этих средств в Туле возможно благодаря Дмитрию Миляеву, который щепетильно следит за развитием и работой всей городской инфраструктуры.

Важным фактором в его деятельности являются встречи и обсуждение с жителями реализации в городе таких программ, как «Формирование современной городской среды» и «Народный бюджет-2021», а также новой муниципальной программы «Наш город». На таких собраниях выслушиваются предложения жителей, что помогает решать точечные проблемы оперативно. Большие работы в городе проведены по уличному освещению. Не забыты даже отдалённые поселки, в которые также стал приходить интернет. В поле зрения градоначальника – отсыпка дорог, ремонт асфальтового покрытия, обустройство мест для досуга, работа общественного транспорта, подготовка ливневой канализации к пропуску паводковых вод.

Особое внимание в Туле уделяется строительству новых спортивных объектов, ведётся строительство нескольких школ; чтобы создать дополнительные места для малышей от нуля до трёх лет, устанавливаются модульные детские сады.

В городе традиционно выстроена работа по организации досуга: благоустраиваются парковые зоны, насыщенные программы разработаны в досуговых центрах, утверждена дорожная карта развития велоинфраструктуры. Последней новинкой стал интеллектуальный комплекс, который курсирует по городу, собирая данные о состоянии дорожного покрытия и качестве благоустройства. Тула стабильно развивается, прирастает социальной инфраструктурой, повышается качество работы коммунальных служб, власть открыта для жителей и представителей СМИ, блогеров. Город становится с каждым годом всё привлекательнее для туристов и новых жителей.

Андрей МОЗОЛИН

Политолог, директор исследовательского Центра «Аналитик» (г. Екатеринбург)

После очень тяжёлого 2020 года, который прошёл в карантинных мерах, чем хорош 2021 год – эпидемия идёт на спад, а люди привыкли к ограничительным мерам.

Никого не надо заставлять одевать маски, лишний раз мыть руки и так далее. В этом плане всем стало намного спокойнее, с одной стороны, а с другой – жизнь, мягко говоря, снова ускоряется. У Екатеринбурга – новый мэр, как и любому другому градоначальнику, ему пришлось столкнуться с проблемами, с которыми сталкивались все предыдущие мэры, в том числе и со снегом, который выпадает, как всегда, внезапно. У жителей за зиму накопилось много претензий к уборке улиц – их чистили плохо, но, в общем-то, справились.

Сегодня сложно делать «долгоиграющие» выводы по поводу работы Алексея Орлова, но, в общем, можно сказать, что у него есть сильные стороны. Орлов – сильный хозяйственник, опыта и компетенций у него более чем достаточно, чтобы руководить таким непростым городом, как Екатеринбург. Во-вторых, он работает в очень чёткой связке с нашим областным правительством, благо, был вице-губернатором. Недопонимания и каких-то конфликтных ситуаций между городом и областью не существует.

Несколько недель назад мэр презентовал свою программу, с которой как раз избирался на эту должность, она абсолютно прагматична, достаточно понятна: определяет стратегию развития города Екатеринбурга не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения идеологии – это очень важные вещи. Жителям и элитам важно понимать, куда город будет идти, какие будут реализованы прорывные проекты, потому что город всегда развивается за счёт них. Сложно оценивать по трём месяцам работы, потому что всё равно есть этап утряски. Орлов не публичен, не очень любит работать на публику, его условно считают закрытым человеком. Но когда меньше публичных заявлений – меньше публичных скандалов и недопонимания. Здесь можно сказать, что стиль Орлова более прагматичный, в отличие от его предшественников.

Город ждёт несколько глобальных проектов, начиная с Универсиады и заканчивая трёхсотлетием Екатеринбурга. Понятно, что как минимум эти мероприятия должны очень сильно поменять город. А основной запрос любого нормального жителя остался прежним – ходить по чистому городу, жить в комфортной среде и благополучии. Я думаю, что Орлов эти вещи понимает и пытается решать.

Орлов, в силу своей предыдущей должности в областном правительстве, плотно контактировал с элитами, и его связи, думаю, пригодятся городу в выборный год: будет проходить кампания и в Госдуму, и в Заксобрание. Интересно посмотреть, как Екатеринбург будет голосовать. Станет сразу понятна степень влияния Орлова на политический процесс.

На текущую ситуацию он уже влияет. Как только он стал главой города, закончились конфликтные ситуации между гордумой и городской администрацией. С этой точки зрения – да, Орлов влиятельный. Но насколько он за ближайшие месяцы выстроит систему управления электоральными процессами – увидим в сентябре.

Продолжение во второй части статьи...

Реклама на веке
Как разместить
Федеральные прокуроры предъявили Гислейн Максвелл новые обвинения в торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021) - часть 2
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются